КРАСКИ БЕЗ ПРАВИЛ
Музей современного искусства отметил свое 45-летие, выпустив вторую книгу альбома "Музей современного искусства Армении". В первой, вышедшей несколько лет назад, были представлены работы художников из первых экспозиций музея, открытого в 1972 году. Среди них много ныне знаковых для армянского изобразительного искусства имен.
ОСНОВАТЕЛЬ И ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ГЕНРИХ ИГИТЯН, СТРЕМЯСЬ ПРЕДСТАВИТЬ яркую картину армянского авангардного искусства тех лет, лично отбирал произведения для альбома. Задуман им был и второй альбом с произведениями художников, которых в 80-е годы называли "наши молодые". Сейчас большинству из них уже за 50, и их имена хорошо знакомы поклонникам art-искусства – все они многократно выставлялись в залах музея, их работы вошли в его постоянную экспозицию. Генрих Суренович не успел выполнить задуманное, но концепция книги, как и выбор авторов, были определены им.
Готовя к изданию новый альбом, коллектив музея, желая сохранить авторство Игитяна, не только придерживался его списка художников, но и использовал его тексты, сохранившиеся в архиве музея. "Не считая свой выбор абсолютным, - писал Игитян, - и, осознавая, что прогнозирование в искусстве понятие неблагодарное, тем не менее уверен, что именно из этой группы некоторые художники в будущем займут достойное место в истории отечественного искусства".
Вторая книга альбома, на страницах которой продемонстрирован широкий спектр армянского art-искусства конца XX – начала XXI века, стала естественным продолжением первой. Произведения, вошедшие в нее, написаны в разные годы, самые ранние - в 90-х годах прошлого века, большинство датировано первыми годами нового тысячелетия, много работ и последних лет. Критерий отбора один – художественное качество. Каждый из представленных в альбоме художников, оперируя различными символами, предлагает свое видение мира. Отсюда разнообразие творческих индивидуальностей, стилей, методов, объединенных в едином пространстве альбома.
Красочный лиризм пронизывает творчество Зулейки Бажбеук-Меликян. Она мастер со своим мироощущением и своей системой выразительности. Ее картины сложны, многослойны, в них слышна светлая мелодия музыки и всегда присутствует нечто внутреннее, скрытое, очень личное. Вошедшие в альбом работы "Церковь", "Художник и модель", "Танец", "Концерт" в очередной раз убеждают, что "она умеет слушать себя и последовательно проводить свои принципы". Иначе, наверное, и быть не могло, ведь ее ориентиром в области высокого искусства всегда был отец, выдающийся художник Александр Бажбеук-Меликян.
К ПОКОЛЕНИЮ, ВОШЕДШЕМУ В МИР ИСКУССТВА В 70-х ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА, относится и Арко – Аркадий Багдасарян. Его композиции всегда самобытны, символичны, дерзки, полны юмора. Такова и включенная в альбом "Иллюзия", проникнутая едким сарказмом. Рождение собственного стиля, всецело принадлежащего только ему, отличает работы Саркиса Амалбашяна. О масштабности его творчества, мощи живописного языка говорят и энергичные, насыщенные фактурным колористическим решением произведения "Шелковый путь", "Отражение". Неизменно ищет новую форму, как сюжетную, так и изобразительную Арарат Саркисян. Экспериментатор по натуре он всегда готов к новым поворотам в творчестве. Космогонический элемент, материализующий в себе человеческие сомнения, страхи, силы и сверхъестественные явления, таким предстает герой цикла "Бобо". Создатель его Кики (Григор Микаелян) - постоянный участник выставок армянского андерграунда с 1993 года живет и работает в Лос-Анджелесе. Живет за рубежом (Париж, Лондон, Нью-Йорк) и Михаил Бурджелян, его натюрморты изысканно простые, утонченные и сдержанные. Картины Тарона Мурадяна "Святой Георгий", "Храбрый Назар" - это страна красоты, юмора и добра, где обитают удивительные персонажи: разряженные рыцари, передвигающиеся на осликах, козах, бегемотах. Его искусство вне реального времени, это театр – мистификация.
Откровенно театральны и инсценировки Армена Геворгяна "Эмиграция" из цикла "Танго". Мир восточной сказки, диссонансом вторгающийся в действительность, это уже картины "Ночной город", "Восточная сказка" Тиграна Матуляна. Гегам Качерян представлен фигуративными абстракциями "Летающий сон", "Теплая зима", "Закрываю глаза, чтобы видеть". Шутливый разговор ведут со зрителем веселые, бесконечно летящие персонажи картин Габриела Манукяна "Бродячие музыканты", "Сразу".
Виртуозное письмо и фотографическая точность изображения ("Экспонат", "Гости") отличают искусство Рубена Григоряна. Сложны для восприятия, но бесконечно интересны брутальные работы Камо Нигаряна, заполненные странными знаками, пиктограммами, проформами: "Падение Икара", "Парад глупцов", "Шизо на белом". Жизнь в картинах Вагана Румеляна – это бесконечная битва, передающая пластами красок экстремальные эмоциональные состояния самого автора.
В работах абстракционистов Альберта Акопяна, Каро Мкртчяна вроде нет ни сюжета, ни действующих лиц, но цвет, воплощенный в бесконечной повторяемости линий, создает ощущение движения. Город, его пластика, ритм, представленные в альбоме картинами "Траектория кризиса", "Инцидент", отражают главную тему творчества Гагика Казанчяна, полного метафор и символов. В его многоплановом пространстве реальность тесно переплетена с абстракцией. Мистикой проникнуты произведения Ара Микаеляна, пишущего под псевдонимом Corvengi. Керамические шары с намотанными на них рисунками: "Гармония", "Адам и Ева" - работы теперь уже парижанки Нины Хемчян.
В АЛЬБОМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ГОБЕЛЕНЫ И БАТИКИ СОНЫ БАЛОЯН, ЛИРИЧЕСКИЕ абстракции Армена Роча и конструктивная абстракция Вардана Габриеляна, трехмерная живопись Гамлета Овсепяна, скульптуры Эмиля Казаза, сюрреалистическая живопись Тени Варданян, своеобразные натюрморты Аревик Аревшатян, трепетное искусство Марины Диланян, экспрессивные, эпатажные "металлы" Ара Алекяна. Представлены и полотна других талантливых художников, каждый из которых выбрал свой собственный путь.
Поколение этих художников вошло в мир изобразительного искусства на сломе эпохи, системы, их творчество развивалось уже по-новому. Нет больше монолитности мышления. Мирно соседствует все, что может придумать художник. Авангардный запал ощущается в каждой работе независимо от того, живопись это, скульптура или коллаж. Накопившаяся энергия выбивается наружу, позволяя сталкивать самые неожиданные и парадоксальные мысли. Авангард стал национальным достоянием и нашел отражение на страницах второй книги альбома "Музей современного искусства Армении", подарившей нам общение с творчеством художников, не приемлющих никакой банальности.
Альбом выпущен, но забот не убавилось. Как сказала корреспонденту "ГА" директор музея Нуне Аветисян, творчество художников, вошедших в экспозицию музея после ухода из жизни Генриха Игитяна, будет представлено в последующих книгах.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-04-08 11:59
В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.
-
2019-01-16 11:28
Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.
-
2018-12-21 15:36
говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.
-
2018-12-21 14:55
Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.