Последние новости

ХУДОЖНИК ИЗ СЕМЬИ ХУДОЖНИКОВ

Столичный памятник жертвам Холокоста и Геноцида армян, новый герб г.Шуши (Республика Арцах), государственные ордена и герб Министерства обороны РА, эскиз новой банкноты РА "50000 драмов", живописное панно-роспись в интерьерах ресторана Griar, магазина-бара Smoking, банка ABB в Ереване и Армянского культурного центра в Одессе, оформление многочисленных выставок, ярмарок, Дней культуры и иных мероприятий в Армении, Венгрии, Франции и в других странах и, конечно, сотни графических и живописных полотен разных жанров... 

 ХУДОЖНИК ИЗ СЕМЬИ ХУДОЖНИКОВПЕРЕЧИСЛЯТЬ РАБОТЫ РУБЕНА АРУТЧЬЯНА, СОЗДАННЫЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ изобразительного искусства, не хватит места - столь многогранно его творчество и широк круг художественных интересов, в каждом из которых он находит изюминку для себя как создателя и того, кому адресован плод его труда. Заслуженный художник Армении, представитель славной династии художников в широком смысле слова и реалист-мечтатель, умело сочетающий в творчестве классику и модерн, фактическое и воображаемое, он давно занял свою нишу как в отечественном изобразительном искусстве, так и в истории своей семьи.

18 июня Рубену Сергеевичу исполнится 70 лет, юбилейная выставка запланирована на сентябрь, однако художник уже сегодня готовится к этому важному событию. Предстоит подвести итоги еще одного творческого периода, представить работы, созданные за последние 10 лет в живописи, и, возможно, разбавить экспозицию образцами, созданными в других направлениях изобразительного искусства.

О Рубене Арутчьяне можно говорить много и по-разному. Мастер, любящий живописать масштабно, но не чурающийся ювелирного подхода в дизайне. Высота его картин, как правило, превышает метр, росписи занимают целые стены и потолки, а медали и ордена размером не более сердца. Требовательный, прежде всего к себе, он уверен, что залог построения достойного мира - честный и профессиональный труд каждого. Прекрасный портретист, сочетающий талант художника с природным даром психолога, раскрывающего в портретах внутренний мир человека. Противник цензуры советского прошлого, но сторонник культа образования, царившего в ту эпоху. Он архитектор, ставший художником, живописец и скульптор, не равнодушный к графическому дизайну.

 Работа Рубена АрутчянаДОБАВИМ ЕЩЕ ОДИН НЮАНС. КАК БЫ НИ УВЕРЯЛ РУБЕН АРУТЧЬЯН, что навсегда расстался с архитектурой, в его живописи однозначно преобладают "архитектурные" цвета армянской земли. Это терракотовый и розовый туф, серый базальт, песочный фельзит, красный гранит, белый мрамор, в которых отражается синева армянского неба. Художник практически не пользуется зеленым цветом, символика которого ассоциируется с понятиями "незрелость", "несовершенство", "печаль". Их нет не только в творчестве Арутчьяна, но и в его мировоззрении, внутреннем восприятии мира, жизни, действительности. Это не случайно, ведь рисовать он начал очень рано и уже в 10-летнем возрасте заработал первый приз: диплом и премию Международной выставки детского рисунка в Дели (Индия). Не потому, что отец и дядя были известными Арутчьянами: Микаэл - художником, иллюстратором, сценографом, Сергей - карикатуристом, художником-постановщиком. Рубен родился с талантом и безграничной любовью к творчеству.

"Я не говорю, что рисовал с 4 лет, - все дети рисуют. Но, чтобы эта страсть осталась на всю жизнь, это должно быть от природы, - рассуждает Рубен Сергеевич. - Папа мне не помогал и не так, чтобы был примером: он работал над фильмами, мог по полгода отсутствовать дома. Я рисовал сам по себе, любил мастерить, вытачивать скульптурки из всякой всячины и делал все это в свое удовольствие".

Учеба в Художественном училище им. П. Терлемезяна выковала из юного Рубена прекрасного художника: он обрел профессиональные навыки и достаточный опыт, ничем не уступающие подготовке студентов Ереванского художественно-театрального института. Он поступил на факультет архитектуры Политеха, мотивируя тем, что в доме и так хватает художников.

"Архитектура не мешала мне рисовать, наоборот, помогла многое понять, сформировать отношение к интерьеру, пространству. Постоянно жить в двухмерном пространстве мольберта - это одно, а создавать многомерное искусство, сооружая здания или оформляя спектакли, - совсем иное", - говорит Арутчьян. Будущему мастеру довелось работать у корифеев отечественной архитектуры - Кюркчяна, Тарханяна и других, но через несколько лет Рубен Арутчьян ушел из профессии, которая в те годы в большинстве случаев означала "проектирование в ящик стола", и решил вернуться в живопись, где мог стать единственным хозяином положения вещей. "Не нравится картина - могу разорвать, поставить в угол или на худой конец переписать. Я сам себе хозяин".

 Работа Рубена АрутчянаОДНАКО СИДЕТЬ НА МЕСТЕ РУБЕН АРУТЧЬЯН НЕ МОГ. СЕГОДНЯ ОН признается: менять характер труда довольно привлекательно, есть возможность ставить перед собой новые задачи и пытаться их решать. Рубен оформлял ярмарки, выставки, мероприятия, занимался карикатурой, а параллельно рисовал, представляя свою графику и живопись на выставках в Армении, России, Болгарии, Франции, США, Канаде и других странах. Если что-то не нравилось в работе над очередной картиной, он отставлял ее на время, которое в его случае тут же разворачивало компас на скульптуру, дизайн или роспись. Последний вид живописания, которым он занялся с подачи друга и художника Рубена Мнацаканяна, позволил окунуться в мыслительные образы и безграничное чувство свободы мастеров Ренессанса. Росписи для масштабно мыслящего реалиста, коим себя считает Арутчьян, открыли простор для фантазии и возможность сказать свое слово живописца в архитектуре. Пожалуй, работа над росписями была единственным случаем его творческого выхода из мастерской. Художник признается, что любит уединение во время работы.

"Запираешься в мастерской и уходишь с головой в свой мир. Именно поэтому я практически не рисовал пейзажей, люблю творить в своем уютном уголке, - говорит он. - Иное дело - композиции и портреты, занимающие львиную долю моих живописных предпочтений".

Портрет - самый близкий Арутчьяну жанр в живописи. По его словам, здесь есть возможность проявить себя именно как живописца, поставить и решить проблемы характера человека, установить с ним контакт и подметить в нем то, что скрыто от чужих глаз. Основная особенность портретов Рубена Арутчьяна - в предельной узнаваемости прообраза. Но художник не стремится лишь копировать черты лица, а обязательно передает характер, настроение, эмоции тех, кто ему позирует, умело манипулируя светом и используя излюбленные приглушенные цвета. Прежде чем приступить к созданию живописного образа, он старается распознать личность, душу этого человека, его взгляды на мир, "прочесть" его. Именно поэтому в портретах Рубена Арутчьяна сквозит дыхание жизни, при всей присущей жанру статике они полны движения.

Движение присуще всей живописи Арутчьяна: падающий натюрморт и точно такая женщина, изогнутые контуры тел, предметов - одиночных и составляющих композицию - во всем есть пульс, стучащий в ритме, задаваемом автором. Еще одна удивительная особенность живописной манеры Рубена Арутчьяна - линия, обладающая бесконечностью. Подобное ощущение создается, когда смотришь практически на все его картины, даже портреты, где, казалось бы, линия должна замкнуться в ту или иную форму.

ЖИВОПИСНЫЕ ЛИНИИ РУБЕНА АРУТЧЬЯНА НАХОДЯТ ЗАВЕРШЕНИЕ в графическом дизайне, который всегда привлекал художника. Это знаки, ордена, медали, гербы... Эмблемы Министерства обороны РА, Союза промышленников и предпринимателей Армении, ордена и памятные монеты Республики Армения, многое другое. Особняком стоит герб города Шуши Республики Арцах с изображением ангела-хранителя церкви Сурб Аменапркич Казанчецоц. Арутчьяны происходят из этого старинного армянского города, свою дань которому воздал и талантливый потомок рода.

Рубен Сергеевич также мастер карикатурного жанра, в его работах добрый юмор граничит со злой сатирой, выявляя негативные реалии в мире, окружающей нас действительности, поведении и помыслах людей. Его именем подписаны и каменные стеллы, и памятники, к которым применимо изречение "все гениальное просто".

У реалиста Рубена Арутчьяна есть мечта - нарисовать масштабное историческое панно "Битва при Арацани". Но нужны предпосылки: достаточное финансирование, интеллектуальный заказчик и время. С годами Рубен Сергеевич стал особенно требователен к себе и к каждой работе относится детально, обстоятельно и ответственно, повторяя, разыскивая, находя, а порой отрицая себя, а потом вновь обнаруживая пульс творчества и доводя картину до совершенства, чтобы зрителю казалось, что полотно создано всего за пару дней. В этом и есть секрет мастерства Рубена Арутчьяна.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 8 ЧАСОВ ИЗ ЖИЗНИ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
      2019-12-13 12:42
      1023

      В Ереване праздник кино. Наконец-то столица увидит прекрасный фильм российского режиссера Юсупа Разыкова "Танец с саблями", об одной из важнейших страниц жизни и творчества выдающегося композитора Арама Хачатуряна. Фильм уже запущен в прокат в кинотеатрах "Синема Стар" (Далма-Молл) и "Москва" и ждет своего зрителя.

    • 23 ПРИЗА ИЗ ТЕЛАВИ
      2019-12-13 12:06
      1056

      В грузинском городе Телави недавно прошел I Международный фестиваль-конкурс Old Town Pictures, в музыкальной секции которого приняли участие воспитанники Ереванской музыкальной школы им. Алексея Экимяна, вернувшиеся домой с 23 наградами. Одиннадцать первых мест, восемь вторых и четыре третьих - таков приятный груз, который юные музыканты и певцы привезли с собой из Телави.

    • ЭКОЛОГИЯ ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ
      2019-12-13 11:58
      973

      Сценический коллектив "Театра 8" - труппа, репертуар которой соткан в основном из спектаклей на социальную тематику. Права человека, ранние браки, селективный аборт, проблемы общественных взаимоотношений - эти и другие вопросы в центре внимания постановок труппы.

    • ЮБИЛЕЙ ПОЭТОВ СОСТОЯЛСЯ ВОПРЕКИ НОКС
      2019-12-12 16:54
      1385

      В Музее литературы и искусства им. Е.Чаренца открылась временная, но долгожданная выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения трех видных армянских поэтов: Сильвы Капутикян, Грачья Ованнисяна и Геворка Эмина. В экспозицию выставки вошли материалы из архивов самого музея, а также других очагов культуры Еревана, предоставивших экспонаты на определенный срок. Однако ни правительственные структуры, ответственные за сферу культуры, ни широкая общественность к этим юбилеям интереса не проявляли.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С КИНЕМАТОГРАФОМ НЕ РАССТАВАЛСЯ
      2019-12-15 10:00
      508

      Кинорежиссеру Арману МАНАРЯНУ 15 декабря исполнилось бы 90 Как известно, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время становились явлением. Причины могут быть разные, но ни одна - не главная. Много ли у нас фильмов, пафос которых по прошествии лет не выглядит наивным, мастерство которых не надо принимать с поправкой на время? Их единицы. Среди них - "Родник Егнар" Армана Манаряна и его же короткометражка "Тжвжик". Хотя эти фильмы сняты очень давно, но впечатление оставили неизгладимое. А вечно юный дух режиссера делает их еще и неотразимыми.

    • "Арменпресс" передал тбилисскому Дому-музею Туманяна эксклюзивные фотографии
      2019-12-14 09:04
      456

      Информационное агентство "Арменпресс" передало тбилисскому Дому-музею Ованеса Туманяна эксклюзивные фотографии. В Министерстве культуры Грузии во время презентации книг “Десять сказок”, “Туманян – 150” (текст параллельный – армянский и грузинский), “Светлый Туманян” (на грузинском языке), посвященных 150-летию со дня рождения Ованеса Туманяна об этом сказал директор Информационного агентства “Арменпресс” Арам Ананян.

    • ЮБИЛЕЙ ПОЭТОВ СОСТОЯЛСЯ ВОПРЕКИ НОКС
      2019-12-12 16:54
      1385

      В Музее литературы и искусства им. Е.Чаренца открылась временная, но долгожданная выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения трех видных армянских поэтов: Сильвы Капутикян, Грачья Ованнисяна и Геворка Эмина. В экспозицию выставки вошли материалы из архивов самого музея, а также других очагов культуры Еревана, предоставивших экспонаты на определенный срок. Однако ни правительственные структуры, ответственные за сферу культуры, ни широкая общественность к этим юбилеям интереса не проявляли.

    • ПОИСКИ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2019-12-11 12:22
      2484

      Я не принадлежу к скептикам, утверждающим, что художников много, а подлинные произведения искусства - редкость. Напротив, у каждого художника отыщется масса произведений, достойно представляющих армянскую школу изобразительного искусства. Но живопись Вальмара (Владимира Маркаряна) - это не просто отличные произведения, это целая Вселенная, в которую ступаешь с чувством неизъяснимым, независимо от того, кто ты - критик или просто зритель.