Последние новости

ТБИЛИССКИЙ АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. ПРЕДВКУШЕНИЕ

"Когда-то армянин Питоев построил  в Тбилиси здание театра имени Руставели - Грузинского Национального театра. Теперь грузин Иванишвили построил в Тбилиси здание Армянского театра. Все правильно - по долгам надо платить", - говорил великий театральный режиссер и руководитель грузинского Национального театра им. Ш. Руставели Роберт Стуруа.
 
            Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 лет. И вот - еще немного, еще чуть-чуть... Здание полностью готово. Остались какие-то внутренние работы и техническое оснащение.  По крайней мере, труппа надеется

ВСЕ ПРАВИЛЬНО. В КОНЦЕ ПОЗАПРОШЛОГО - НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКОВ, в  1898 -1901 гг., известный тбилисский купец и меценат, армянин Исай Питоев построил в Тбилиси роскошное здание театра. Кстати, еще одним  вкладчиком в строительство стал знаменитый нефтепромышленник и филантроп Александр Манташев. Театр обошелся Питоеву в 1,5 миллиона золотых рублей...

 Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 летВо что обошлось строительство Армянского театра грузинскому бизнесмену и филантропу Бидзине Иванишвили, неизвестно. Но стоило сходить на экскурсию в почти готовое новое здание, чтобы убедиться - когда руководитель театра Армен Баяндурян заявляет, что второго такого театрального дома нет во всей Грузии, он прав.

О бывшем здании Армянского театра им. С. Шаумяна, а с 1991 года - имени Петроса Адамяна, напоминают лишь портик и  колонны центрального входа. И уже ничто не напоминает о выщербленных лестницах, облупившихся стенах, протекающей крыше и еще много о чем, что делало в последние годы поход в этот театр экстремальным видом спорта, связанным с риском для жизни. Теперь лестницы сияют мрамором, большая сцена, пока стоящая в лесах,  выглядит совершенно маняще, для отдельного, на третьем этаже Малого зала на 120 мест уже заказаны кресла.  Многочисленные и большие гримерки с душевой для каждой. Просторные административные помещения. И даже огромный открытый балкон с баллюстадой, откуда открывается роскошный вид на Тбилиси и где в теплый период предполагается создать зону отдыха для коллектива.  

 "Я часто цитирую одного из великих армянских артистов, который прославил наш театр еще в начале прошлого века.  "Я мечтаю о том времени, когда мы сможем оставить свои сценические костюмы и грим в своей  гримерке и уйти домой.  Как мы устали перемещаться с одной сцены на другую!", - говорил он. -  У нас в театре произошла смена поколений, сегодня в труппе очень много молодежи, и среди них многие никогда не выходили на родную сцену. Наконец, это время для нас, окончилось. Я бесконечно благодарен не только Иванишвили, но всей Грузии за такое отношение к нашему, Армянскому театру", - говорит Армен Баяндурян.

ГРУЗИНСКАЯ ЗЕМЛЯ БЫЛА И ОСТАЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬЮ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ тбилисского армянского театра, а Тбилиси был и остается верен своему имиджу  города, "мультикультура" которого на протяжении столетий создавала его колорит и неповторимость.

Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 летВот и спектакль "Ревизор", с которым адамяновцы принимали участие в конкурсной программе "Артавазда", был показан не где-нибудь, а на прославленной сцене театра им. Руствали. Причем, заметьте, без взымания арендной платы. И глядя на то, как общаются деятели грузинского и армянского театров, думалось не только и не столько о человеческой теплоте - так работает культура, сближая, а не разъединяя, сглаживая углы, наводя мосты. Если только этой культуре дают работать...

Начиная с 1824 года, в армянской Нерсесяновской школе в Тбилиси ставились спектакли на армянском языке, которые  в дальнейшем игрались на разных сценах грузинской столицы. А в 1856 году был основан профессиональный армянский театр, с профессиональной актерской труппой, которую возглавил Геворг Чмшкян. В этот период с театром сотрудничал основоположник армянской драматургии Габриел Сундукян. Тбилиси был не только театральным центром тбилисских актеров-армян, он также способствовал приезду сюда артистов, проживающих в Западной Армении - Петрос Адамян, Сирануйш, Азнив, Рачья, Давид Турян и многих других, имена которых вписаны в историю армянского театра золотыми буквами. 

1 мая 1921 года труппа получила статус государственного театра. В 1956 году театр им. С. Шаумяна отметил свое 100-летие. В 1991 году театр был переименован в Тбилисский государственный армянский драматический театр имени П. Адамяна... За этими сухими фактами стоят  великая история и великие люди, делавшие эту историю.  Историю старейшего профессионального армянского театра. И как же замечательно, что те, кто делает Тбилисский Армянский театр сегодня, получают возможность работать, не просто не оглядываясь на условия, - работать в условиях фантастических! Чтобы творческий процесс и театральная история продолжались. 

 Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 лет"Наш театр не должен работать по принципу "как-нибудь удерживаемся на плаву" - так не должно быть! Если наш театр не будет в творческом плане говорить с театрами Грузии как равный с равными, если его планка - и художественная, и по всем остальным параметрам - не будет того же порядка, что театры грузинские, - такой театр просто не нужен... У нас уже есть договоренности о постановках и с армянскими, и с грузинскими режиссерами.  Даже Роберт Стуруа, который никогда не ставит в других театрах Грузии, готов начать у нас работу, как только мы начнем действовать.  Этот театр не должен быть театром одного творческого почерка - вот в чем  наша задача", - говорит Армен Баяндурян.

Администрация Армянского театра уже переехала в новое здание и начинает обживаться. Еще немного, еще чуть-чуть... Мы с надеждой будем ждать осени, чтобы поехать в Тбилиси  на торжественное открытие нового здания Армянского театра, равного которому нет в Грузии. И это повод не просто к радости, но к глобальному оптимизму - где-то совсем рядом есть страна, в которой театры открывают, а не закрывают...

Основная тема:
Теги:
  • Диана Паповян 08-Апр-2023
    Рада прекрасной новости! Надеюсь архив моего отца заслуженного артиста Грузии и Армении Паповяна Рафаеля займёт достойное место в музее театра.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
    2024-11-21 10:33

    "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

  • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
    2024-11-20 10:25

    Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

  • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
    2024-10-29 10:55

    С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

  • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
    2024-10-28 10:57

    Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • «РЕСТАВРАЦИЯ» ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ, или КАК УНИЧТОЖИТЬ СЛЕДЫ АРМЯН
    2024-11-09 10:51

    Реставрация историко-культурных памятников имеет в Азербайджане свои, особые традиции. Если весь цивилизованный мир понимает под этим термином укрепление и восстановление разрушающихся памятников материальной культуры с целью их долгого сохранения в максимально оригинальном виде, то азербайджанские «профессионалы» к данному вопросу подходят с точностью до наоборот. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники армянского наследия, которые «реставрировались» по приказу официального Баку как в советскую эпоху, так и сегодня, когда их «приводят в порядок» на территории оккупированного Арцаха. Под рукой горе-специалистов и по приказу высшего эшелона власти соседнего государства армянские церкви, монастыри, хачкары, надгробия и другие образцы мирового цивилизационного наследия теряют свой исконный вид, лишаясь не только многочисленных надписей на армянском языке, оставленных нашими предками на камне, но и теряют свой истинный архитектурный стиль и предназначение.

  • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
    2024-07-26 10:25

    "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

  • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
    2024-07-12 10:48

    Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

  • ТРАДИЦИИ + НОВАЦИИ = ПЕРСПЕКТИВА
    2024-06-20 10:37

    "Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина.  В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.