ФИЛЬМ О ЕРЕВАНЕ И О ЛЮБВИ
Столичный кинотеатр "Москва" с четверга выпустил в прокат документальную картину режиссера Татьяны Данильянц "Шесть музыкантов на фоне города". Фильм рассказывает об известных ереванцах, чье личностное, творческое формирование и развитие переплетено с судьбой нашего города. Это знаковые представители разных направлений армянского музыкального искусства - Дживан Гаспарян, Левон Малхасян (Малхас), Лилит Пипоян, Арто Тунчбояджян, Ваан Геворкян (Форш) и Микаел Восканян, ставшие зеркалом разных поколений творческих кругов, несхожих эстетических вкусов и взглядов, которые вместе образуют уникальный культурологический стержень Еревана.
ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА СОСТОЯЛАСЬ 4 АПРЕЛЯ В МОСКВЕ, В КИНОТЕАТРЕ "ОКТЯБРЬ", и была очень тепло принята публикой. Затем фильм обошел еще около 20 экранов в России и обрел широкую аудиторию поклонников. Ереванская премьера прошла в рамках 14-го МКФ "Золотой абрикос" и вновь под аккомпанемент бурных зрительских оваций. Как отметила кинокритик Виктория Белопольская, "… если бы существовала Красная Книга Кино, фильм "Шесть музыкантов на фоне города" точно бы в нее попал как уникальный представитель жанра "документальный мюзикл…"
Уже с первых кадров фильм "Шесть музыкантов на фоне города" приковал к экрану и приятно насторожил. Напряженный ритм, исходящий от барабана Арто Тунчбояджяна, рассуждения Малхаса, без хитроватой улыбки которого трудно представить течение ереванского времени, лирика песен Лилит Пипоян, заставляющая обратиться внутрь себя, признание в любви к родной земле, к корням - Микаела Восканяна, умудренное молчание Варпета Дживана Гаспаряна и исключающая формальности простота Форша, которого в начале фильма зритель "подлавливает" за прослушиванием любимой многими песни "Арарат" Арто Тунчбояджяна.
Казалось, круг шестерки главных героев фильма замыкается, но режиссер Татьяна Данильянц перебрасывает зрителя к одной из архитектурных жемчужин Армении - знаменитой Арке Чаренца, откуда открывается прекрасный вид на гору Арарат. Становится ясно: фильм не просто повествование о жизни, буднях и творчестве шести героев. Он намного шире и касается истории нашего народа, берущей начало у подножия седовласой горы. Данильянц устраивает своеобразное путешествие по концептуальным вехам жизни армянского народа, используя для этого самый понятный язык - музыку.
"СНАЧАЛА Я ПЛАНИРОВАЛА СНЯТЬ КОРОТКОМЕТРАЖНУЮ КАРТИНУ О ФОРШЕ. В декабре 2007 г. я впервые оказалась в Ереване для участия в МКФ "КИН". Это был сложный визит: прежде Армения не являлась для меня особой страной и занимала место в ряду многих других стран, куда меня приглашали с фильмами или другими моими проектами, - рассказывает Татьяна Данильянц. - И тут я обнаружила нечто важное для себя: здесь жили люди, чья фамилия оканчивается, как и моя, на "ян". Но это были не просто буквы, в них скрывалось нечто прежде непознанное мною на глубинном уровне, что всегда заставляло меня ощущать некую внутреннюю отчужденность в Москве, где я выросла и живу до сих пор, и пробудило чувство родства здесь. Именно в те дни друзья затащили меня в кафе "Поплавок" на концерт Форша. Я увидела человека небольшого роста, но источающего огонь, из которого, словно искры, летела музыка. Обжигающие мелодии Форша запали в душу, зародив мысль о фильме".
Не найдя финансирования, Татьяна Данильянц занялась другими проектами, но мысли о фильме, как заноза, не давали покоя. Татьяна стала частым гостем Еревана, точнее, родным человеком, перед которым и сам город постепенно раскрывал душу и сердце. Новые знакомства с разными людьми, пластами культуры, ереванскими буднями и национальными традициями побудили ее иначе взглянуть на задумку документального фильма. Как говорит Татьяна, "документальное кино - как хороший коньяк, который должен настояться. Лишь тогда возникает эффект времени, ведь документальное кино рассказывает о времени и о временах. В конечном итоге я поняла, что фильм расскажет о Ереване глазами шести музыкантов, родных мне по духу и определяющих ритм и музыку ереванской жизни".
Живые символы Еревана - шесть музыкантов идут своей дорогой. Пути их практически не пересекаются. Дживан Гаспарян - живая легенда и мастер дудука, прославивший армянскую "абрикосовую тросточку" на весь мир. Он классик народной музыки, и режиссер показывает его на фоне здания Оперного театра - сердца Еревана середины прошлого века и архитектурной жемчужины другого классика Александра Таманяна. Малхас - его противоположность, этакий ночной дух Еревана, задающий темп и зажигающий ритм столичной жизни за полночь. В то же время это ереванский парень, имеющий за пазухой кучу баек и историй о каждом уголке нашего города, о страницах его жизни, наполненных армянским духом. Лилит Пипоян, архитектор по первой специальности, начинает свою историю у Ереванской крепости (ныне знаменитый Винный завод) и заставляет режиссера совершить прогулку в один из уголков района Шенгавит, где сохранилось авангардистское здание советской эпохи. В то же время она предстает перед зрителями как великий реаниматор, вернувший к жизни средневековые айрены, признанные вершиной армянской любовной лирики ХIV-ХVI вв.
А ВОТ И ФОРШ, С КОТОРЫМ НОРОВЯТ СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ ПРОХОЖИЕ. Он влюблен в Ереван и воспевает его таким, каким город запал в его душу с детства, с эпохи беспечной советской юности. Микаел Восканян - представитель нового поколения, перенявший эстафету Дживана Гаспаряна и сделавший армянский струнный инструмент - тар - известным за пределами Армении. Но его творчество - это удачная попытка объединить традиции с современностью, творчество Саят-Новы и других ашугов с ритмами ХХI века. На их фоне вырастает Арто Тунчбояджян - выходец из Западной Армении, олицетворяющий одну из болезненных глав армянской истории, представитель армян Спюрка, прячущий кровоточащую рану за семью замками, но нашедший свой язык чувств для борьбы в условиях турецких запретов.
На фоне их творчества, подпитываясь им и воспитываясь на нем, живут поколения жителей нашего города, влюбляются, общаются, музицируют и слушают музыку, строят и созидают, не забывая о долге перед предками и историей. В панорамах города, появляющихся на экране, нет-нет да и проскальзывает постер с сиреневой незабудкой - символом Геноцида армян, находящий продолжение в мемориале на холме Цицернакаберд. Кажется, режиссер хочет сказать: "гора" - Арарат, мемориал, наша культура - помнит все. Она и есть хранитель национальной памяти, которая на протяжении веков подпитывается новыми величинами и высотами, но этот процесс должен идти не в ущерб основам национального самосознания и долга перед предками на всех уровнях - культурном, научном, историческом, а на благо их.
Шесть музыкантов на фоне города делятся воспоминаниями, сетуют об ушедшем, с пониманием относятся к настоящему, но все с уверенностью смотрят в будущее. Татьяна Данильянц умело прочерчивает грань между творчеством и индивидуальностью каждого из них, предоставляя, к примеру, Малхасу и Форшу нишу творцов, формирующих особый ереванский дух, без которого кислорода в городе станет меньше, и раскрывая глобальный, внеармянский характер искусства Дживана Гаспаряна, Лилит Пипоян, Микаела Восканяна. Яркий штрих в музыкальном панно - Арто Тунчбояджян, символ армянства, разбросанного по миру, но нуждающегося в том, чтобы сегодня собраться в единый кулак во имя построения нового Еревана, Армении, армянского мира, во имя решения застарелых проблем и настоящих задач. Не случайно на протяжении всего фильма звучит ритм его барабана, словно гонг, призывающий армян объединиться.
ФИЛЬМ ПОЛОН ДЕТАЛЕЙ, КОТОРЫЕ, СЛОВНО МАЗКИ ХУДОЖНИКА-ИМПРЕССИОНИСТА, делают картину о Ереване (читай - об Армении и армянстве) не просто неповторимо красочной, но и целостной. Каждый кадр с его фоном и музыкальным сопровождением, каждая беседа на камеру - откровение для зрителя и, как призналась Татьяна, для режиссера. Звучащая в эпизоде с мемориалом Геноцида армян мелодия заставляет вспомнить о том, что именно армянский народ первым принял христианство как государственную религию. Выступление дудукистов у ротонды на проспекте адмирала Исакова - также своеобразная дань вкладу армянского народа в борьбу с фашизмом. Айрены в исполнении Лилит Пипоян воскрешают образы средневековых миниатюр, перенося зрителя от времен Тороса Рослина до сокровищ Матенадарана. А беседы с Микаелом Восканяном в Разданском ущелье - неотъемлемая связь с родной землей, рождающей таланты. А рядом с ними Малхас и Форш как отдушина на все случаи ереванской жизни.
Фильм Татьяны Данильянц "Шесть музыкантов на фоне города" многогранный, многослойный и информативный. Он очень музыкальный. Но в первую очередь он трогательный, ибо он о любви, большой любви к Еревану, центру армянской вселенной, планеты и звезды которой теплятся в разных уголках мира.
-
Александр Винокур 19-Авг-2017*** Оглянешься нечаянно назад - Былое маскируется, как думы, При том, что абсолютно невдогад Причины вспоминательного бума. Не всё былое, только попурри. Сканируя любимые мотивы, Себя, того, попробуй повтори И не ищи иной альтернативы. На площади, где, словно рудимент, Просторна и проста архитектура, Звучит эпохи аккомпанемент - Шуршащий голос Шарля Азнавура. Я, помню, бросил несколько монет... Сойдя с миниатюрного экрана, Как вспышка, возвращаются ко мне Поющие фонтаны Еревана. 2010 http://alex-vinokur.dreamwidth.org/49996.htmlОтветить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2023-08-23 10:28
«Россия – это страна, где может быть все», - сказала на ереванской премьере игрового фильма «Сдохнуть нужно, чтобы вы приехали» известная российская актриса театра и кино Юлия Ауг. Показ фильма в Ереване прошел в Большом зале «Дома кино» в рамках программы «Эхо» Международного кинофестиваля «Золотой абрикос», он был устроен в сотрудничестве с киноклубом «Ереван».
-
2023-04-20 10:01
Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.