Последние новости

ХАТХИ ПРОТРУБИЛ БОЛЬШОЕ ПЕРЕМИРИЕ!

Обязанности худрука Русского театра исполняет директор. Временно

Напряженная ситуация в связи с отсутствием художественного руководителя в Ереванском государственном русском драматическом театре им. Станиславского не нашла окончательной разрядки, но в ней обозначился вменяемо-компромиссный люфт. "Хатхи протрубил большое перемирие!" До 1 октября обязанности художественного руководителя возложены на директора театра, заслуженного артиста РА Фреда ДАВТЯНА.

В МИНУВШУЮ ПЯТНИЦУ МИНИСТР КУЛЬТУРЫ ЛИЛИТ МАКУНЦ ПРИЕХАЛА в Русский театр на встречу с коллективом. Формальным поводом к ней послужило письмо определенной части труппы с просьбой отложить выборы, которые ранее министр предложила провести в десятидневный срок. Министр приехала, чтобы обозначить свою позицию. Лилит Макунц, скорее всего, двигало нормальное человеческое любопытство и желание понять, чего это они друг друга едят.

В ожидании высшей культурной власти в театре царило напряжение. На предложение по-человечески объяснить министру, что выбирать худрука нельзя, Фред Давтян ответил: "Да подожди ты, может, она сейчас его готового привезет". И оказался неправ.

 Министр культуры Армении Лилит Макунц"Раньше были иные подходы - распоряжения, указания и приказания. Теперь приказов не будет, уважаемые артисты. Потому что, как вы знаете, должность художественного руководителя - выборная. И это не случайно - вы должны сделать выбор и обозначить ту стратегию, тот художественный путь и, соответственно, того человека, с которым вы будете работать в здоровой, теплой обстановке. Приказ со стороны Министерства культуры или министра не укладывается ни в какой правовой формат, и я не собираюсь этого делать. Я поддержу ваш выбор - кого бы вы ни выбрали. И с этим вашим выбором должен считаться любой министр и работать с этим человеком. Уже несколько месяцев театр пребывает без худрука, это проблема, и, наверное, есть смысл ускорить процесс. Представляю, как сложно работать в столь напряженной обстановке, которая никак не разрядится. Поэтому я предложила, чтобы не только те, кто уверен в своих силах изнутри театра, но если есть люди, у кого есть программы, кто претендует на должность художественного руководителя извне, приняли в выборах участие. Таков процесс - так должно быть", - с такими словами обратилась Лилит Макунц к собравшимся.

ЗАБЕГАЯ ВПЕРЕД, СКАЖЕМ, ЧТО, КОГДА КРАТКОСРОЧНЫЙ ВИЗИТ БЫЛ ЗАВЕРШЕН и министр уехала, многие возмущенно заговорили о том, что она просто скинула с себя ответственность. А по мне, принятое в итоге решение о назначении Фреда Давтяна временно исполняющим обязанности - самое адекватное в сложившейся ситуации. Если отставить в сторону красивые слова и реверансы в сторону коллектива, в сухом остатке явно обозначается тот факт, что министр знает: она в театре не сильно понимает и предпочитает не принимать скороспелых решений от полноты власти. И это в наших реалиях скорее плюс, чем минус.

Теперь о самом главном - о законе, на который ссылалась Лилит Макунц и об этимологии которого новому министру, скорее всего, не успели рассказать. Он был принят в 2002 году - именно тогда учреждения культуры были объявлены "государственными некоммерческими организациями", в которых есть одна власть. Директорская! Сделано это было с двумя целями. Глобальной - установить и в культуре исключительно власть денег. Локальной - установить через своих людей "правильный" круговорот этих денег в культуре без, скажем так, ущерба для культурной власти. Была еще одна мини-цель - хорошо трудоустроить родственников тогдашнего министра культуры Роланда Шарояна. Этот закон привел не к унижению - к обнулению де-юре роли художника в искусстве, в том числе худрука в театре. Логическим продолжением этого закона стали злополучные псевдокапитализация и псевдомонетизация последних полутора лет, доведшие культуру до ручки. Сколько копий в первые годы после принятия этого закона было сломано, сколько возмущения высказано, сколько собраний проведено и писем в высокие инстанции написано! ПОАК - так по-армянски звучит аббревиатура некоммерческого государственного предприятия – стал унижением и проклятьем культуры. "Когда театр называют ПОАК, он умирает!" - кричал на собрании в СТД Сос Саркисян, светлая ему память. Театр не умер, но потери понес…

СЕЙЧАС, ГОВОРЯТ, ИНАЯ СИТУАЦИЯ. В ЭТО ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, И ТУТ на правах секретаря Союза театральных деятелей по творческим вопросам могу заявить, что требование изменить закон и восстановить художника в своих правах станет первым и главным требованием профессионального сообщества к новой власти.

Повторюсь в десятый раз – коллектив не может вырабатывать эстетику и стратегию. Стратегию и эстетику может выработать серьезный художник или человек, по большому счету владеющий культурой. Художественный руководитель в принципе может и не быть режиссером - но это уже другая история, и для того чтобы перечислить таких продюсеров-концептуалистов с правом оценки в наших реалиях достаточно двух пальцев. Избранный же лидер-режиссер останется таковым до первого распределения ролей - дальше начнется процесс его переизбрания... К чему приводит актерская анархия, можно проследить не только на исторических примерах, но и на иллюстрации из нашего относительно недалекого прошлого. Национальный академический театр им. Сундукяна после такой кризисной ситуации был расформирован решением правительства и собран с нуля.

Обо всем этом, кажется, начала догадываться и министр, хотя в ее присутствии коллектив проявлял максимальную корректность - очередной "Танец с саблями" во всей полноте начался уже после ее ухода. Но в ее присутствии задыхающийся от чувств заслуженнейший и заслуженный артист РА Сергей Магалян говорил о том, что хорошую программу может написать каждый, а поставить хороший спектакль - единицы. Молодой актер Эрвин Амирян говорил не категориями, а конкретно - прогонять даже уже идущие спектакли стало невозможно, потому что каждый актер выступает со своими ценными указаниями. Наконец, самым парадоксальным, а потому впечатляющим стало выступление еще одного заслуженного артиста, Роберта Акопяна. Один из двух претендентов на пост худрука обратился к министру с просьбой - помогите нам обрести лидера, и было очевидно, что в виду он имеет вовсе не себя…

Министр чтит закон, а он позволяет ей назначить и.о. - что Лилит Макунц и сделала. Выборы, слава богу, не состоялись. Теперь и до октября Фред Давтян - директор и худрук в одном флаконе. Народная молва гласит, что нет ничего постояннее временного… Как воспользуется Фред Давтян выпавшим шансом, покажет время.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • МИЛЛИАРДЫ НА КРОВИ
      2024-07-17 10:47

      После захвата власти весной 2018 г. прошло 6 лет и 2 месяца. Этот период ознаменовался беспрецедентным количеством смертей в армии в мирных условиях. Речь о той самой армии, которую Пашинян обещал кормить клубникой…

    • ПРИЗРАК ОПЕРЫ, "МЕРТВАЯ ЗОНА" И ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
      2024-05-22 10:26

      Какой имидж Армении сформировался у европейцев после форума ЕБРР? Работа в правительстве Пашиняна сильно сокращает умственные способности и, напротив, добавляет авантюризма тем лицам, что прежде вроде бы не страдали от нехватки серого вещества. У них по какой-то причуде тонкий, в 4-5 мм, слой коры головного мозга, отвечающий за сознательное мышление, быстро изнашивается, что ведет к откровенному скудоумию…