Последние новости

ЧТО ПРОИЗОШЛО В ДЖАВАХКЕ?

Да, по большому счету ничего из ряда вон выходящего, неожиданного. В армянском селе Гумбурда, гр. Кумурдо, стоят развалины величественного храма Св. Вознесения Х в. от Р.Х., очень редкого для грузинской, но широко распространенного в армянской архитектуре крестово-купольного типа. На храме есть грузинские лапидарные надписи, в том числе и строительные. Конфессиональная его принадлежность (халкедонитская) неоспорима, но вот грузинская… 

ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В СРЕДНИЕ ВЕКА МНОГО АРМЯН ИЗ ПРИМЫКАЮЩИХ К ХАЛКЕДОНИТСКОЙ ГРУЗИИ и Византии областей переходили в халкедонитство. Был и обратный процесс – возвращения в лоно Армянской Апостольской Церкви. В Гумбурде, очевидно, так и было, иначе местные армяне не стали бы хоронить своих покойников на погосте при храме (первое упоминание о селе относится к VI в. – в Двинском соборе 506 г. принял участие Овсеп - епископ из Кухурдо, население села в средневековых турецких налоговых книгах упоминается под армянскими именами, на кладбище при храме хачкары, начиная с XIII в).

Так вот храм этот представлен грузинами для включения в список материального наследия ЮНЕСКО, надо сказать, вполне заслуженно. У ЮНЕСКО есть свои критерии подхода к материальному наследию, тоже весьма, как все, что делает ООН и ее организации, своеобразные – вспомним историю с хачкарами Джуги, УЖЕ бывшими в этом списке. Грузия сейчас реставрирует храм (это не противоречит принципам ЮНЕСКО), армяне, с поистине незапамятных времен живущие в этом селе, всегда хоронили своих покойников на погосте при храме. В 1918 -1920 гг. во время двух турецких нашествий и резни погибло также много гумбурдинцев, и жители решили поставить им коллективный памятник – хачкар. А вот это, тут же заявили грузины, противоречит принципам ЮНЕСКО (менять внешний вид храма - можно, а поставить рядом хачкар – нельзя!). При реставрационных работах, кстати, практически снесено старое армянское кладбище с хачкарами. И послали спецназ с дубинками, щитами, огнестрельным оружием и всем, что полагается для усмирения мятежных туземцев. Туземцы полезли в драку (эти селяне вообще прославились по всему краю как народ крайне воинственный и драчливый, не дающий спуску обидчикам), полицейские применили весь свой арсенал, туземцы – оружие пролетариата. Разбиты полицейские машины, избиты несколько сельчан, нескольких задержали, приехали бывшие и нынешние депутаты парламента от Ахалкалака, министр внутренних дел… Инцидент вроде замяли, задержанных отпустили, обещали разобраться, говорили о дружбе между народами (это уже традиционно), о недопустимости раскачки ситуации и обо всем том, что принято говорить в подобных случаях…

ВООБЩЕ В ГРУЗИИ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ. Помните, в музкомедии "Свадьба в Малиновке" была такая сцена: два бандита, Попандопуло со Сметаной, делят награбленное у селян: "Давай по-честному. Пополам. – А ты не обманешь? – Ты ж меня знаешь! Это тебе, это мне, это обратно мне, это тебе, это все время мне, это опять же мне". Вот и у Грузии к армянскому материальному наследию, волею судьбы оказавшемуся в ее административных пределах, такое же отношение. Несколько лет назад запрещали установку хачкара в память жертв Геноцида в Ахалцихе, хотя город спасся от резни, потому что армяне и примкнувшие к ним жители немногих грузинских селений сумели организовать самооборону. На городском кладбище уже при советской власти была поставлена памятная стела, на которой увековечены имена армян и грузин, погибших в Ацкоре и Цургуте. Хачкар в итоге после долгих проволочек поставили, но не там, где хотели жители. В том же Ахалцихе Грузинская церковь претендует на армянский храм Св. Знамения, построенный на самом видном месте города, хотя сохранились все документы, связанные с его строительством, и есть огромная памятная надпись на всю стену, разумеется, на армянском. При советской власти, когда борьба с религией и присвоение под шумок чужого наследия стало государственной политикой, взорвали купол армянского кафедрального собора в центре города, превратили его сначала в кинотеатр, потом отдали под штаб войсковой части.

В 1930-х под предлогом благоустройства города снесли рабат – старую часть Ахалкалака с армянским кладбищем, и все хачкары пошли под нож бульдозера. В том же Ахалкалаке под крепостью на берегу реки Парвана есть остатки фундамента маленькой базиличной церкви, скорее, часовни, до которой тоже в тех же 30-х добрались грузинские археологи, заодно разбив и сбросив в реку все хачкары, обломок одного из которых несколько лет назад обнаружили купающиеся в обмелевшей реке дети и который перенесли и установили во дворе армянской церкви. Тогда же говорили, что в реке там же есть и большой, практически целый хачкар.

 Что произошло в Джавахке?В с. Ороджалар сельчане решили перестроить старую церковь, которую возводили их деды в 90-х гг. уже позапрошлого века, от которой при советской власти остались одни стены. Тут же приехала грузинская комиссия, объявила развалины архитектурным памятником, запретила что-либо трогать, потому что в кладке стен были использованы старые отесанные камни с надгробий армянского кладбища и один (неотесанный) с грузинской надписью. Самое интересное началось потом, когда спустя недолгое время этот самый камень увезли в музей как неоспоримое доказательство грузинской принадлежности региона, хотя, по их же логике, менять внешний вид архитектурного памятника было нельзя. Церковь после изъятия "вещественного доказательства" уже не могла претендовать на статус "исторического памятника", но перестраивать ее так и не разрешили.

В ПРИНЦИПЕ ИЗ ТОЙ ЖЕ ОПЕРЫ ПРОЧИТАННОЕ МНОЙ НА ДНЯХ в "Спутник-Грузия" сообщение о том, как побывавший несколько дней назад в Армении с визитом министр культуры и охраны памятников Грузии Михаил Гиоргадзе заявил в полном согласии с цитированным выше принципом Попандопуло: "Я с белой завистью смотрел и раздавал комплименты тем (армянским) специалистам, которые проводят реставрацию грузинских памятников в Армении". (https://ru.armeniasputnik.am/armenia/20170921/8738474/gruzinskij-ministr-s-beloj-zavistyu-smotrel-na-nashi-pamyatniki-v-armenii.html). Где он их узрел, бог весть и почему храмы армян-халкедонитов для него грузинские?

Понятно, почему Грузия никак не дает и не даст агреман на назначение С. Минасяна послом Армении. Это Ю. Варданяну можно вешать тонны лапши на уши – в силу своей основной спортивной профессии он ее и не заметит. Другое дело С. Минасян, досконально знающий и регион, и Грузию, и грузин. Ему лапшу не повесишь.

Что же касается гумбурдинцев и десанта грузинского спецназа, то, к сожалению, не надо быть провидцем – история не завершена. Не стоит обвинять Грузию: она ведет себя как типичная империя (хоть и мини-). Желая в зародыше подавить всякое стремление "инородцев" к нормальной жизни, она наступает на те же грабли, на которые уже наступала в начале 1990-х и потеряла в итоге Абхазию с Южной Осетией. На те же грабли наступили и Азербайджан, и Молдова, и Украина, а теперь и Испания, но урок не впрок, а может, логика существования империй иного пути и не допускает. Насильно мил не будешь: пытаясь насильно ассимилировать либо изгнать со своей территории инородцев, запрещая им то, чего она сама требует у других для себя, она сеет ветер, который рано или поздно перейдет в ураган.

А реставрация храма Х века – дело богоугодное в любом случае, независимо от того, к какой конфессии принадлежали верующие и кто они были по национальности. Ничего необычного и невозможного нет в том, что есть армяне-халкедониты, грузины-мусульмане – такова жизнь… Но вот зачем попутно уничтожать хачкары и запрещать их установку – воздвижение Креста животворящего (а именно такова идея хачкара) должно быть угодно любой христианской конфессии, даже грузинской. Если, конечно, руководствоваться христианскими, а не узконациональными идеями.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЮБИЛЕИ МАЙСКИХ ПОБЕД
      2018-05-28 14:47

      Кварталы Еревана носят названия областей Западной Армении, коренное армянское население которых было убито во время Геноцида 1890-1924 гг. Есть Себастия, есть Малатия, Киликия, Арабкир. И есть Ареш. Это не Западная Армения. Это Закавказье, среднее течение Куры, Нухи-Ареш, регион на стыке границ теперешних Грузии и Азербайджана. Его армянское население также было уничтожено, но уже закавказскими турками при активном содействии грузин в 1918 г.

    • АРМЯНСКАЯ РЕКОНКИСТА. К 30-ЛЕТИЮ НАЧАЛА
      2018-02-23 12:51

      12 февраля 1988 г. сессия Областного совета Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР приняла большинством голосов обращение к Верховным Советам Азербайджана и Армении о выходе из состава Азербайджана и присоединении к Армянской ССР. Верховный Совет Армянской ССР выразил свое согласие, Верховный Совет Азербайджанской ССР - отказал. Началась история Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах). Но всякая история имеет свою предысторию.

    • ПРО ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ РУЛЬ, И НЕ ТОЛЬКО...
      2018-01-19 14:04

      Правительство приняло решение запретить ввоз праворульных автомобилей из Японии, переброску руля на левую сторону и вообще всякие действия с ними. А чтобы ни у кого не возникло соблазна перебросить руль в соседней Грузии (как часто делалось), договорилось с соседями, чтобы они с 1 января запретили проводить у себя такую операцию.

    • ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ ОПЯТЬ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ?
      2017-12-04 12:08

      Итальянская забастовка - также называется обструкцией - форма протеста наряду с забастовкой и саботажем, заключающаяся в предельно строгом исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы, что приводит к серьезным сбоям в производстве, грозящим его остановкой.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «РЕСТАВРАЦИЯ» ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ, или КАК УНИЧТОЖИТЬ СЛЕДЫ АРМЯН
      2024-11-09 10:51

      Реставрация историко-культурных памятников имеет в Азербайджане свои, особые традиции. Если весь цивилизованный мир понимает под этим термином укрепление и восстановление разрушающихся памятников материальной культуры с целью их долгого сохранения в максимально оригинальном виде, то азербайджанские «профессионалы» к данному вопросу подходят с точностью до наоборот. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники армянского наследия, которые «реставрировались» по приказу официального Баку как в советскую эпоху, так и сегодня, когда их «приводят в порядок» на территории оккупированного Арцаха. Под рукой горе-специалистов и по приказу высшего эшелона власти соседнего государства армянские церкви, монастыри, хачкары, надгробия и другие образцы мирового цивилизационного наследия теряют свой исконный вид, лишаясь не только многочисленных надписей на армянском языке, оставленных нашими предками на камне, но и теряют свой истинный архитектурный стиль и предназначение.

    • ТБИЛИССКИЙ АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. ПРЕДВКУШЕНИЕ
      2023-04-08 11:40

      "Когда-то армянин Питоев построил  в Тбилиси здание театра имени Руставели - Грузинского Национального театра. Теперь грузин Иванишвили построил в Тбилиси здание Армянского театра. Все правильно - по долгам надо платить", - говорил великий театральный режиссер и руководитель грузинского Национального театра им. Ш. Руставели Роберт Стуруа.              Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 лет. И вот - еще немного, еще чуть-чуть... Здание полностью готово. Остались какие-то внутренние работы и техническое оснащение.  По крайней мере, труппа надеется

    • ФРЕСКИ АХПАТА В АЛЬБОМЕ АРА ЗАРЯНА И КРИСТИН ЛАМУРЕ
      2021-09-07 11:48

      Потрясающей красоты и глубокого содержания книгу-альбом преподнесли на днях специалистам и любознательным читателям архитектор-реставратор Ара ЗАРЯН и художник-реставратор Кристин ЛАМУРЕ из Италии. "Ахпат. Реставрация фресок церкви Сурб Ншан, 976-991 гг., X-XIII вв." - так назвали авторы свой монументальный труд, посвященный уникальному фресковому наследию, которое дошло до нас из глубины веков и стало сегодня доступным посетителям благодаря титанической работе Ара и Кристин.

    • Азербайджан запретил паломникам въезд в Дадиванк
      2021-04-27 13:56

      Руководитель Информационной системы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян обратился к информации, что азербайджанские военные 25 апреля запретили паломникам въезд в Дадиванк. В беседе с "Арменпресс" старший священник Ваграм Меликян подтвердил эту информацию, осудив позицию Азербайджана.