АРМЯНЕ-БЕДУИНЫ В ФОТОГРАФИЯХ НУРХАНА ПАЛЯНА
Известный художник, этнограф и исследователь Раздан ТОКМАДЖЯН не перестает удивлять своими открытиями в отечественной культуре и истории. На днях он представил широкой общественности новое издание, подготовленное при содействии Армянского всеобщего благотворительного союза (AGBU) в соавторстве с Мартиросом ТОЛМАДЖЯНОМ, "Печальная мелодия пустыни. Армяне-бедуины в фотографиях Нурхана Паляна". Эта книга открыла новую страницу армянской истории, порожденную Геноцидом армян 1915 г. и затерявшуюся в арабских пустынях.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ-АЛЬБОМА СОСТОЯЛАСЬ В АРМЯНСКОМ ОФИСЕ AGBU по инициативе Министерства диаспоры РА в присутствии многочисленных гостей. Издание на армянском, английском и арабском языках вобрало более 120 фотографий, сделанных в первой половине ХХ века нашим соотечественником Нурханом Паляном в окрестностях сирийского города Дейр-эз-Дзор. На снимках – армяне, чудом спасшиеся от младотурок и нашедшие пристанище в разных племенах арабских бедуинов и ставшие частью их сообщества. Большинство фотографий - образы армян-бедуинов, представленные в быту и повседневной жизни.
Мероприятие открыл заместитель министра диаспоры РА Серж Срапионян. Передав присутствующим поздравления Грануш Акопян в связи с выходом в свет столь важного и актуального в наши дни издания, он зачитал ее послание. "Геноцид с корнями вырвал из родной земли армянский народ. Одна часть наших соотечественников чудом спаслась и рассеялась по миру, другая оказалась в пустыне как физически, так и духовно, потеряв не только дома, семьи и родных, но и национальную принадлежность, свои традиции, религию, культуру, язык, - говорится в послании Грануш Акопян. – Спустя столетие Раздан Токмаджян приоткрыл завесу над значительным сегментом армянства, вынужденно принявшего образ жизни кочевников и уцелевших в пустыне Дейр-эз-Дзор. Очень важно, что Раздан Токмаджян поднял эту тему в эти ужасные для Сирии дни".
По словам Грануш Акопян, название книги "Печальные мелодии пустыни" - серьезный посыл миру, дающий новый импульс для исследования темы Геноцида 1915 г. Это доказательство того, что армянский народ не только был подвергнут истреблению: его заметная часть оказалась оторванной от национальных корней. "Уверена, что читатель, в том числе и иностранный, познакомившись с трудом Раздана Токмаджяна, поймет всю ту боль, которую младотурки причинили армянам более века назад, и осознает огромную трагедию, о которой до сих пор выходят в свет все новые и новые фактографические материалы", - отметила в послании Грануш Акопян.
УНИКАЛЬНЫЙ ФОТОАРХИВ НУРХАНА ПАЛЯНА РАЗДАН ТОКМАДЖЯН получил в дар от его вдовы Вардануш Палян (Карташьян) в 2003 г. Вардануш после смерти мужа в 1988 г. целых 15 лет хранила эти бесценные сокровища, доверив их истинному патриоту и исследователю Раздану Токмаджяну, который долгие годы возглавлял Художественную академию им. М.Сарьяна при AGBU в Алеппо. Живя в Сирии, он обнаружил и раскрыл много неизвестных страниц армянской культуры. Автор многочисленных трудов о древних видах армянской вышивки (айнтапской, марашской и других), о творчестве и ремесле династии Калемкарян, около двух веков занимавшейся обработкой металлов (золота, серебра, меди) и других, Раздан Токмаджян внес серьезный вклад в исследование жизни и деятельности армян Сирии, в частности, Алеппо. Как он не раз отмечал в своих интервью, в этой географически отдаленной от Армении точке армянского мира сохранился огромный пласт национальной культуры и истории, уцелевший благодаря традиционному укладу жизни местных армян, их стремлению сохранить национальную идентичность на чужбине.
К истории армян-бедуинов, малоизвестной на родине, Токмаджян потянулся, не раздумывая. "В Алеппо практически все знают о существовании армян-бедуинов. Можно сказать, что в каждой армянской семье есть личные истории, связанные с пустыней, сохранившиеся как наследственная память семьи, рода, всего армянского народа", - заметил Токмаджян. Он рассказал, как однажды побывал в гостях у главы алеппского филиала AGBU Петроса Бояджяна и увидел на стене фотографию его матери, вокруг губ которой была выжжена арабская татуировка. "В Сирии подобные истории обычны, сирийские армяне знают, что среди кочевников пустыни есть немало людей, в чьих жилах течет армянская кровь".
Раздан рассказывает: основная цель издания альбома "Печальная мелодия пустыни…" - желание представить коллекцию авторских фотографий Паляна как фактографический материал и раскрыть их художественную ценность. Большинство фотоснимков – отличный эксклюзивный материал для исследований узких специалистов: арменоведов, историков, геноцидоведов, антропологов, этнографов, культурологов и других. Работа над книгой продлилась около трех лет: Токмаджян исследовал смежные материалы по данной теме, знакомился книгами и документами в Национальном архиве Армении, Музее литературы и искусства им. Е.Чаренца, изучил фонд Рубена Эрьяна (Rupen Herian), который одним из первых исследовал Дейр-эз-Дзор после Геноцида. Нелегким был и сбор материалов о Паляне: семья Нурхана Паляна разбросана по всему свету, и приходилось выискивать фотографии, документы и другие материалы на разных континентах - от Австралии до Азии и Европы.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ НЕОБЫЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ НУРХАНА ПАЛЯНА также заслуживает пристального внимания. Инженер по специальности, он получил образование ICS (International Corresponding School) в Алеппо, затем работал в организации "Электрические сети" в Антиохии (Греция). В 1936 г. он получил приглашение на работу в ту же организацию города Дейр-эз-Дзор и перебрался туда с матерью, женившись вскоре на Вардануш Карташьян. Фотографией Нурхан увлекался с детства, обучившись ей в немецком приюте Алеппо. В дальнейшем по службе он часто разъезжал по разным районам Сирии и попутно фотографировал.
В Дейр-эз-Дзор он вместе с матерью и женой нередко ездил в пустыню, где и обнаружил немало армян, запечатлев их в своих бессмертных кадрах. Как писала в своих дневниках его мать Парандзем, складывалось впечатление, будто в пустынях от Евфрата до Персидского залива проживает около 5000 армянских женщин: в одном только городе Дейр-эз-Дзоре ей удалась найти 1000 армянок, живущих среди бедуинов. Парандзем беседовала с соотечественниками, записывала их истории и рассказы.
"По ее записям, среди армян-бедуинов было намного больше женщин, чем мужчин, - говорит Раздан Токмаджян. – Некоторых в пустыне подобрали арабы и, женившись на них, создали свои семьи. Маленьких девочек они нередко растили и воспитывали как будущих жен для своих сыновей. Были случаи, когда, спасаясь от младотурок, армяне оставляли своих детей бедуинам, понимая, что им не выжить в знойных пустынях в попытке убежать от турецких преследований. Среди бедуинов Парандзем и Нурхан находили и армян-мужчин. У каждого была своя судьба, своя личная история. Многие наши соотечественники примыкали к племенам бедуинов, скрывая свою национальную принадлежность, поскольку были уверены, что турки истребили всех армян на земле. О том, что армяне живы как нация и разбросаны по миру, они узнавали спустя 20-30 лет. Нурхан запечатлел и семьи из чистокровных армян, живущих по законам бедуинов".
В 1919 г. В АЛЕППО БЫЛ СОЗДАН ПРИЮТ ДЛЯ АРМЯНСКИХ ЖЕНЩИН И ДЕВОЧЕК, материальную ответственность и руководство которым через год взял на себя AGBU. Приюты были открыты и в Дамаске. Многие женщины с радостью перебирались сюда, будучи уверенными, что не будут украдены мусульманами. Однако не все складывалось гладко. Раздан Токмаджян поднимает ряд важных вопросов: как безболезненно вывести армянок из уже привычной исламской среды, готовы ли они к новым условиям жизни и, самое главное, готово ли их принять армянское общество? Ведь бывали случаи, когда женщины, так и не приобщившись к новым условиям, возвращались в бедуинские семьи, к своим мужьям-мусульманам.
Правда, зачастую случалось иначе, когда родители-арабы не скрывали от детей-армян их национальную принадлежность или рассказывали им об их корнях в день совершеннолетия, давая возможность самим решать дальнейшую судьбу. В книге Раздана Токмаджяна есть фотография, на ней изображен айнтапец Акоб Ароян с братом-бедуином. Когда Акобу исполнилось 18 лет, приемные родители рассказали о его происхождении и предложили отправиться в Алеппо, найти армян и жить с ними. В путь к новой жизни его сопроводил настоящей сын приемной семьи. Акоб обосновался в Алеппо, занялся продажей ковров и стал на ноги. Но, получив воспитание и продолжая жить в арабской среде, он так и не выучил армянский язык. Однако это не помешало ему после Спитакского землетрясения 1988 г. оказать финансовую помощь соотечественникам в далекой Армении. Единственное, что обидело Акоба, укор армянина, принимавшего у него сумму в одном из официальных офисов, в том, что Акоб не говорит по-армянски.
Подобные вопросы актуальны и сегодня, когда истории исламизированных армян становятся достоянием широкой общественности, одно за другим раскрываются имена криптоармян, а среди представителей диаспоры обнаруживаются соотечественники, оторванные от культуры своего народа, не владеющие национальным языком. Книга-альбом "Печальная мелодия пустыни. Армяне-бедуины в фотографиях Нурхана Паляна" заставляет задуматься и об ответственности армянской общественности перед затерявшимися в духовной и физической пустыне соотечественниками.
-
лейля 05-Июл-2017Я прошу Армении признание геноцида не сделать целью. Дайте Богу время, сделать то , что он задумал. Это не мир не хочет признать, а Бог не хочет дать им возможность осознать , что они творили своим зверствам и безразличием. Это мир должен стараться признать и осознать свой грех. но как видите Бог их не хочет простить. Если вы посмотрите в глубь истории, то увидите, что история есть промысел Божий. Все империи, которые хотели уничтожить Армению исчезли в бытие. (Не зря инстинкт тюрских правителей так боялась даже языка армянского, если ты говорил на армянском, то тебе отрезали язык, т к знали, что это прямой связь с космосом( с Богом). Это мы не понимает, что мы из себя представляем и что имеем. В геноциде 1915 г г участвовали в основном 5 народа (члены секты денме, немецкие офицеры, для которых наши дети были мишенью для тренировок, курды и чеченцы для которых наши дети были товаром и большевики). Немцы не только потеряли миллионы, но это они осознали, что они народ с комплексом неполноценности, и сейчас они стоят на грани исчезновения. курды и чеченцы получат еще свое, большевики канули в историю и т.д. Откройте глаза этот народ за короткий срок не только встал из пепла, но и победил и вернул и вернет то, что дал им Бог ЭЯ(HAYA). Только жаль, что с времен Тиграна великого, когда он женился на Олимпии , то с Арменией случилось, то что и с Персией, когда царицей стала ЕСТЕР. И до сих пор Арменией правят люди не армянской душой, люди служители золотого тельца. И пока мы не избавимся от таких ограниченных душой и духом людей, хотя бы чтобы не они правили, то будем страдать и мир тоже не найдет ту дорогу развитие, который бог программировал в нашем подсознании. Нынешние правители мира - это народы с душой разбойников и политика их колониальная, Все знание (математика, химия , астрономия). Европа получила от Ближнего Востока, но не могла развивать, т к человек должен развиваться через духовные ценности в первую очередь мышлением созидания, а не присваивая чужую культуру, который не дано его понять и поэтому все равно они деградируют.Ответить
-
лейля 05-Июл-2017Я прошу Армении признание геноцида не сделать целью. Дайте Богу время, сделать то , что он задумал. Это не мир не хочет признать, а Бог не хочет дать им возможность осознать , что они творили своим зверствам и безразличием. Это мир должен стараться признать и осознать свой грех. но как видите Бог их не хочет простить. Если вы посмотрите в глубь истории, то увидите, что история есть промысел Божий. Все империи, которые хотели уничтожить Армению исчезли в бытие. (Не зря инстинкт тюрских правителей так боялась даже языка армянского, если ты говорил на армянском, то тебе отрезали язык, т к знали, что это прямой связь с космосом( с Богом). Это мы не понимает, что мы из себя представляем и что имеем. В геноциде 1915 г г участвовали в основном 5 народа (члены секты денме, немецкие офицеры, для которых наши дети были мишенью для тренировок, курды и чеченцы для которых наши дети были товаром и большевики). Немцы не только потеряли миллионы, но это они осознали, что они народ с комплексом неполноценности, и сейчас они стоят на грани исчезновения. курды и чеченцы получат еще свое, большевики канули в историю и т.д. Откройте глаза этот народ за короткий срок не только встал из пепла, но и победил и вернул и вернет то, что дал им Бог ЭЯ(HAYA). Только жаль, что с времен Тиграна великого, когда он женился на Олимпии , то с Арменией случилось, то что и с Персией, когда царицей стала ЕСТЕР. И до сих пор Арменией правят люди не армянской душой, люди служители золотого тельца. И пока мы не избавимся от таких ограниченных душой и духом людей, хотя бы чтобы не они правили, то будем страдать и мир тоже не найдет ту дорогу развитие, который бог программировал в нашем подсознании. Нынешние правители мира - это народы с душой разбойников и политика их колониальная, Все знание (математика, химия , астрономия). Европа получила от Ближнего Востока, но не могла развивать, т к человек должен развиваться через духовные ценности в первую очередь мышлением созидания, а не присваивая чужую культуру, который не дано его понять и поэтому все равно они деградируют.Ответить
-
kora 07-Июл-2017мне кажется надо пригласит армян -бедуинов в Армению и создат им условия для проживания .Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-07 09:13
В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.
-
2024-09-27 09:20
Четыре года назад, утром 27 сентября, Азербайджан начал третью, широкомасштабную войну против Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). Как и его предшественники, третье поколение независимых граждан Арцаха было вынуждено взять в руки оружие, чтобы защитить от агрессора себя, свои семьи и родину.
-
2024-04-25 10:44
"Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь. В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.
-
2023-12-14 12:21
Прогнозы правительства Армении и ЕАБР не совпадают 14 декабря заместитель председателя правления, главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров и команда аналитиков банка представили в онлайн режиме презентацию «Макроэкономический прогноз 2024-2026». В регионе операций ЕАБР 2023 год завершается экономическим ростом, превосходящим ожидания – более 3%. Какой же будет динамика выпуска, курса, цен и ставок в 2024 году? И какие возможности и вызовы стоят перед регионом в среднесрочной перспективе?