Последние новости

БУБЕН ШАМАНА

Если бы фестиваля ARMMONO не существовало, его следовало бы придумать, если только он смог стать поводом для приезда в Ереван ведущего актера Театра Романа Виктюка заслуженного артиста РФ Дмитрия БОЗИНА. В Ереване же состоялась премьера спектакля "Царь-Девица" по поэме-сказке Марины Цветаевой, который артист, постоянно работающий в моножанре, сделал специально для ARMMONO. 

ВПРОЧЕМ, СЛОВО "АРТИСТ" ЗДЕСЬ НЕ СОВСЕМ УМЕСТНО. ПОТОМУ ЧТО ДМИТРИЙ БОЗИН – явление сложное, а то и вовсе не классифицируемое. Уникальная единица творчества. Он красив, как греческий бог, и талантлив, как человек Возрождения – играет на сцене, поет, пишет стихи и картины. Сказать, что он виртуоз и профессионал высочайшей марки со все передающей пластикой и все выражающим голосом, ничего не сказать. Не в виртуозности дело. Такое чувство, какое вызвал Бозин на сцене, довелось пережить, кажется, лишь раз, когда прима мадридского балета танцевал фаруку, – сначала кажется, что сейчас умрет артист, а потом – что умрешь ты. И это совсем не страшно.

В Бозине живут бурлящие стихии и тишина, мужчины и женщины, звери и птицы – всех их этот шаман вызывает из недр своей бездонной души и завораживает зрителя так, что не продохнуть. Энергия – кипучая, пожирающая, шипящая, льющаяся, томная, отчаянная… Энергия, которая не вне, а выше человеческих сил… Кстати, трех дней в Армении ему не хватило, и, возможно, в недалеком будущем нам предстоит еще одна встреча с этим живым воплощением сверхчеловека.

- Вы впервые в Армении. Каковы первые впечатления?

- Я счастлив быть на этом фестивале. Уже успел посмотреть три спектакля, и все меня очень заинтересовали, тронули мое сердце. Я впервые в Армении – всего два дня. Успел только коротко заглянуть в Музей Параджанова. Там, конечно, можно провести не одну неделю – у каждого коллажа. Вот такой коллаж отвечает на вопрос, что дает нам фестиваль. Если ты человек, который умеет соединять на первый взгляд несоединимые вещи, то ты можешь в течение нескольких фестивальных дней почерпнуть многое. Свой спектакль я сделал специально для ARMMONO. У меня давно была мечта поработать с поэмой Марины Цветаевой. А еще у меня была мечта приехать в Армению. Мне представилась возможность – я ею воспользовался. Очень много езжу с чтецкими программами и моноспектаклями. У меня есть спектакли по Бродскому, Цветаевой, Платонову. Недавно сделал спектакль - Бальзак, "Шагреневая кожа", Герман Мелвилл – "Моби Дик" и Пушкин – "Руслан и Людмила". Все это соединено, и вы не представляете себе, сколько потрясающих там единых линий. Я сам обалдел, когда мне пришла в голову эта идея!

- В одном из своих интервью вы говорили, что этим жанром надо заниматься после 35 лет…

- Говорил, и считаю это оправданным. Потому что в какой-то момент актер действительно перестает транслировать только себя. Помните замечательное изречение: когда я был молод, говорил - "я!", когда стал постарше, говорил - "я и Моцарт", а потом я стал говорить просто "Моцарт".

- И все-таки что заставляет суперзагруженного в театре актера так заниматься моножанром?

- Я был совсем мальчишкой, когда Юрский читал стихи, Казаков выходил со своими программами, Алла Демидова, Александр Филиппенко... К счастью, до бесконечности можно перечислять ту плеяду великих актеров-шестидесятников, которые делали это у нас на глазах. Это то, что для меня на всю жизнь стало вершиной актерского мастерства. Ведь только читая стихи, мы можем приблизиться к музыке. И еще сам факт того, что в этом жанре ты можешь в одно мгновение вложить в голову человеку самые несоединимые вещи и они там у него расцветут совершенно фантастическими слиянными растениями. Вот это меня совершенно потрясает. Только в этом жанре можно взять блюз из фильма "От заката до рассвета", а дальше текст Цветаевой – и люди услышат, как это совпадает! Такие режиссеры, как Бутусов, стали делать это в театре. Но, на мой взгляд, это очень сложный жанр, который требует чисто актерски другой глубины погружения.

- А нет ли здесь и стремления быть свободным художником, освободиться от режиссерского диктата?

- Желания нет – я и так свободен. Дело в том, что уже очень много лет тот самый режиссер, Роман Виктюк, не дает нам ни внешних, ни внутренних заданий. Я работаю так, как слышу персонаж, ткань спектакля. Другое дело, что в моножанре есть другой уровень свободы, о которой я говорил, когда вы можете взять абсолютно парадоксальные вещи и соединить их. Вот и все.

- Спектакли вашего театра отличает немыслимый, изысканнейший эстетизм. Но на вашей же сцене появился "Заводной апельсин" - как бы выламывающийся из рамок. Что заставило обратиться к культовому роману Берджесса?

- Если фильм Кубрика, как бы он ни был страшен, абсолютно эстетский, то Виктюк, великий эстет, создавший "Мадам Баттерфляй" и "Саломею", избрал на тот момент абсолютно неожиданную молодежную структуру. Спектакль был абсолютно панковский - сырые яйца падали на сцену! Когда это происходило во Львовском оперном театре, люди просто хватались за голову. Они пришли в бриллиантах и декольте, а здесь панки! И, поверьте, это было не единственное, что шокировало. Это был спектакль о гневе, живущем внутри нас. У нас там была великая абсолютно пауза – три минуты мы просто стояли на сцене и молчали… Уже через полторы минуты люди начинали кричать нам такое! Они не замечали, что оскорбляют нас, хамят. Но спектакль-то был о хамстве и оскорблении. Мы их провоцировали. А в финале я обращался в зал: "Господа, если вы действительно считаете, что мир не так плох, как я говорю, что мешало вам три минуты посидеть молча, когда на сцене никто не разговаривает? Что внутри вас кричало?" Фильм Кубрика кончается на политической ноте, когда хулиган становится частью нашего сообщества и даже другом правительства. А в нашем спектакле мальчик взрослеет, сам многое осознает и думает: "Что я смогу объяснить своему сыну, ведь мой сын может стать таким же, как я, даже, может быть, убьет кого-нибудь?" И это так, по кругу. Когда мальчик, живущий такой лихой жизнью, приходит к такому осознанию… Для меня это было очень важно.

- После "Царь-Девицы" создалось впечатление, что самое важное для вас магия театра.

- Да, и Роман Виктюк использует меня именно в этом качестве. Я такой человек – повернутый на всяких заклинаниях, всяких шаманских штуках. Это с детства, очень много Востока такого внутреннего есть. И восточные женщины, которые всегда оказываются рядом. У меня жена черкешенка. Колдовство – то, что всегда со мной рядом присутствует. Поэтому, когда я слышу это где-то, в чьих-то текстах, я к этому прикасаюсь. И Виктюк предлагает мне это – Воланд так Воланд, Федра так Федра. Здесь цветаевские заклинания, там мистика Булгакова или Оскара Уайлда. Это то, чем я занимаюсь постоянно, мне просто это нравится.

- Свой монотеатр вы называете мифологическим. Судя по всему, это не та хрестоматийная мифология, как мы привыкли ее понимать.

- Потому что "мифологический" - это не от мифологии, а от мифологики. Это тот инструмент, при помощи которого человек может обратиться к книге или к природе вокруг него и извлечь оттуда совершенно новую, неожиданную информацию. Мифологик – это тот, кто понимает, что когда-то никаких мифов не было. Есть те, кто пользуется мифологией – тем, что уже создано, и они могут это использовать в самых разных комбинациях. Но если однажды вы скажете себе, что было время, когда никаких языческих обрядов не существовало вообще и их все кто-то создал, все, не люди даже – существа, слышали эту энергию и постепенно, как рыбы, закручивали свои круги… Птица, которая специальным, ритуальным образом выкладывает свое гнездо, или та гениальная рыбка, которая на дне морском вырисовывает фантастический ритуальный круг, разрезанный на равные секторы! У всех свои заклинания. В данном случае мы точно такие же. Когда ты понимаешь это, можно обратиться к уже давно известным стихам и понять, что когда-то их тоже не было и поэт был погружен в какую-то темноту, из которой он извлек вот эти строки. И нужно разговаривать не только с ними, хотя они восхитительны, но еще и обратиться к той темноте, из которой это создано. Любой текст – это всегда ворота, и ты в них входишь, идешь все глубже и глубже. Когда мы читаем хорошую книжку, мы ведь не замечаем букв – мы живем в тех мирах. Об этом я говорю и на своих тренингах молодым актерам.

- Активно преподаете?

- Да. Хочу, чтобы люди туда шли. Потому что нет смысла на данный момент пользоваться тем, что уже есть. Отправляйся туда, где ты себя не знаешь. Узнай себя другого. Для меня это очень ценно. Когда-то мне нужно было сыграть стареющею певицу Флоренс Дженкинс, которая собрала Карнеги-холл, и я понимал, что никак не могу воспользоваться ни типажом своим, ни телом своим, ни силой, которая у тебя, молодого, есть. И вот тогда ты начинаешь пользоваться другими инструментами.

- Но актеры сегодня часто жалуются, что в эпоху режиссерского театра их стали использовать просто как тюбик с красками…

- Это их собственный выбор, поверьте. Пусть не жалуются. Вот Роман Виктюк, он не дает никаких заданий. Он тебе скажет: стой прямо, говори ровно. Я видел актеров, которые действительно весь спектакль так и делают - стоят прямо и говорят ровно… Как говорится, пошли дурака за водкой, он, дурак, одну бутылку и принесет. Это только твой выбор. Либо ты сам себя как личность развиваешь, сам можешь предложить режиссеру что-то, либо... Виктюк рассказывал, как с ним работал молодой Гафт: "Он мне приносил шесть вариантов! Шесть! Я все их внимательно выслушивал и потом предлагал седьмой - гениальный! Я всегда побеждал!" Но актер-то принес шесть! На этой основе ты можешь делать что угодно. Я уверен, что так работали Алла Демидова, Маргарита Терехова, Филиппенко. Когда люди сами знают, что они хотят сказать, тогда им нужен гениальный режиссер, который их знание перевернет и поставит в совершенно новую систему. Вот тогда это действительно потрясающий союз! А хочешь быть винтиком – будь. В фильме "Пианист" герой произносит потрясающую фразу: "У меня четкие границы – борт корабля и клавиши рояля. Эти границы настолько прочные, что внутри я бесконечен". Мне можно поставить сколько угодно барьеров. Но никто не может ограничить меня внутрь! 

Основная тема:
Теги:
  • Микаэл Абазян 05-Май-2017
    Очень интересное и познавательное интервью! Спасибо!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • МИНФИН - СЕР, НО АРТ-МИР - СЕД
    2019-06-20 11:03
    125

    На днях в Национальном Собрании состоялась встреча, инициированная постоянной комиссией НС по вопросам науки, образования, культуры, диаспоры, молодежи и спорта, объединившая в едином порыве урегулирования законодательного поля в сфере культуры депутатов, юристов и деятелей этой самой культуры. Факт сам по себе внушающий оптимизм, но еще и симптоматичный, позволяющий делать кой-какие выводы и прогнозы.

  • "ЧЕРНОБЫЛЬ", КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПОСМОТРЕТЬ КАЖДЫЙ
    2019-06-19 13:49
    473

    В начале мая состоялась, можно сказать, эпохальная премьера американо-британского сериала "Чернобыль" от телекомпании HBO и Sky. Всего за 5 серий создатели попытались рассказать об аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, о страшной катастрофе в советской Украине и о том, как она повлияла на судьбы людей. Сериалу понадобилось всего 5 недель, чтобы возглавить рейтинг IMDb и стать самым рейтинговым сериалом в истории самых популярных сериалов всех времен и народов. "Игра престолов" нервно курит в сторонке. Еще один результат - поток туристов в зону отчуждения Чернобыльской АЭС вырос к концу мая на треть и продолжает расти.

  • КОГДА ДЕЛИМ ДЕНЬГИ, ОСТАП ИБРАГИМОВИЧ?
    2019-06-13 14:51
    2050

    "Культуру - в массы, бедность - в мозги!" Пилотная программа абонемента школьника тогда еще разделенных министерств культуры и образования, под громкие фанфары запущенная чуть меньше года назад, продолжает барражировать над театрами, но завершилась в контексте концертных залов и музеев. Отлеталась, любезная! Близится время подведения итогов, судя по отзывам арт-руководителей, не слишком успешных. Вопрос - что будет делать дальше министерство, теперь уже образования, культуры и прочее со своим, как оказалось, единоутробным детищем?

  • "КРИСТОФЕР" - ДВИЖЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ
    2019-06-11 13:31
    2332

    Определение "социальный театр" выглядит куда понятнее, чем модное "иммерсивность". Зато с ним больше путаницы. Если со спектаклями-променадами наша публика более или менее разобралась и вошла во вкус, то социальным у нас по-прежнему называют любой театр "на наболевшую тему", хотя вроде всем ясно, что театр не жэк, социальных проблем не решает.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПРИГЛАШАЕТ "УТЕСТ ФЕСТ"
    2019-06-17 15:14
    985

    Армянская национальная кухня практически полностью сохранила традиционные блюда, которые подаются во многих наших ресторанах. Старинные рецепты хранятся и восстанавливаются рядом организаций, одной из которых является общественная организация по развитию и сохранению кулинарных традиций Армении, созданная в 2007 г. Ее основатель и директор, шеф-повар и основатель кулинарной студии - Седрак МАМУЛЯН.

  • В Ереване проходит фестиваль науки "Look around"
    2019-06-15 13:30
    629

    Фестиваль проводится на базе Армянского национального политехнического университета при поддержке корпорации "Росатом" и Российского центра науки и культуры в Ереване.

  • ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
    2019-06-10 11:40
    1515

    Подарок Еревану от РУСАЛ-ФестивAL "И мы будем делать все, что мы захотим, пока вы не угробили весь этот мир", - как пел когда-то Виктор Цой и как поют артисты театральной компании "Июльансамбль". Поют песни - музыкальные вершины поп-культуры XX века. Поют в спектаклях "Несовременный концерт" и "Современный концерт", которые на прошлой неделе ереванский зритель увидел в рамках РУСАЛ-ФестивAL, организованном компанией РУСАЛ и Российским фондом поддержки социальных инноваций "Вольное дело".

  • ДУХОВАЯ МУЗЫКА ПОД ЗНАКОМ АЛЕКСАНДРА АРУТЮНЯНА
    2019-06-07 15:08
    3393

    Как и в минувшие годы, богатым истинно творческими событиями оказался и Третий международный фестиваль духовой музыки, который прошел под знаком одного из величайших композиторов недавнего прошлого - Александра Арутюняна. Он состоялся по инициативе Карена Дургаряна (художественный руководитель) и Шмавона Григоряна (директор, продюсер) при содействии дочери композитора Нарине Арутюнян и при поддержке Министерства культуры Армении. Благодаря их энергии и вкусу вниманию слушателей была предложена яркая, разнообразная панорама действительно лучших произведений армянской и зарубежной духовой музыки.