Последние новости

ЭМЕРСОН-КВАРТЕТ - СТРАННИК В МИРЕ ГАРМОНИЙ

Однажды кто-то из музыкантов справедливо заметил: "Все устали от высокой шкалы звучностей, которая сопровождает нашу жизнь. Душа запросила тишины..." Эту музыку без высокой шкалы звучностей недавно нам преподнесли ярчайшие музыканты "Эмерсон-квартета" Юджин Дракер (скрипка), Филип Зетцер (скрипка), Лоуренс Дюттон (альт), Пол Ваткинс (виолончель). 

ЕДИНСТВЕННЫЙ КОНЦЕРТ ЛЕГЕНДАРНОГО КВАРТЕТА ПРОШЕЛ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ "Ереванские перспективы", став самой высокой нотой завершающейся музыкальной осени. Этот вечер перерос рамки обычной концертной программы, вызвал огромный интерес публики и стал самым уникальным событием в музыкальной жизни Еревана. Ведь не случайно критики отмечают, что этот квартет с самого начала "сделал ставку на то, чтобы быть единственным безупречным квартетом в мире, который всегда делает больше, чем обещает".

Играл квартет превосходно. О технике не говорю - фантастическая. Никакие слова не способны передать впечатления от исполнения. И вообще - слов не надо. Надо слушать. И слышать. Квартет во всем неповторим и индивидуален.

Слушатели, пришедшие на концерт, прожили несколько часов в сложном, неоднозначном духовном мире Гайдна (струнный квартет до-мажор), Веберна (6 багателей, опус 9), Бартока (струнный квартет N3), Бетховена (струнный квартет N12). Программа концерта четырех исполнителей, играющих на инструментах, созданных знаменитыми мастерами, складывается из звучаний, рождающихся и умирающих в напряженной тишине и пропеваемых как некий внутренний смысловой контур. Это невероятное разряженное звуковое пространство, обладающее огромным духовным излучением, где от звука до звука ощущаются бесконечность, длящееся и одновременно застывающее на наших глазах время.

Слушая квартет Гайдна, мы с особой силой чувствуем драгоценность каждого звука или созвучия, их многомерность, значительность. Этот квартет полон нежности, обладает почти визуальной выразительностью. Здесь все основано на внутреннем сопряжении отдельных, равно значимых интонаций.

Другая важнейшая особенность интерпретации - максимализм, то единение с музыкой, которое заставило слушателей воспринимать ее как событие, переживаемое в данный момент, как акт подлинного духовного испытания.

БЛЕСТЯЩУЮ ВИРТУОЗНОСТЬ И ОГРОМНУЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНУЮ ОСНАЩЕННОСТЬ, удивительную фантазию, звуковую экспрессию, глубину мышления музыканты продемонстрировали в исполнении багателей Бартока. Благодаря трактовке, совершенно индивидуальной, самобытной, освобожденной от многих исполнительских штампов, в произведении открылись какие-то новые грани. Казалось, эти багатели возникли на наших глазах, в атмосфере вдохновенной игры. Это был ансамбль равноправных партнеров, тонко чувствующих друг друга, ансамбль, в котором любой эмоциональный импульс одного рождал мгновенный отклик другого. Мастерство музыкантов, виртуозная техника высветили удивительное многообразие движений в пределах медленных темпов, богатство звуковых красок. Трактовка ансамбля искусно соединила в себе крупный фресковый штрих и взволнованность искренней интонации.

Покоряет обостренная требовательность к себе, музыкантская культура, а главное - умение подчинить собственные исполнительские амбиции общим задачам, способность слышать партнера, а если надо - уйти в тень или, когда это необходимо, взять на себя роль лидера.

Все эти качества проявились и в исполнении струнного квартета N3 Бетховена, завершающего вечер. Это сочинение стало настоящей кульминацией концерта. В прочтении известного квартета подкупали звуковая сбалансированность, богатство красок, нюансов, любовное подчеркивание деталей и сбалансированность целого. Мелодия редкой красоты, которой насыщено это произведение, дала возможность исполнителям раскрыть все свое изумительное искусство интонирования, тонко и разнообразно нюансированное, полное одухотворенности, поэзии. А через интонацию чуткий слушатель мог уловить безгранично богатый духовный мир бетховенской музыки, высокую культуру чувствования этой музыки исполнителями. Они раскрыли то ценное, что таится в этой музыке. Раскрыть ее дано далеко не всем.

Все, кому посчастливилось оказаться на этом концерте, испытали настоящее потрясение от глубины и проникновенности лирических страниц, наполненных радостью и щемящей нежностью. Недаром говорят, что музыка начинается там, где звуки властвуют над нашими душами. В этот день властвовали исполнители "Эмерсон-квартета", показавшие себя лучшими в мире артистами. Высокий уровень исполнения доставил слушателям ничем не омраченные художественные впечатления, а программа убедительно засвидетельствовала: у великих классиков прошлого были достойные преемники в XX и XXI веках.

НАПОМНИМ, ЧТО "ЭМЕРСОН-КВАРТЕТ" СОЗДАН В 1976 ГОДУ И ДАВНО ПОЛУЧИЛ планетарное признание. Его изумительное искусство отмечено почетными званиями, премиями. Его достижения за эти годы выглядят крайне внушительно: десятки записей на студии Deutsche Gramophon (с 1987 г.), девять премий "Грэмми" (в том числе за лучший альбом классической музыки - беспрецедентное событие для камерного ансамбля), три премии Gramophon и престижная премия Эвери Фишера. В послужном списке коллектива - исполнение всех струнных квартетов Бетховена, Бартока, Мендельсона, Шостаковича на сценах мировых музыкальных столиц. В исполнении квартета звучали замечательные произведения классиков прошлого, множество сочинений современных композиторов. "Эмерсон-квартет" участвует в самых престижных фестивалях, дает мастер-классы в разных городах мира, приобщив к музыкальной сокровищнице небывалую для камерного жанра аудиторию. Он давал серию концертов в лондонском Вигмор-холл, а также мировую премьеру Томаса Адеса в нью-йоркском Карнеги-холл. Только на один сезон у квартета бывают запланированы концерты во Франции, России, Мексике, Норвегии, Германии, Италии, Дании, Швейцарии, Австрии.

Уходя с концерта, испытываешь чувство благодарности к тем, чьими усилиями такие праздники духа стали реальностью - композитору, руководителю фестиваля "Ереванские перспективы" Степану Ростомяну и главному менеджеру Соне Ованесян. Фестиваль проходит под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна. Нашим слушателям необходимы такие встречи, ибо они не слишком избалованы искренностью артистов. Лишь по редким случаям они знают, как от тепла, идущего со сцены, может "замирать сердце". И дело тут не только в исполнительском уровне: иным стал эмоциональный градус всей нашей жизни. И поэтому именно сейчас ценность доброты и любви к человеку, заложенной в настоящем искусстве, возрастает во сто крат.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • ВПЕРВЫЕ
      2024-08-29 10:11

      Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.

    • ПИТЕРСКИЙ БАЛЕТ В ЕРЕВАНЕ
      2024-07-20 10:03

      Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!