Последние новости

МЕСТО, ГДЕ ДУША И СТРОИТСЯ, И НАСТРАИВАЕТСЯ

Армянский театр в основном пытается сохранить традицию советского. Но жизнь идет вперед, сменилась эпоха. Почему же в театре время должно остановиться?

Спектакли художественного руководителя Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н.Сац Георгия Исаакяна неоднократно становились лауреатами престижных премий,  восемь раз выдвигались на Национальную театральную премию "Золотая маска". В 2009 году  Исаакян стал  ее лауреатом  в номинации "Лучший режиссер" за постановку  оперы К.Монтеверди "Орфей" в Пермском театре оперы и балета. В 2012 году он вновь стал лауреатом этой премии за спектакль "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РФ ГЕОРГИЙ ИСААКЯН - один из первых постановщиков  опер ренессанса и барокко в России, режиссер, который поставил целый ряд старинных партитур, среди которых – "Альцина " и "Геракл " Георга Фридриха Генделя, "Китаянки " Кристофа Глюка, "Орфей" Клаудио Монтеверди, "Игра о Душе и Теле" Эмилио де Кавальери, "Любовь убивает" Хуана Идальго де Поланко и другие. Благодаря ему сегодня в Москве, в Театре Наталии Сац можно увидеть замечательные спектакли — и не в формате фестивального показа, а как репертуарные постановки. Он стал инициатором Недель старинной оперы, в рамках которых можно не только посмотреть спектакли, но и посетить мастер-классы маэстро Эндрю Лоуренса-Кинга, одного из ведущих специалистов по музыке эпохи барокко: вместе с ним Георгий Исаакян организовал Академию старинной оперы Opera Omnia.

Недавно Георгий Георгиевич побывал в Ереване и, несмотря на плотный график, cогласился побеседовать с корр. "ГА".

- Георгий, вы уехали из Еревана сразу после окончания консерватории. Почему выбрали именно Москву?

- Это произошло совершенно случайно. Я никогда в жизни не собирался становиться режиссером - ни театральным, ни оперным. Хотя после смерти мамы жил c тетей, семья которой целиком состояла из музыкантов. Достаточно назвать имя выдающегося хормейстра Эммы Агабековны Цатурян. В доме постоянно звучала разная музыка – и живая, и в записях, конечно, много высокой классики в потрясающем исполнении, но и джаз и авангард тоже. Ереван советского периода ведь был очень свободным местом, где существовала развитая сложная музыкальная среда. Я учился в музыкальной школе им.Чайковского в классе замечательного композитора Эдуарда Багдасаряна. Но хотел стать врачом. Узнав об этом, директор школы Татьяна Багратовна пригласила меня к себе и сказала,  что Армении нужны оперные режиссеры и неплохо было бы мне попробовать поступить в ГИТИС на факультет музыкального театра. Если честно, я до сих пор не помню, почему я согласился. Надо сказать, что на режиссерский в 17 лет не шел почти никто, и профессор ГИТИСа Владимир Акимович Курочкин, посмотрев мое личное дело, сказал: "Что за детский сад…" Но я сыграл что-то, потом мне открыли партитуру "Аиды", я ее прочел, и как-то это все произвело впечатление. Вот так я и стал студентом знаменитого театрального вуза.

– А почему вы не вернулись в Ереван после ГИТИСа?

– Когда я в 1991-м приехал с красным дипломом в Ереван, работы здесь никакой не было, потому что театр уже практически не функционировал. Мне сказали: "Извините, мы ничем не можем вам помочь, трудоустраивайтесь, как хотите". Я вернулся в Москву, и тогда как раз моего учителя пригласили руководителем в Пермский театр оперы и балета. А так как ему было уже семьдесят, он сказал мне: "Сынок, поедем со мной?" И сынок решил поехать. Так что переезд в Пермь тоже оказался случайностью.

- Вы проработали в Перми 20 лет и добились многого. Спектакли театра номинировались на "Золотую маску", вы как режиссер получили эту награду за оперу "Орфей", вас объявляли Человеком года... А потом вновь вернулись в Москву.C чем это было связано?

- Пермь - феноменальный город во всех смыслах, и, казалось бы, место, абсолютно не приспособленное к жизни. Это очень близко к Полярному кругу. Перепад температур между летом и зимой 70 градусов. Вместе с тем  это  старый промышленный город, до 90 года – закрытый. И каким-то образом еще в XIX веке Пермь оказалась одним из немногих провинциальных городов, где сами жители решают построить свой оперный театр, собирают средства. В пермском театре я начинал как простой режиссер, потом стал его художественным руководителем. В 2010 году министр культуры России Александр Авдеев предложил вернуться в Москву и возглавить единственный в мире Детский музыкальный театр им.Н. Cац. Фактически я стал вторым руководителем театра после Натальи Ильиничны. Ее не стало в 1993 году, и 20 лет в театре было некое коллективное руководство, что отразилось и на творческом процессе. Понятно, что после такой гигантской личности решиться занять это место кому-либо было сложно. Труппа во многом была еще та, которую набирала Наталья Ильинична. Для меня это стало своего рода испытанием.

- За 8 лет в Театре Сац состоялось множество премьер спектаклей и опер. Но вы параллельно работали в Европе и Японии?

- Там я поставил спектакли "Мадам Баттерфляй", "Летучая мышь", "Дон Карлос", "Богема" ,оперы "Чертогон", "Один день Ивана Денисовича", "Отче наш" и другие. А в Ереване  возродил оперу "Алмаст".

- Георгий Георгиевич, какую вы видите разницу между театрами Армении и России?

- Мое представление о театре отличается от того, что сейчас преобладает на постсоветском пространстве. Армянский театр в основном пытается сохранить традицию советского. Театры России и Европы сегодня - это авангардное, порой провокационное искусство, говорящее со зрителями на современные актуальные темы. В советское время считалось, что театр и опера - очень благочинное искусство. Но жизнь идет вперед, сменилась эпоха. Почему же в театре время должно остановиться? Театр - отражение времени и не надо об этом  забывать.

– Ваш прадед – великий армянский поэт Аветик Исаакян...

– Он мой двоюродный прадед. Но приятно думать, что какая-то маленькая капелька этой великой крови в тебе есть. Это и дополнительная ответственность за фамилию. Дед мой был  профессором университета, фактически основателем политэкономии Армении. Мама работала в редакции знаменитой "Литературной Армении", в легендарном окружении  знаменитого поколения 60-х. Другая часть семьи – это музыканты, известные педагоги. И теперь как руководитель Детского оперного театра я пытаюсь восполнить это для тех, кто, возможно, лишен такой атмосферы дома. Театр – основное место, где душа человека и строится, и настраивается.

- А в Армении не хотите поставить еще один спектакль?

- Если поступит предложение, то с большим удовольствием. Я очень рад, что благодаря Константину Орбеляну в 2016 году Национальный театр оперы и балета присоединился к Ассоциации музыкальных театров России. Мы ежегодно проводим международные фестивали и, очень надеюсь, что он будет принимать участие в этом важном культурном празднике.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРАВИТЕЛЬСТВО КУЛЬТИВИРУЕТ РАССАДНИК ЗАРАЗЫ
      2022-01-26 10:52
      389

      Эпидемиологическая ситуация в Армении ухудшается. Ежедневно фиксируется более 1000 заболевших новым штаммом коронавируса "омикрон". C 22 января на входе в рестораны, отели, музеи, театры, концертные залы и другие общественные места посетители должны показывать бумажный сертификат о вакцинации, либо QR-код, отрицательный ПЦР-тест или экспресс-тест на антиген.

    • "ДОЛИНА ГАГАРИНА"- ПРЫЖОК В БУДУЩЕЕ
      2022-01-25 10:00
      1159

      Нидерландское архитектурное бюро "MVR" разработало генеральный план развития нескольких сел Гегаркуникского марза под названием "Долина Гагарина". Цель проекта - превращение долины рядом с общиной Гагарин в универсальный и ориентированный на будущее ландшафт, подходящий для организации устойчивого сельского хозяйства и туризма. Проект разработан по заказу некоммерческой организации - Фонда регионального развития и конкурентоспособности "Дар".

    • БОЛЕЕ 1000 ВЫЗОВОВ В ДЕНЬ
      2022-01-22 09:42
      1722

      "В 2021 году служба "Скорой помощи" при мэрии Еревана обслужила 358 306 вызовов, что на 36 139 больше, чем в 2020 году. Общее число госпитализаций составила 54349 - сообщила корр. "ГА" директор ведомства Тагуи СТЕПАНЯН. - Количество "детских" вызовов в 2021 году увеличилось - на 7827 больше, чем в 2020 году, и соответственно в больницу было доставлено на 2197 больных больше. Как всегда, на первом месте в вызовах занимают сердечно-сосудистые заболевания, после чего респираторные и травмы.

    • ВОЛНА ОМИКРОНА НАКРЫВАЕТ АРМЕНИЮ
      2022-01-14 10:46
      4540

      В последние дни в Армении вновь наблюдается резкий рост случаев заболевания коронавирусом. Если несколько дней назад наша страна по стандартам ЕС находилась в зеленой зоне, то за последние 2-3 дня она оказалась в оранжевой, что говорит о повышении темпов заражения. Такой высокий показатель воспризводства инфекции регистрируется впервые за время пандемии. Это по мнению экспертов, говорит о том, что в Армении с бешенной скоростью стал распространяться штамм "омикрон"






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 2021-й ОКАЗАЛСЯ ГОДОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
      2022-01-25 09:48
      726

      Парадоксальным образом минувший сложный год оказался на редкость удачным для армянского театра, по крайней мере в части его молодых режиссеров. Де-факто - просто год нашей театральной молодежи!

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      2923

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4654

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.

    • НАГРАДА - ЗА БЛАГОУХАНИЕ "ГАРДЕНИИ"!
      2021-12-09 09:57
      4555

      Спектакль ереванского Государственного Русского театра им. Станиславского "ГАРДЕНИЯ" и его постановщик Гор МАРКАРЯН встали на пьедестал почета IV Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии, проходившего в первую неделю декабря в Ташкенте. Ура молодому режиссеру и красавицам-актрисам Русского театра, которые стали настоящими звездами фестиваля! Впрочем, все по порядку.