Последние новости

ЛИК НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ДАДИВАНКЕ

Говоря об армянском искусстве средневековья, невозможно остановиться на таком традиционном для нашей живописи жанре, как миниатюра, и упустить из вида другой, не менее важный монументальный жанр – фреску. К этому выводу пришла группа единомышленников, объединенных вокруг одной из жемчужин армянской храмовой архитектуры - монастырского комплекса Дадиванк. Презентованная недавно в Арцахе и Армении книга-альбом "Дадиванк. Возрожденное чудо" - прекрасное тому подтверждение.

ИНИЦИАТОРОМ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ВЫСТУПИЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ благотворительный фонд "Виктория" во главе с директором Гаяне Геворкян, авторы книги – доктор исторических наук Карен Матевосян, искусствовед Авет Аветисян, архитектор-реставратор Паоло Ара Зарян (Италия) и специалист по реставрации Кристин Ламуре (Бельгия). Книга вышла в свет тиражом в 500 экземпляров. В нее вошли материалы по истории монастыря, результаты проведенных исследований и реставрационных работ на трех языках – армянском, русском, английском. Издание снабжено многочисленными фотоиллюстрациями, часть их – фотохроника работ по этапам восстановления фресок.

До недавнего времени Дадиванк, расположенный в одном из удивительных природных уголков Арцаха, привлекал туристов, гостей и специалистов как образец истории и архитектуры прошлого. Сегодня он обрел ценность и как хранитель уникальных в своем роде фресок, о существовании которых долгое время не было известно широкой общественности. Церкви на территории Нагорного Карабаха, в их числе и Дадиванк, функционировали до установления советской власти. Известно, что Дадиванк после 1921 г. был закрыт, а с конца 1950-х гг. передан некоему азербайджанскому курду-пастуху, который не только поселился с семьей в монастыре, но и разместил там хлев для скота. В течение десятилетий жильцы практически ежедневно разжигали в монастырских помещениях, в частности, в церкви Св.Катохике костры, из-за чего стены покрылись сажей, скрыв за толстым слоем черного налета уникальные фрески. Позже это обстоятельство спасло настенные изображения – уникальные образцы армянской фресковой живописи и свидетельства многовекового присутствия на этой территории армянского народа - от уничтожения азербайджанцами в годы Карабахской войны. О наличии фресок на стенах одной из церквей монастырского комплекса Дадиванк было известно лишь священнослужителям, узким специалистам и людям, интересующимся историей армянской культуры.

 ДадиванкКАК РАССКАЗАЛ АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР АРА ЗАРЯН, С 2012 Г. ОН И КРИСТИН ЛАМУРЕ совместно с Министерством культуры Армении, а также епархиями ААЦ и руководством армянских церквей реализуют программу, цель которой - находить, исследовать, укреплять и реставрировать находящиеся на территории Армении и Арцаха памятники армянской духовной культуры и их сохранившиеся фрагменты.

"Мы стремимся сохранить эту часть национального культурного наследия армянского народа, чтобы специалисты - историки, историографы, культурологи последующих поколений - могли по восстановленным образцам и фрагментам восстановить пока еще не полностью изученный сложный мир армянской фрески, - сказал Ара Зарян. – До сих пор наши специалисты, с одной стороны, были более сосредоточены на исследовании миниатюры и хачкаров, с другой - не имели доступа к определенной части культурно-исторического наследия предков, из-за чего фрески как часть средневековой живописи оказались вне поля профессиональных интересов. Невозможно говорить об армянском средневековом искусстве и христианском зодчестве, не рассматривая фрески, занимающие в нем свое достойное место и отличающиеся собственным, традиционно армянским стилем".

Ара Зарян рассказал, что в их рабочих списках Дадиванк изначально не значился. Уже 4 года специалисты осуществляют реставрацию в монастыре Лмбатаванк (Ширакский марз), два года работали в церкви Кармравор (Арагацотнский марз), завершили в прошлом году работы в храме Мастара (Ширакский марз). Во всех церквах есть если не фрески, то их следы, датирующиеся как минимум VII веком, что свидетельствует о наличии развитой фресковой живописи на территории Армении. Несколько лет назад Ара Зарян участвовал в проходящей в Армении Международной научной конференции по реставрации и сохранению памятников культуры, где познакомился с тогдашним начальником Управления по туризму НКР, который рассказал о том, что в арцахских храмовых комплексах сохраняются фрески, и предложил посмотреть их.

"ВОЙДЯ В ДАДИВАНК, Я И КРИСТИН УВИДЕЛИ ЛИШЬ ПОКРЫТЫЕ САЖЕЙ И ПТИЧЬИМ ПОМЕТОМ СТЕНЫ. Пришлось взобраться на лестницу и в указанном месте попытаться провести предварительную очистку. Спустя некоторое время Кристин увидела первые штрихи фресок", - рассказал Ара Зарян. В 2015 г. специалисты начали работы в Дадиванке, продлившиеся до прошлого года. В процессе работы они вели письменную фактографию и фотохронику каждого шага, этапа восстановительного процесса, составив ценную профессиональную документацию для будущих специалистов-реставраторов. Ара и Кристин не только очищали фрески от слоя загрязнений, но и восстанавливали трещины, осыпавшуюся штукатурку, проводя по ходу исследования и делая интересные выводы. Как отметил Ара Зарян, арцахский Николай Чудотворец имеет третий глаз и это важный факт, требующий изучения. Есть также много других деталей, требующих научных комментариев.

В итоге были восстановлены и укреплены две главные фрески монастыря, датируемые 1278 г. Одна из них посвящена интронизации Св.Николая Чудотворца, другая - сцене побивания камнями Св.Стефана Первомученика. Кстати, фотокопия фрески с изображением Николая Чудотворца и была помещена на обложке книги-альбома "Дадиванк. Возрожденное чудо". Специалистами восстановлены также надписи на алтаре и стене, очищены купол и стены.

Директора благотворительного фонда "Виктория" Гаяне Геворкян с иностранными реставраторами свел удивительный случай. "Практически каждый день люди обращаются к Богу за чудом, но порой оно бывает совсем близко, стоит лишь хорошенько осмотреться вокруг, - начала рассказ Гаяне Геворкян. – Я давно искала след Никола Чудотворца в армянских храмах и нашем искусстве и, как правило, сталкивалась с мнением, что этот святой не представлен в нашей средневековой культуре. Но я не сдавалась, и однажды поиски привели меня в Дадиванк, где я встретила Кристин и Ара".

По словам Гаяне, Николай Чудотворец - самый "быстрый" святой в христианской религии, именно этот факт и помог ей в кратчайшие сроки основать фонд, собрать прекрасную команду и начать работу над книгой-альбомом "Дадиванк. Возрожденное чудо" - единственной на сегодняшний день монографии о монастырском комплексе, расположенном на стыке неповторимых в своей красе Мравских и Карабахских хребтов. Удивительно, но работа над изданием заняла всего пару месяцев. Как отметил автор текста к книге Карен Матевосян, получив предложение о работе над содержанием издания, он поначалу не мог представить, что нового можно написать о Дадиванке. Однако полученный материал позволил по-новому взглянуть на эту арцахскую жемчужину и стал толчком к более глубоким научным исследованиям.

 Презентация книги-альбома 'Дадиванк. Возрожденное чудо'ПЕРВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ-АЛЬБОМА "ДАДИВАНК. ВОЗРОЖДЕННОЕ ЧУДО" ПРОШЛА В СТЕПАНАКЕРТЕ во Дворце культуры и молодежи при полном аншлаге. В мероприятии участвовали авторы проекта, министр культуры Арцаха Сергей Шахвердян, предводитель Арцахской епархии ААЦ архиепископ Паргев Мартиросян, общественные и культурные деятели. Спустя четыре дня книга "Дадиванк. Возрожденное чудо" была представлена в Ереване в конференц-зале Матенадарана. И вновь зал был полон желающих узнать результаты столь важной работы, получить достоверную информацию о том, что представляют собой фрески, обнаруженные на стене церкви Катохике – одной из входящих в монастырский комплекс "Дадиванк", увидеть героев кропотливого труда и основателей издательского проекта. Ведь обнаруженные образцы храмовой живописи – единственные фрески Арцаха с полностью сохранившейся иконографией.

После презентации в Степанакерте Кристин Ламуре преподнесла всем большой сюрприз, решив креститься в Армянской Апостольской Церкви. Обряд крещения был совершен тер Ованесом в Дадиванке, крестным отцом Кристин стал ее коллега Ара Зарян. Что касается издания "Дадиванк. Возрожденное чудо", то первая ласточка фонда "Виктория", по словам его главы, будет презентована в разных городах и странах.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДЖАЗ-ФЕСТ В ОСЕННЕМ ЕРЕВАНЕ
      2021-10-20 10:05
      779

      В столичном джаз-клубе "Улиханян" стартовал любопытный проект – Фестиваль армянского джаза "4Seasons - Autumn" ("4 Сезона - Осень"). Любопытство вызвано как "передвижным" названием фестиваля, которое будет меняться в соответствии с сезоном, так и идеей, заложенной в основу новоявленного джаз-феста, кстати, с армянским уклоном. Как отметил джазовый обозреватель, редактор сайта armjazz.info и инициатор мероприятия Армен Манукян, началось все с осознания ситуации с данным музыкальным жанром в Армении.

    • НЕ ПЕТЬ ОН НЕ МОГ…
      2021-10-19 09:51
      926

      В зале Малого театра при Национальном центре эстетики на днях прошла презентация книги воспоминаний Заслуженного артиста Арм.ССР, певца, которого по праву прозвали «патриархом русского романса», - Эдуарда Сергеевича Багдасаряна. Называется книга «Не петь я не мог».

    • СПАСЕННЫЕ РЕЛИКВИИ ОККУПИРОВАННОГО АРЦАХА
      2021-10-16 10:00
      2426

      В летописи Армении сохранилось немало примеров того, как простые люди в периоды нашествий врагов спасали не только стариков, женщин и детей, но и образцы культурного наследия, созданные нашими предками. Самый яркий и известный пример – Мушский Торжественник (Гомилиарий) весом в 27,5 килограммов, половинки которого во время Геноцида вынесли на своих спинах две армянки из Муша.

    • ИЗ КАМБОДЖИ В АРЦАХ ЗА ГРАНАТОВЫМ ДЕРЕВОМ
      2021-10-14 11:26
      3498

      В Доме камерной музыки им.Комитаса прошел сольный концерт альтиста Мираба Бабаяна – первый на армянской сцене в творческой жизни этого талантливого музыканта из Спюрка. В зале не было высокопоставленных чиновников и массового присутствия СМИ. Большинство слушателей - новые друзья Мираба, которых он приобрел за год жизни в Армении и, в первую очередь, за 44 дня прошлогодней Арцахской войны.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕ ПЕТЬ ОН НЕ МОГ…
      2021-10-19 09:51
      926

      В зале Малого театра при Национальном центре эстетики на днях прошла презентация книги воспоминаний Заслуженного артиста Арм.ССР, певца, которого по праву прозвали «патриархом русского романса», - Эдуарда Сергеевича Багдасаряна. Называется книга «Не петь я не мог».

    • КРЕСТНЫЕ 60 АРИАВАНЦЕВ ПРИБЫЛИ ИЗ ФРЕСНО
      2021-10-08 10:12
      1705

      В арцахском селе Ариаван (Ахавно) Кашатагского района отметили очередное яркое событие. Около 60 жителей села - от мала до велика прошли в воскресенье обряд крещения, устроенный по инициативе руководителя местной общины, уроженца Сирии и репатрианта из Ливана Андраника Чавушяна.

    • 8 ПОЛОЖЕНИЙ "КОДЕКСА ЧЕСТИ"
      2021-09-30 10:24
      1917

      История армянской армии насчитывает тысячелетия, имеет давние традиции и сформированную в веках систему ценностей, дошедшую до наших дней в трудах известных летописцев. Обширные письменные источники исследовал историк и политолог, директор Центра стратегических исследований "Арарат" Армен АЙВАЗЯН. Результаты исследований он изложил в книге "Кодекс чести армянского воинства", презентованной 27 сентября в Культурном центре "Текеян".

    • ФРЕСКИ АХПАТА В АЛЬБОМЕ АРА ЗАРЯНА И КРИСТИН ЛАМУРЕ
      2021-09-07 11:48
      3659

      Потрясающей красоты и глубокого содержания книгу-альбом преподнесли на днях специалистам и любознательным читателям архитектор-реставратор Ара ЗАРЯН и художник-реставратор Кристин ЛАМУРЕ из Италии. "Ахпат. Реставрация фресок церкви Сурб Ншан, 976-991 гг., X-XIII вв." - так назвали авторы свой монументальный труд, посвященный уникальному фресковому наследию, которое дошло до нас из глубины веков и стало сегодня доступным посетителям благодаря титанической работе Ара и Кристин.