"Я ВСЕГО ЛИШЬ ВЫПОЛНЯЛ ДОЛГ ВРАЧА..."
(К 120-летию С. С. Шариманяна)
Есть люди, память о которых, как это ни неожиданно, не гаснет еще очень долгое время после смерти. Ведь, казалось бы, такой удел уготован лишь классикам науки, культуры, иногда даже политикам. Но есть еще одна профессия - предмет непреходящей искренней человеческой благодарности. Это - врачи. К указанному сословию принадлежал хирург Седрак Семенович Шариманян.
ОН РОДИЛСЯ ЕЩЕ В ПОЗАПРОШЛОМ ВЕКЕ, 30 ИЮНЯ 1898 ГОДА В ТИФЛИСЕ В СЕМЬЕ СЛУЖАЩЕГО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. У родителей - Симона и Софьи - не было высшего образования, но цену учению они знали и сделали все, чтобы дети - Григор, Седрак и Анна - получили хорошее образование и нашли свое место в жизни.
В 1912 году Шариманяны по служебной обязанности отца переехали в Баку, там в 1917 году Седрак окончил гимназию, братья решили продолжить образование в Харьковском университете: Седрак избрал профессию врача, Григор - инженера. В этот сложнейший политический период (революция, гражданская война) учебу пришлось прервать. Диплом врача С. Шариманян получил в 1924 году и всецело посвятил себя хирургии, работая стажером и набираясь опыта у известных харьковских профессоров И. Кудинцева, А. Чугаева. В 1925 году молодой специалист возвращается в Тифлис (семья была там). Судьбоносным для Шариманяна становится поддержка профессора А. Мелик-Адамяна, знавшего его студентом в Харькове. Мелик-Адамян обратился к известному ереванскому медику, профессору Амбарцуму Кечеку, рекомендуя пригласить Седрака в Ереван на работу. Так в 1926 году Шариманян приходит в первую больницу и служит в ней около 60 лет.
Тесные рамки газетной статьи не позволяют хотя бы относительно подробно представить всю биографию человека, оставившего яркий след в армянской медицине. В нем уникально сочетались качества прекрасного хирурга, отличного диагноста, чуткого педагога и талантливого ученого. Помимо напряженной работы хирурга, решения множества организационных вопросов, он преподавал в ЕрМИ, 33 года возглавлял там кафедру общей хирургии.
Под руководством Седрака Семеновича были защищены 19 кандидатских и 6 докторских диссертаций. Сам профессор опубликовал более 100 работ, 2 монографии. Причем он никогда не поддавался соблазну прибавить свою подпись к чьим-то научным статьям, как это делали и делают многие. Шариманян - автор 2 учебников, в том числе первого на армянском языке "Учебника по общей хирургии", выдержавшего 4 издания и ставшего настольной книгой хирургов. 30 лет (1958-1988 гг.) он был председателем научно-медицинского общества хирургов, организовывал республиканские конференции и Закавказские съезды хирургов, был членом редколлегий многих медицинских журналов, включая московский "Вестник хирургии".
Его искренняя забота о больных, живое внимание и умение психологически настроить людей на благополучный исход лечения нередко творили чудеса. При этом Седрак Семенович был поразительно скромным и бескорыстным человеком, который на все похвалы в свой адрес и попытки отблагодарить говорил: "Я всего лишь выполнял долг врача..."
В СЕГОДНЯШНИЙ ЦИНИЧНЫЙ ВЕК ГОЛОГО РАСЧЕТА И БЕЗУДЕРЖНОЙ САМОРЕКЛАМЫ набор подобных человеческих качеств в одной личности кажется легендой, преувеличением. Впрочем, и в эпоху С. Шариманяна (он скончался 7 ноября 1989 года в 91 год) многие относили профессора к "белым воронам". Тем не менее страна оценила заслуги хирурга, основателя нейрохирургии в Армении. Он был награжден двумя (!) орденами Ленина, орденом Красной Звезды (за спасение на операционном столе жизней многих бойцов Великой Отечественной), девятью медалями, почетными грамотами. Именем С. Шариманяна названы улица в Ереване, нейрохирургическое отделение Института хирургии имени А. Микаеляна, в столичной первой больнице установлена мемориальная доска.
Врача и депутата Верховных Советов Армении и СССР Седрака Шариманяна помнят и чтят коллеги, ученики, бывшие пациенты и родственники. Фрагменты из их воспоминаний (они приводятся по книге профессора Роланда Григоряна "Седрак Шариманян - совесть армянской хирургии") дополнят портрет человека, занимающего достойное место в многовековой когорте армянских врачей.
Эврик АФРИКЯН, академик НАН РА:
- Первая в СССР монография по антибиотикотерапии была выполнена и опубликована именно кафедрой Шариманяна. В то время в Армении были три хирургические школы: Р. О. Еоляна, Г. А. Мелконяна и С. С. Шариманяна. Из школы Шариманяна вышло больше ярких специалистов-хирургов, чем из какой-либо другой: В. И. Саруханян, С. С. Мелик-Исраелян, С. С. Оганесян, В. А. Малхасян, И. В. Таткало, некоторые из них создали собственные школы. И это благодаря благожелательному, доброму отношению С. Шариманяна к своим ученикам.
Виктор АПОЯН:
- Мне посчастливилось работать субординатором в клинике Шариманяна. Нам давали много работать. Меня так хорошо подготовили, что уже через несколько месяцев, когда меня послали на работу в один из районов России, я более двух лет проработал там единственным хирургом.
Никто из нас не может похвастаться таким набором достоинств, какие были у Седрака Семеновича. Это был кристальной чистоты человек, до патологичности честный. Он поистине совеcть армянской хирургии.
Сурен ГАЛСТЯН:
- В обеденный перерыв во время одного из Закавказских съездов хирургов мы, человек десять, сидели за одним столом во главе с Шариманяном. Он на некоторое время отлучился. В конце по кавказскому обычаю каждый пытался заплатить за всех. Шариманян поднял руки и сказал: "Товарищи, спокойно. Я уже за всех заплатил". И таких примеров щедрости в его жизни было много.
Будучи депутатом ВС СССР, Шариманян каждый месяц получал определенную сумму денег. Он никогда не тратил их на себя, а покупал на эти деньги лекарства и раздавал больным во время своих выездов в районы, от которых был избран. Седрак Семенович имел список врачей различных специальностей, которых, выезжая в районы, забирал с собой, и они безвозмездно проводили консультации больных. Возил их он на своей машине, по возвращении развозил по домам и только после этого поздно вечером возвращался домой с чувством исполненного долга.
Камис МАРТИРОСЯН:
- Когда Седрак Семенович ругал нас за что-то, мы, бывало, и обижались, но потом понимали, что он прав, потому что сам он всегда соблюдал правила, исполнения которых требовал от других.
Он научил всех нас человечности, гуманизму. Как это часто бывает у чистых, кристальных людей, была в нем какая-то детская наивность. Я часто ловил себя на том, что хочу провести рукой по его спине, чтобы определить, есть ли там крылья...
Белла КАФЯН:
- В 15 лет у меня была болезнь почки. Мать повела на прием к приехавшему из Москвы профессору-урологу Араму Абрамяну (основоположник советской школы урологии, Герой Соцтруда, основатель Музея русской живописи в Ереване. - А.Т.). После осмотра профессор сказал маме, что не надо везти ребенка в Москву, в Ереване есть прекрасный специалист - профессор Шариманян.
Оперировал меня сам Шариманян, и очень удачно. Прошло более полувека, но я до сих пор помню его отеческое, бесконечно доброе отношение. Позже от студентов, присутствующих при операции, я узнала, что один из ассистирующих предложил профессору удалить больную почку, но Шариманян не согласился, сказав, что девочка совсем молода и вся жизнь у нее впереди.
Вот таким был мой любимый доктор. Сегодня я мать троих детей и живу полноценной жизнью. Еще тогда, в больнице, я решила, что буду доктором, как Шариманян!
Подготовил Александр ТОВМАСЯН
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…