НЕТ ГОСПРЕМИИ! ЭТО ОГРОМНЫЙ УДАР ПО ПРЕСТИЖУ ТЕАТРА
"Я всегда подчеркиваю то обстоятельство, что Государственная премия в первую очередь нужна общественности. Таким образом мы пытаемся предложить нашему обществу ориентиры и критерии, пытаемся привлечь его внимание к действительно достойным работам. Эти премии также оценка со стороны государства и народа. Эта оценка, думаю, важна для любого человека, тем более для деятеля искусства и науки, которые, упорно работая на протяжении лет, добиваются успеха. Мы понимаем, что в мире никакая хорошая вещь легко и просто, в одночасье не создается. Я благодарен за вашу преданность и большую работу", - говорил президент Серж Саргсян, поздравляя лауреатов Государственной премии за 2016-2017 гг.
"ИСКУССТВО ЖИВО, ПОКА ЖИВЫ ЕГО КРИТЕРИИ" - ЭТО МНОГОКРАТНО ПРОВОЗГЛАШАЛИ классики разных времен и народов. У нас же ситуация складывается парадоксальная: критериев, кажется, уже нет, а искусство все-таки есть. Местами…
Вообще-то писать о Государственной премии, в частности, о том, что в сфере театра ее опять не было, уже не интересно. Это уже общее место, даже традиция – театр опять прокатили. Здесь гораздо любопытнее тот факт, что лауреата не обнаружилось и в сфере изобразительного искусства. Того самого, которое веками проявляется у нас ярко и интересно на генном уровне. Конечно, и один в поле – воин, и следует от души поздравить создателей кинодилогии "Линия" с успехом, но заключить, следуя логике Госпремии, что художники перевелись, театр сдох, а кино переживает Ренессанс… Для этого надо обладать изрядной долей фантазийности!
"Не надо вводить в заблуждение людей – начиная с президента страны, - считает кандидат искусствоведения Ара ХЗМАЛЯН, один из старейших в плане членства в комиссии по Госпремии в области театра. - Мнения практически разделились, а это не означает, что достойных спектаклей не существует. Так что не надо озвучивать подобные мотивации, как это сделала председатель комиссии, да еще в присутствии главы государства.
Да, Госпремия – это мессидж общественности о том, что в государстве специалисты объявляют ценностью и достижением. Но плохо не то, что премию не дали. Плохо то, что не дали, а хорошие спектакли были. И меня возмущает не сам факт получения или неполучения, а ход дела, организация процесса.
Я уже не первый год являюсь членом этой комиссии и который год утверждаю, что следует в корне менять все информационное поле, связанное с Госпремией. Может быть, мы, члены комиссии, должны вести работу, чтобы привлекать людей к участию в конкурсе. Ведь можно в каждый театр направлять письмо с предложением участвовать. И четко понимать, как мы фильтруем заявки, каковы наши критерии, какие спектакли могут выйти в финал. Ведь был же год, когда в конкурсе практически не было серьезных работ, но были какие-то маловменяемые ученические … Это даже экспериментом не назовешь".
О том, что у режиссеров, способных создавать талантливые спектакли способами не всегда чистоплотными, давно отбили охоту зариться на Государственную премию (кому же охота в очередной раз прокатываться мордой по асфальту?), тоже говорилось неоднократно. А вот инновацией, заставившей-таки обратиться к теме, оказалось то, что впервые после того, как схлынула волна первых дней, люди театра стали обвинять не государство, которое строит козни и преследует многострадальный театр, а, представьте себе, самих себя! Невероятно, но очевидно!
"Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ТЕАТР - ЭТО ТЕ ДВЕ СФЕРЫ, где нет никаких достижений за последние годы, - считает Рубен Бабаян, дебютант в составе комиссии и режиссер, несколько лет назад пострадавший от Госпремии, но тем не менее не пришедший к заключению "так не доставайся же ты никому!" - Для меня здесь есть две части проблемы. Первая – это как рекламируется и пропагандируется само понятие "Госпремия". Это же Государственная премия! И участвовать в ней должны не те, кто случайно вошел на сайт президента и прочитал, что есть такое дело. Это должно широко пропагандироваться и обсуждаться. А вторая – это, конечно, жюри. Как оно формируется, кто в него входит? Думаю, нынешний результат был заранее предопределен его составом.
Не должен быть членами комиссии человек, который вообще не представляет, что такое современный армянский театр, поскольку в театр не ходит категорически и считает, что современного армянского театра нет как такового, он умер. Не могут быть в жюри люди, которые никого, кроме себя, в театре не видят и для которых театральный мир Армении делится на две части: я и все остальные. И не должны быть в нем люди, которые готовы руководствоваться какими угодно принципами, но только не художественными.
Я в первый раз был в этом жюри, и многое мне было непонятно. Начиная с того, что мы практически не собирались, ничего не обсуждали (хотя положение о Госпремии предполагает как минимум четыре встречи комиссии), и кончая формой бюллетеней.
Если мне и на будущий год предложат эту работу, мириться с этим я больше не стану. Потому что это пятно - на всех нас! Такой результат – это по большому счету нулевой КПД работы жюри. Надо уважать статус Госпремии. Просто обидно, что Госпремия рассматривается на таком уровне и непродуктивность работы комиссии преподносится в качестве преимущества. Мы ничего не обсуждаем – мы приходим и тайно голосуем! Причем по совершенно непонятному бюллетеню - во всяком случае ни в одной другой комиссии по сферам не было строки "воздержался". Почему такая система имеет преимущества перед нормальным открытым обсуждением?! Мне вообще эти обсуждения видятся гораздо шире – чтобы было известно, какие спектакли представлены, чтобы в процессе участвовали СМИ. Это же Государственная премия! И воспринимать ее как собственную лавочку и исходя из убежденности одного человека в отсутствие современного армянского театра решать - давать премию или нет, я думаю, это неверно. Это не экономия государственных денег. Это огромный удар по престижу театра".
АРА ХЗМАЛЯН ПО ПОВОДУ ФОРМИРОВАНИЯ КОМИССИИ ВЫРАЗИЛСЯ ЕЩЕ КОНКРЕТНЕЕ: "Я не скрываю того, что чем меньше в ней будет режиссеров и актеров, тем лучше. Ясно же, что этот народ эгоцентричный и, простите, завистливый. Я не в первый раз с этим сталкиваюсь и поэтому утверждаю: часто, и не только в театральной сфере, явление не оценивается по достоинству именно потому, что оценщики – артисты из той же сферы".
Как ни разделяй эту позицию, есть суровая правда жизни. В нашем, невероятно узком профессиональном мире найти 9 человек, прилетевших в голубом вертолете, а не заранее, даже без просмотра спектакля знающих за или против кого они дружат, практически нереально. Здесь есть еще один момент, гораздо более объективный. Очевидно, что за последние годы театр как искусство дислоцируется на малых сценах и в малых формах. Не будем сейчас перечислять многие спектакли не ниже европейской планки, которые в последние годы приносили славу армянскому театру и удостаивались высоких наград на престижных международных фестивалях. Констатируем лишь, что они, бесспорно, есть. Но есть и уверенность, особенно у представителей старшего, сформировавшегося в широкоформатные советские годы поколения, что рассматривать в качестве претендента на Государственную премию можно исключительно что-то в физическом смысле большое… Вот размер полотна Иванова "Явление Христа народу" - 5,4 x 7,5 метра. А "Джоконды" - 77 x 53 сантиметра. Но при всем уважении к Иванову каждому грамотному человеку понятно, что это арт-явления разного порядка. Так, может, настало время профессионалам перестать мерить искусство в сантиметрах или, простите, в поголовье?
Так или иначе, театр опять пролетел, как фанера над Парижем, и отсюда много неутешительных выводов.
"МЫ ЗНАЕМ, ЧТО У ТЕАТРА МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ, ЕСТЬ ЦЕЛЫЕ ТЕАТРЫ, получающие зарплату в качестве государственного пособия, есть масса неиграющих штатных актеров и прочее, - считает Ара Хзмалян. – Но в чем тут самая сермяга? Если театр вот уже который раз не получает Госпремии, это означает, что ему можно спокойно урезывать финансирование, требовать увольнений и рассуждать о сокращении числа театров вообще. Если мы, люди театра, так относимся к собственному делу, то чего же мы жалуемся, что нас "сокращают и режут"?"
А вот это уже песня о самом главном! В своей речи, посвященной Госпремии, президент Серж Саргсян посетовал на то, что в сфере театра и изобразительного искусства нет лауреатов, констатировал, что, следовательно, здесь существуют проблемы, и рекомендовал министрам культуры и просвещения обратить особое внимание на сферы и искать пути выхода из кризиса.
Не знаю, как Министерство образования, но Министерство культуры откликнулось на этот призыв главы государства заблаговременно. И уже нашло пути и методы, суть которых: нет человека, точнее, сферы театра – нет проблемы. Но это тема следующего обстоятельного разговора.
-
Tigran 03-Фев-2018Xzmalyann e komisiayi obyektivutyunic boxoqum??? Uxxaki estex harc@ erevi 5 milionn e, dra hamar el jhuriin naxapes nerarkvox xndranqneri shnorhiv haxtec voch indz voch el qez banadzev@... Moracel e Carukyani milionner@ vonc er Narek Duryani eshutyan talis: Na, arhasarak, masanagitakan skzbunqaynutyunic xoselu iravunq chuni: Baroyalqvacutyunn el chap u sahman uni...Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.