ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
С первых же ее шагов в кино о ней заговорили. Ее фильмы появлялись на разных кинофестивалях, в газетах и журналах - публикации о ее необыкновенном даровании. Из года в год рос ее талант, совершенствовалось мастерство. И вдруг - неожиданная смерть.
Мы узнали об этой трагедии из итернета. Уход Марии Саакян потряс своей несправедливостью, какой-то страшной нелепостью. Судьба, даровавшая ей редчайшее чудо - природный талант, проявившийся столь ярко и явственно, - отнимает у нее жизнь в 37 лет.
УМНОЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ЛИЦО, БОЛЬШИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ГЛАЗА, ВЕСЬ ОБЛИК как бы предопределили ее для поэзии, искусства. Дочь известной художницы Нарине Золян, внучка общественного деятеля, экономиста и поэта Сэды Вермишевой, Мария сама стала одним из ярких представителей новой волны в нашей культуре. И вот она, еще полная творческих сил и планов, вырвана из жизни. И все, чем одарила судьба - горение, преданность, любовь к жизни и профессии, - ушло навсегда.
Мария родилась в Ереване. В 1993 г. вместе с семьей переехала в Москву. Через три года поступила во ВГИК, выбрав факультет режиссуры, кино и телевидения, училась в мастерской В.Кобрина. Ее первый же фильм - короткометражка "Прощание" сразу же принес известность Марии. Он был с успехом показан в программах нескольких международных кинофестивалей: в Оберхаузене (Германия), Premier Plans Anders во Франции, официальной программе Роттердамского кинофестиваля в Голландии, на Telluride Film Festival и других. Фильм удостоился Гран-при международного кинофестиваля "Золотой абрикос" в Ереване, специального упоминания Международного кинофестиваля Фано, получил приз от компании на фестивале "Святая Анна". В 2006 году Мария Саакян представила полнометражную работу - драму "Маяк", в которой снялись звезды советского кинематографа Софико Чиаурели, Сос Саркисян, а также Михаил Багдасаров.
Особый интерес на кинофестивалях вызвал и фильм-притча Марии Саакян "Это не я", представляющий собой наблюдения за девочкой-подростком в ее попытке осознать себя как личность. Фильм имел хорошую прессу, о нем писали известные московские критики. За эту работу она получила премию в номинации "Лучший режиссер" на XXII Открытом фестивале кино стран СНГ "Киношок", а на X международном конкурсе "Золотой абрикос" фильм был представлен сразу в двух номинациях - "Лучшее игровое кино" и "Армянская панорама". Он удостоился национальной кинопремии Армении как лучший фильм года. По словам самой Марии, работа над ним потребовала от нее неимоверных усилий, стала настоящим испытанием, поскольку не хватало средств. "Мы снимали фильм практически в долг, и это была сложная, стрессовая ситуация... Вообще режиссер - не женская профессия", - призналась Мария на пресс-конференции.
НЕМАЛО ШУМА БЫЛО ВОКРУГ ДРУГОГО ФИЛЬМА МАРИИ, АРТ-ХАУСКОЙ КОМЕДИИ "ЭНТРОПИЯ", в которой снялись Ксения Собчак, Валерия Гай Германика, Данила Поляков и Евгений Цыганов. Интересную рецензию на этот фильм написала московский критик Нина Ступницкая в журнале "Искусство кино": "Приз имени Савви Кулиша за творческий подвиг в Выборге достался Марии Саакян за спорную, но смелую характеристику, которую она дала некоторым упражнениям современного российского андерграунда".
Как представить себе, что человек, так щедро одаренный природой, до мозга костей влюбленный в жизнь, людей, ушел навсегда. За каждым фильмом не только поиск, вдохновение, труд. За каждым из них - максимум требований к себе, к каждому своему дню - как прожила, чем заполнила, что сделала. За каждым из них - жизнь Марии Саакян. Вся короткая, но яркая жизнь. И в каждой ее работе есть нечто от нее самой. И думается, что все ее творчество ничему не подчинялось, что ту простоту, которую другие кинорежиссеры находили, изобретая систему, она находила в самой себе, в своем восприятии любого жизненного явления и делала это, как видела и чувствовала.
Тем, кто ее знал, она запомнилась милым, непосредственным и трудолюбивым человеком. Создавая удивительные по силе и артистизму многоплановые, порой очень серьезные по социальному звучанию фильмы, Мария в то же время оставалась живым, непосредственным человеком. В ней поражали интеллект, широкий кругозор, взгляд на жизнь, оригинальное мировоззрение, которые так ярко и выпукло выразились в ее творчестве.
Пару лет назад Мария в качестве режиссера участвовала в оперном спектакле "Огненное кольцо" выдающегося композитора Авета Тертеряна. В спектакле, показанном в Арцахе, было много режиссерских находок, интересных мизансцен. К сожалению, его увидели только один раз и еще раз по Первому каналу телевидения. А между тем "Огненное кольцо", поработай над ним еще немного, могло бы войти в репертуар театра. Спектакль можно было бы успешно показать на гастролях. Ведь отпечаток ее личности, ее обаяния сказался и в этом ее дебюте в опере. Но, увы...
Мария была ярким представителем своего поколения. Но в ней было нечто такое, чего не было в других. Единственное слово, которое правильно бы характеризовало ее исключительность, - это чистота. Она обладала врожденной чистотой. И это качество, несомненно, она передала всем своим детям. Это очень ценно.
Горько, что ее уже не будет в нашей реальности...
Редакция "ГА"
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-07-31 23:35
-
2023-12-08 11:17
Поздравляем коллег с 18-летием! Добраться до совершеннолетия в бушующем море армянской журналистики и не изменять принципам свободной прессы – большой труд, профессионализм и успех.
-
2023-09-22 11:17
Уважаемые читатели, Все последние дни сайт "Голоса Армении" подвергается мощным хакерским атакам и взломам, мы едва успеваем восстанавливать.
-
2023-05-30 12:16
29 мая вечером скоропостижно скончался председатель Союза деятелей культуры Армении, председатель Союза драматургов Армении, многолетний замредактора журнала "Возни" Гурген БАЛАЯН (Лореци), поэт, художник, патриот своей страны. Он не раз выступал на страницах "ГА".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-12-15 10:07
Верно замечено: искусство режиссера складывается из многих талантов. Он не так, как все, ощущает движение времени. Не так, как все, чувствует другого человека - будто экстрасенс, угадывает его на расстоянии, ощущает и норму, и отклонение от нее. Как гипнотизер он знает, как можно увлечь, успокоить или что-то внушить другим людям. Но особенности эти свойственны лишь подлинным режиссерам-художникам.
-
2019-10-04 10:00
2 октября в Тбилиси скончался выдающийся композитор Гия КАНЧЕЛИ Есть неестественность и несовместимость в соседстве этих слов: не стало Гии Канчели... Абсолютная музыкальная величина, выдающийся композитор, признанный во всем мире, он был и останется для нас вечным символом одухотворенной музыки.
-
2019-08-27 10:00
В этой противоречивой, заимствованной из сказок и легенд истине тем не менее заключена заветная человеческая мечта о вечной непреходящей любви. Когда, как Ромео с Джульеттой, не видишь смысла жить дальше в одиночестве.
-
2019-08-02 14:17
Горестная весть пришла из Москвы. В 82 года скончался народный художник Российской Федерации, Украины и Армении, лауреат Ленинской премии Фрид СОГОЯН. Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени.