Последние новости

"Я СЛОВНО ПТИЦА НАД ТОБОЮ ПЛАМЕНЕЮ..."

К 85-летию Сэды ВЕРМИШЕВОЙ

Каждое время выдвигает на первый план свои ожидания. В конце 80-х жгучим ожиданием была свобода, которой и ответила перестройка. Эта свобода всколыхнула умы, помогла решить некоторые застарелые проблемы, но вместе с тем способствовала развалу установившейся мировой системы, вызвала конфликты и межнациональные войны. Она обернулась к людям своей неожиданно жесткой, хотя и неизбежной, видимо, стороной. Быть может, это издержки свободы или неожиданная за нее плата. Во всяком случае не приходится удивляться тому, что со временем в народе возник спрос на справедливость и ответственность. Это нормальный ответ общественного сознания на перманентную боязнь завтрашнего дня, на душевную бездомность, на отчуждение от самого государства. В отличие от некоторых упертых трибунов, об этом хорошо знали наши писатели, поэты и среди них замечательный поэт, публицист, экономист и общественный деятель Сэда Вермишева.

СЭДА ВЕРМИШЕВА - СВИДЕТЕЛЬ МНОГИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Она пережила и многоликий сталинизм, и хрущевскую оттепель, и брежневский застой, и обольщения перестройки, и соблазны суверенной демократии. Были взлеты, были, очевидно, и заблуждения, ведь она человек своей эпохи.

Трудно представить армянскую современную литературу, нашу общественную жизнь без ее имени, в особенности в последнее тридцатилетие. Вспомним ее глубокие критические статьи по социально-экономическим и политическим вопросам, ее страстную публицистику и, конечно же, ее выступления на пленумах, съездах, собраниях, ее активную деятельность, связанную с карабахским вопросом.

Сэда Вермишева обладает несокрушимой силой духа, осознает свое значение и по праву дорожит им. Невозможно представить ее ни среди тех, кто, отрешившись от проблем бытия, замыкается в кругу узкопрофессиональных интересов, ни среди тех, кто делает что-либо по заказу. Ее естественная среда всегда была там, где личности яркие, глубокие, нравственные. Она сама  неотъемлемая часть этой среды.

Конечно, Сэда Вермишева прежде всего поэт, чьи стихи звучат на разных языках, на многих вечерах, и не только литературных. Активная гражданственность - такова, на мой взгляд, жизненная и литературная позиция Вермишевой. В самом деле, она всегда на переднем крае, всегда вездесуща и неутомима. Сегодня, когда она отмечает свой солидный юбилей, ее голос несколько потускнел: ничего не поделаешь - возраст есть возраст. Но душа ее осталась молодой, как и сорок лет назад. Хотя пишет она по-русски, но она поэт Армении. Ее образы - это ясность ума, это наш исторический опыт, это мета эпохи, для которой прошла пора приблизительных знаний и господства чистых эмоций. Поэт Вермишева проникает в причинную связь времен и пытается докопаться до самой сути.

К ЗВУЧАНИЮ ЖИЗНИ СВОЕЙ ЭПОХИ ВЕРМИШЕВА ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, как говорится, слухом сердца, и тут от нее ничего не ускользает. Все, что творится вокруг и в мире в целом, проникает в глубины ее души, а затем вторгается в ее поэзию и во все сферы ее деятельности. Нет ни одного явления, ни одной животрепещущей темы, мимо которых прошла бы Вермишева. Ее творчество обращено ко всему миру, но Армения занимает в нем особое место.

"Люблю" -

Как будто заклинанье

От зла,

От бед...

Земля моя,

Прими признанье...

Я - словно птица

Над тобою пламенею

И крылья

Через все моря

К тебе несу.

Да не коснется черт твоих

Недуг и пораженье...

 

Пока дышу,

Пока я есть,

Пока звучит

Во мне пространство -

Служу тебе...

Что бы ни писала С.Вермишева - эссе или экономическое исследование, публицистику или лирику - она всегда беседует с читателем о самом насущном для себя, а значит, и для всех нас, поскольку она личность общественная, находящаяся в центре интересов значительных, а не сугубо личных. Стихи Вермишевой заставляют работать мысль, соотносить прочитанное с опытом своей жизни, соглашаться с поэтом или возражать. Все написанное ею пронизано высочайшей ответственностью за свою землю, свое время.

А масштабы нашего времени требуют немалого мужества и энергии. И поэт с достоинством и мужеством говорит об ударах судьбы:

Когда нет сил

Подняться

Для полета,

Когда мне жить

Почти

Невмоготу,

Крест-накрест предо мной

Все двери,

Все ворота,

Я говорю себе,

Что я - пехота.

А впереди -

Лишь топи да болота

Но я их все-таки

Когда-нибудь

Пройду.                

РАЗУМЕЕТСЯ, ПОЭТУ ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕЖИВАТЬ НЕЛЕГКИЕ ВРЕМЕНА, истомляющий душу поиск верного, свежего слова. Ее стихи привлекают неземной интонацией и жизненной основательностью, духовной наполненностью, подлинностью чувств, внутренним темпераментом, драматизмом. Она восстает против искажения человеческого сознания, сокрушается против снижения планки в искусстве, не щадит ни спесивых чиновников, ни современных нуворишей.

Страстная и прямая, неуемная и беспощадно-искренняя, мужественно отстаивающая свои идеалы - такой предстает и в отзывах своих московских коллег и государственных деятелей - Николая Рыжкова, Владимира Ступишина, Алексея Смирнова, Александра Ревича, Валентина Оскоцкого, Левона Осепяна. Как и армянские коллеги, они пытаются разобраться, почему таким поэтам, как Вермишева, "мало" литературы и они всегда устанавливают отношения между искусством и жизнью, жаждут соединить течение обыденной жизни с ее идеальным смыслом, сделать этот смысл поведенческой нормой и в конечном итоге изменить состав жизни.

Как и все ее современники, Сэда Константиновна жила и живет в непростое время. А оно требует от писателя быть одновременно и пророком, и мучеником, и человеком. Нетрудно предположить, что такая роль не вырастает только на мастерстве и таланте, тут нужен весь человек. Книги Вермишевой, ее публицистика - яркое тому подтверждение. Из статьи в статью она дает ответ: все зависит от нас самих. От нашего умения видеть мир, от нашего умения держаться над бездной. Она, без сомнения, одна из самых свободомыслящих, интеллектуально дерзких писателей. В памяти читателей ее статьи, написанные по принципу "не могу молчать!" Она не боится вывода определенной, неразмазанной авторской позиции. Недосказанность многоточий ей глубоко чужда, она любит четко очерченную высказанность. Постоянно расширяя свою аудиторию, Вермишева ведет серьезный разговор о нашем непростом времени, когда несправедливость стала нормой, а здравый смысл - экзотикой. И сегодня никто не сомневается, сколь основательны ее художественные и политические взгляды.

И главное, что хочется отметить: Вермишева вернула в поэзию гражданственность, завоеванную в прошлом великими поэтами-классиками. Она сумела возвысить значение поэзии в общественной жизни до государственной высоты. И это благодаря живому биению мысли, великолепной особенности -слышать пульс времени, быть современной до последнего пульса жизни. На примере С.Вермишевой понимаешь, что поэт - это судьба, на которой время скрещивает все свои нервные каналы в один пульсирующий узел, связанный своими сигналами со всеми мировыми ветрами.  

СЭДА ВЕРМИШЕВА - НАШ АВТОР В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ. Невозможно сосчитать, сколько номеров газеты вышло с ее яркими, глубокими статьями. Она не любит суеты и глупого прожигания жизни. Предпочитает думать и всячески отстаивает это право мудрого человека, ограждая себя от возни, гвалта, тупиковой гонки в никуда. Рядом с ней спокойно и кажется, нет проблем неразрешимых, что подтверждают и ее коллеги:

"Сэда Вермишева - поэт страстный, бьющий в колокола совести, памяти, логики - из той, самой последней когорты. Это человек, который не только сотворил себя, но и причастен к истории... Люди тянутся к ней, "припадают к ее стихам, как к живительному роднику, наполняя свою душу частичкой ее неуспокоенности, горячего желания изменить мир к лучшему", - пишет в предисловии ее книги "Из камня и песка" Левон Осипян.

"В своих стихах Сэда Вермишева говорит о России с такой же болью, как об Армении. Сближение наших народов должно идти не только по линии международных отношений, по линии дипломатической, на митингах... Этому должны содействовать поэты, чтобы мы были всегда вместе. Я хочу поблагодарить армянского и русского поэта Сэду Константиновну Вермишеву... Я думаю, она и та и другая", - отмечал на одном из вечеров, посвященных Вермишевой, Николай Рыжков.

Достигнув полной зрелости, Сэда Вермишева встречает свой юбилей в хорошей творческой форме, хотя болезни ее одолевают. Идут дни, но не стихает работа поэта. Талант безжалостен: он не только радует, но и мучает. Недовольство собой - особая мета поэта, и возникает оно от неугомонного стремления к совершенству, которое тем дальше, чем сильнее к нему стремишься. Таков трудный, но и счастливый путь Сэды Вермишевой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.