MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
Не хватило то ли денег, то ли порядочности
Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.
ЗА КОММЕНТАРИЕМ ПО ПОВОДУ НАКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ ХРИЗАНТЕМОЙ следовало, естественно, обратиться к его основателю и директору, а заодно художественному руководителю Государственного театра пантомимы, заслуженному деятелю искусств РА Жирайру Дадасяну. Тут мне повезло - удалось заловить режиссера в недолгом ереванском люфте между двумя международными фестивалями, участником которых стал наш Театр пантомимы. Он недавно вернулся из Вологды, куда возил своего библейски-мистического "Ардалиона".
В вологодском фестивале - это форум не пластических, а в основном драматических спектаклей - принимали участие более 30 постановок. В конкурсе было только 12. Наш театр был приглашен исключительно в качестве украшения, и в борьбе за призы участвовать не собирался. Однако после показа "Ардалиона", вызвавшего настоящий фурор, эксперты сочли, что не могут взять греха на душу и сказать армянскому театру лишь простое человеческое спасибо. В результате Театр пантомимы вернулся с очередного фестиваля с очередной наградой - специальным призом мэра города. И это единственный "незапланированный" приз вологодского фестиваля.
А сразу после нашей встречи Жирайр Дадасян отправился домой паковать чемоданы - той же ночью театр улетал в Македонию, чтобы принять участие в Международном фестивале античной драмы. И что-то мне подсказывает, что и оттуда они вернутся не с пустыми руками. Таков бэкграунд, на фоне которого отечественный Международный фестиваль пантомимы, который стал долгожданным не только для цахкадзорцев, но и многих ереванцев, в этом году "в списках не значится".
"МНЕ БЫЛО СКАЗАНО, ЧТО СУММЫ, НЕОБХОДИМОЙ НА ФЕСТИВАЛЬ, ПРОСТО НЕТ, - комментирует его основатель и художественный руководитель. - Это притом, что наш бюджет - самый маленький из всех фестивальных. То есть если на наш фестиваль нет денег, это означает, что по идее на остальные их уж точно не хватит. Не в курсе, будут ли проводиться остальные фестивали или нет. Когда выяснится, тогда станет видно, объективна эта ситуация или нет. Потому что наш фестиваль для Армении - единственный в своем роде. Он проходит не в Ереване, он региональный, уличный, туристический. Основные зрители этого фестиваля - дети и подростки. У нас есть автобусы, которые возят людей из Еревана в Цахкадзор, и в течение пяти дней у них появляется возможность убежать от ереванской жары и провести это время в очень комфортных условиях, а заодно посмотреть японские, таиландские, южноафриканские и прочие спектакли. Фестиваль - это ведь очень тяжелый труд, мы готовимся целый год, и программа была полностью сверстана. Предполагались труппы из Португалии, Аргентины, Италии, Польши, Украины. Они долго ждали нашего ответа - будет фестиваль или нет. В итоге решили, что нет, потому что нет денег, и решили вернуться к системе, с которой мы начинали: проводить фестиваль раз в два года. Я надеюсь, что хотя бы в следующем году деньги найдутся".
То, что денег на культуру нет, - это как бы общее место, тут и разговаривать не о чем. Но что их нет настолько, что приходится отказываться от в общем-то вовсе не дорогого - в финансовом смысле - фестиваля, который в свете непрекращающихся разговоров и децентрализации культуры и равнению на западные образцы является абсолютно трендовым! Что скрывать, в арт-среде в финансовую мотивацию мало кто поверил, а взамен выдвинули другую - Жирик Дадасян не был в числе апологетов революции, более того, "высказывался", вот и покушал.
Непроведение в нынешнем году фестиваля им. Л. Енгибарова, которому благодаря этому форуму в Цахкадзоре был поставлен памятник - и вообще много чего разного и хорошего было сделано - Дадасян проглотил. Тем более что есть вопрос, который гложет его намного больше.
"Для меня самое важное - не проведение фестиваля. Самое главное - судьба здания нашего театра! - говорит художественный руководитель Государственного театра пантомимы. - Не знаю, что теперь будет. Там ведь очень много проблем - относительно выделения земли, которую должна предоставить мэрия. Нужно решить вопрос с соседями - организовать проект так, чтобы было удобно всем. У нас было устное заверение, что на строительство выделят деньги, и речь идет о 260 млн драмов. В этом году предполагалось реализовать 60 млн. Начать работу, а в бюджет следующего года включить остальные 200, и в мае следующего года открыть театр".
В МАЕ БУДУЩЕГО ГОДА ЕРЕВАНСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ТЕАТРУ ПАНТОМИМЫ ИСПОЛНЯЕТСЯ 45 ЛЕТ. Такое долгожданное собственное здание планировалось как подарок к юбилею. Получит ли его театр? Ох, сомневаюсь. И не только потому, что с деньгами действительно туго, а культура - это вообще вечный маргинал. Во всяком случае, не удержалась и спросила Жирайра Дадасяна в лоб - веришь, что вопрос в деньгах или ты все-таки "покушал".
"Я не хочу так думать. Потому что если я начну думать так, то получается, что наступили ужасные времена, - ответил он. - Что мне очевидно, так это то, что в культуре сегодня вопросы решают люди, которые не только не могут решать их быстро, но хотя бы вплотную к ним подойти, понять их суть, обозначить приоритеты. Кстати, я спросил в Минкульте о приоритетах. Мне ответили - приоритет единственный. Это равные условия для всех игроков. Так мы уже столько лет существуем без этих "равных условий"! У нас не было здания, но мы работали, делали спектакли, проводили международный фестиваль. Мы один из редких постоянно гастролирующих армянских театров. Только в этом году мы уже четыре раза приняли участие в международных фестивалях, причем прошу заметить - на средства приглашающей стороны. Ты, слава богу, понимаешь, что это значит. А ведь в правительственной программе по культуре написано "пропаганда и популяризация"… Я хочу надеяться, что новая культурная власть просто не успела изучить, понять, разобраться".
Что ж, давайте надеяться вместе с Жирайром Дадасяном. Надеяться, что в Министерстве культуры найдется время и желание изучить вопрос. А когда там его изучат, то поймут, что Государственный театр пантомимы, театр, который делает Жирайр Дадасян, - явление уникальное. Не только в силу своей "жанровости". Тем, кому довелось за свою жизнь видеть сотни пластических постановок, подтвердят, что они редко становятся спектаклями. А наш театр делает именно спектакли, полные высочайшей, магической эстетики, наполненные многопластовыми смыслами, о чем регулярно и с восторгом говорят эксперты в разных странах, где ему приходится выступать. Это театр, у которого очень глубокие национальные корни не в силу древности жанра пантомимы. Или по крайней мере не только в эту силу, а потому, что его худрук, не жалея сил своих, этим занимается с упорством исследователя. Чтобы исконное, глубинное, корневое, аутентичное, армянское в его метафизических проявлениях стало тканью театра, его формой и содержанием, его почвой и судьбой, его восхитительным и общепонятным языком и образом.
Вообще тема равных условий, ставшая краеугольным камнем политики Министерства культуры, - отдельная тема. Она справедлива в том случае, когда речь идет о молодых, начинающих, о стартовых возможностях. А вообще давайте вспомним тезис о том, что поддерживать нужно талант - бездарность сама пробьется. Давайте ценить Художника. Давайте понимать, что в искусстве не важны религиозная, политическая, сексуальная и прочие ориентации и характер, как правило, скверный. В искусстве важна лишь способность создать факт искусства. То, чем так успешно занимается Жирайр Дадасян. Вместе с которым, как мы уже договорились, будем надеяться, что в Министерстве культуры найдется время и желание изучить вопрос. И уж на будущий год Международный MIME-Fest им. Л. Енгибарова в Цахкадзоре непременно случится.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.