Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ МУЗЫКЕ

Чествование 85-летия великого Пендерецкого началось с концертов в Ереване

В эти дни в Ереване вместе со своей супругой находится польский дирижер и композитор Кшиштоф Пендерецкий. Музыкальная общественность Армении знакома с богатейшим разножанровым творчеством композитора с армянскими корнями прежде всего благодаря международному музыкальному фестивалю "Ереванские перспективы", в рамках которого не раз проходили его авторские вечера.

НЫНЕШНИЙ ПРИЕЗД ПЕНДЕРЕЦКОГО, КАК ЕГО НАЗЫВАЮТ, "ЖИВОГО КЛАССИКА", величайшего композитора современности, в Ереван связан с рядом масштабных мероприятий, посвященных его 85-летнему юбилею, который будет отмечаться в этом году во многих странах. Отрадно, что их старт берет свое начало в столице нашей республики. Пятидневный фестиваль (13-17 февраля) вобрал в себя четыре концерта: звучали симфонические и камерные произведения композитора, некоторые из них исполнялись в Армении впервые. Фестиваль объединил разные коллективы армянских музыкантов - Государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, Национальный филармонический оркестр – художественный руководитель и дирижер Эдуард Топчян, Государственный камерный хор "Овер" - хормейстер Сона Ованнисян, а также именитых зарубежных исполнителей.

А открыл фестиваль Национальный филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна. Музыканты исполнили развернутое симфоническое полотно, насыщенное экспрессией – Концерт для скрипки с оркестром N2 "Метаморфозы". А партия солирующей скрипки прозвучала в исполнении Марты Ковальчек (Польша) – лауреата разных международных премий. Музыканты исполнили также "Корейскую" симфонию N5, написанную Пендерецким по заказу Сеула с использованием корейских народных мотивов.

Ковальчек впервые вышла на сцену в Армении. А после концерта отметила, что это выступление она сохранит в своей памяти благодаря прекрасному оркестру и теплым приемом слушателей, выразив надежду, что сотрудничество с нашим филармоническим оркестром продолжится. И подчеркнула: "Произведения Пендерецкого сложны, но и очень красивы. Для меня большая честь исполнять его композиции".

ХОРОВАЯ МУЗЫКА ПЕНДЕРЕЦКОГО ПРОЗВУЧАЛА ВО ВРЕМЯ ВТОРОГО концерта фестиваля, радуя почитателей этого жанра. В исполнении хора "Овер" она звучала, как всегда, отменно. И, кстати, в один из прошлых визитов Пендерецкого в Армению этот музыкальный коллектив, давно уже получивший во многих странах заслуженное признание, был особо отмечен композитором высокой оценкой. Пендерецкий назвал "Овер" лучшим камерным хором в мире.

В фестивале принимают участие также пианистка Соми Ким (Южная Корея), польские музыканты – аккордеонист Матей Францкевич, вокалисты Каролина Сикора, Петр Новацки, Александр Кунах и другие.

До открытия фестиваля Пендерецкий с супругой Эльжбетой встретился с журналистами. А место встречи, которую вел министр культуры РА Армен Амирян, было выбрано не случайно – музыкальная десятилетка им.Чайковского, которая после ремонта совершенно преобразилась в современный модернизированный очаг культуры. Руководство школы провело небольшую экскурсию по учебному заведению, знакомя гостей с условиями, в которых учатся наши будущие музыканты. А Пендерецкий в этот знаменательный день посадил перед зданием школы молоденькую красивую елку.

Позже, общаясь с журналистами, композитор сказал:

- Прежде всего я хочу вас поблагодарить. Все это очень радостно. Мы с супругой не раз бывали в Армении и всегда с удовольствием приезжаем к вам. Для меня очень почетно, что фестиваль начинается именно отсюда. Бывая здесь, мы каждый раз не только слушаем замечательных музыкантов, но и встречаемся с прекрасными людьми. Здесь мы чувствуем себя, как дома, вот только, к сожалению, не владеем армянским языком.

Композитор еще раз вспомнил о своих армянских корнях по линии бабушки – это он делает в каждый свой приезд в Ереван - и заметил, что интерес к армянской теме у него не случаен. А потому в 2015 году к столетию Геноцида армян он специально написал "Третий псалом", который впервые был исполнен хором "Овер" в нью-йоркском Карнеги-холле во время концерта, посвященного этой печальной дате.

Известно, что в раннем творчестве Пендерецкого был этап, когда он стал увлекаться авангардной музыкой, что, по его словам, было данью времени. Это проявлялось и в том, что в своих произведениях он использовал не только музыкальные инструменты, но и разные подручные средства – пилу, пишущую машинку, трещотки, свистки, металлические предметы.

- Как и любой амбициозный молодой человек, - сказал Пендерецкий, обращаясь к этой теме, - я хотел сказать новое слово, сделать что-то нестандартное, быть "другим". Когда я включил в состав оркестра печатную машинку, это был своеобразный юмор, но музыкант, который исполнял данную партию, не в шутку признался, что в нем взыграла ненависть к этому "инструменту".

НО СЕНСАЦИОННАЯ СЛАВА И МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ ПРИШЛИ к начинающему композитору, когда он написал ставшее позже знаменитым произведение "Памяти жертв Хиросимы" для 52 инструментов струнного оркестра. С помощью музыки и специальных звуковых эффектов ему удалось выразить эмоциональный накал трагедии.

- Я и сейчас, - продолжает Пендерецкий, - если меня не удовлетворяют музыкальные инструменты оркестра и, как мне кажется, чего-то не хватает, придумываю что-то новое, например, тубофон.

Интересная история связана с партитурой "Памяти жертв Хиросимы". Внешне она не совсем похожа на обыкновенный нотный текст. Когда Пендерецкий послал ее немецкому издателю, она куда-то исчезла. Композитору пришлось восстанавливать партитуру по памяти. А позже выяснилось, что таможенники заподозрили в партитуре какой-то зашифрованный план создания атомной бомбы или по меньшей мере военные тайны Варшавского Договора. Спецслужбы после тщательного анализа в конце концов поняли, что это все-таки ноты и доставили партитуру адресату. Но самым интересным в этой истории оказалось то, что, когда автор сравнил обе партитуры: оригинал и восстановленную по памяти копию, они были совершенно одинаковыми...

На вопрос, кто был примером в творчестве композитора, когда он начинал свою карьеру, Пендерецкий ответил:

- Любой композитор должен иметь предшественника в качестве примера. Для меня это был Бах. Я играл на скрипке, пока однажды мне не показали одну из партитур Баха. Вскоре я увлекся этой музыкой, что и определило мою судьбу.

На встрече речь пошла и о современной музыке. Пендерецкого спросили, какое, на его взгляд, развитие получит классическая музыка.

- Я не пророк, - сказал он, - и никто не сможет сказать, как это будет происходить. Знаю лишь, что сейчас я сосредоточен на классической музыке и стараюсь вывести ее на пару шагов вперед.

Творчество Пендерецкого плодотворно и разнообразно – от авангардной и электронной музыки до классических камерных произведений и крупных симфоний, опер. Есть у него и музыка к кинофильмам ("Рукопись, найденная в Сарагосе" и др.), хотя специально он ее писал редко, и для театра. Он до сих пор ведет творчески плодотворную жизнь.

Нам же остается добавить, что Ереванский фестиваль, посвященный Кшиштофу Пендерецкому, проходит под патронатом первой леди Риты Саргсян и организован он совместными усилиями Государственного симфонического оркестра, международным фестивалем "Ереванские перспективы"  Национальным филармоническим оркестром при содействии Министерства культуры.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН, ГАЙДАЙ И ДОНАЛЬД ТРАМП
      2018-12-24 17:43
      10800

      Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.

    • СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ НАСЧИТЫВАЛ ПОЛВЕКА
      2018-12-14 15:26
      2611

      14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      2007

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • "СПИТАК" - НОВЫЙ ФИЛЬМ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
      2018-12-05 16:15
      3944

      7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды:  приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "А ГДЕ ТЕБЯ СЕГОДНЯ НЕТ? НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ"
      2023-01-25 09:52
      2043

      25 января легенде авторской песни, актеру театра и кино, поэту Владимиру ВЫСОЦКОМУ исполнилось бы 85 лет Первые из написанных им песен относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Как написала в своей книге "Владимир, или Прерванный полет" супруга Высоцкого Марина Влади, поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, "спортивные" песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы.

    • СЛОВО И ДЕЛО САБИРА СТЕПАНЯНА
      2023-01-13 10:21
      3662

      К 90-летию со дня рождения Биография крупного хозяйственника, организатора производства, заслуженного геолога Армянской ССР Сабира Николаевича СТЕПАНЯНА (1933 - 2016 гг.) так богата знаменательными событиями и датами, что одно только их перечисление займет немало места. Выделю главное.

    • 100 ЛЕТ НАЗАД НА КАРТЕ МИРА ПОЯВИЛАСЬ ИМПЕРИЯ СОВЕТОВ
      2022-12-30 09:51
      5236

      Разве США боялись бы воссоздания строек социализма? С 30 декабря 1922 г. по 21 сентября 1991 г. – этап особого существования республики под названием "Армянская ССР" в составе Союза Советских Социалистических Республик. Эта республика не была субъектом международного права, стало быть, с точки зрения этого права, такого государства не существовало, существовала лишь административно-территориальная единица под названием "Армянская ССР" в составе СССР. По этой причине многие политологи не признают факт существования Второй Армянской республики…

    • С «БУКИНИСТОМ» ПО ЖИЗНИ
      2022-12-26 11:34
      3422

      Букинист. Это слово у жителей Еревана вызывает лишь одну ассоциацию – живописно оформленный книжный магазин на проспекте Маштоца, 20, где можно найти все: от детских книжек и развивающих игр до словарей, тематических книг и учебной литературы. Сюда, в это книжное царство, стремятся все, кто ищет бестселлеры художественной или бизнес литературы, желает преподнести оригинальный подарок по интересу или найти затерявшееся на полках старое издание.