7 ДНЕЙ ДО ПРИКАЗА
В Русский театр им. Станиславского будет назначен худрук
Назначенная Министерством культуры РА специальная комиссия собралась, чтобы всесторонне рассмотреть и оценить программы режиссеров - кандидатов в творческие руководители Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского. Если искомый лидер обнаружится, в течение ближайших дней министр Лилит Макунц подпишет соответствующий приказ и у Русского театра появится новый художественный руководитель.
СУДЯ ПО НАКАЛЕННОЙ ДОНЕЛЬЗЯ И ПОЛЯРИЗОВАННОЙ АТМОСФЕРЕ ВОКРУГ РУССКОГО ТЕАТРА, можно предположить, что с назначением вопрос, скорее всего, не разрешится, по крайней мере страсти не улягутся, а наоборот, вздыбятся новым девятым валом. А потому в порядке легкого утешения следует констатировать следующий факт. Лилит Макунц нашла в себе силы признать, что столь импонирующая ей поначалу идея выборов худрука коллективом, и в первую очередь актерской труппой, чревата катастрофой. Ура! Тут повезло не только Русскому театру, повезло армянскому театру в целом - страшно подумать, куда бы завел подобный прецедент.
Способность во всеуслышание признать свою ошибку вызывает уважение, и тут впору пожать Макунц руку, но вместо этого подмывает сказать: мадемуазель министр, сказали "а", скажите "б"! В том смысле, что потерпите с назначением! Как сказал на встрече с министром два месяца назад актер-аксакал Русского театра Сергей Магалян, проекты, написанные пером, еще ни о чем не свидетельствуют. Театр, слава богу, работает, директор Фред Давтян приглашает на постановки, пускай соискатели делают спектакли, а там посмотрим, чей рахат-лукум слаще…
"Вы совершенно правы. Я об этом не подумал. Но я приказ свой не отменю". - "Почему?!" - "Потому что я самодур. Потому что сейчас во мне проснулась тетя родная. Дура неисправимая", - впрочем, это сказала не министр, а Король из знаменитой сказки великого Шварца. Министр же предпочла счесть, что негоже государственному лицу отказываться от своей прежней позиции дважды. Так что выборы все же состоялись - благо, что не коллективом.
ИТАК, ВЫБИРАЛА КОМИССИЯ. В КОТОРОЙ ЧИСЛИЛИСЬ ДИРЕКТОР Русского театра Фред Давтян и советник министра культуры по делам театра Карине Ходикян - согласно должностям. Имена остальных членов покрыты мраком неизвестности. Точнее, возможно, они хорошо известны в своей профессиональной сфере, но сфера эта - явно не театр. Ну это, положим, для нынешнего культурного руководства явно не шутка! Вплоть до того, что отменили изначальное приглашение кандидатов на комиссию и выбирать будут, не взирая на лица, а исключительно - на бумажки.
Несмотря на то что при нынешней заточенности на открытость и прозрачность подпольный обком под названием "Министерство культуры" действует крайне подпольно, какая-никакая информация все-таки просачивается. Согласно ей, на Русский престол претендуют пятеро режиссеров: трое из Москвы и двое отечественного розлива.
ВЛАДИМИР РУБЕНОВИЧ ГАББЕ, наш соотечественник тбилисского происхождения, художественный руководитель Московского художественного театра им. С. Параджанова. Сам себя возглавляемый им театр позиционирует как "единственная в мире лаборатория, экспериментирующая в сфере уникальных Образов и Мифов великого Мастера ХХ века Сергея Параджанова. Театр изящных метафор, волшебных превращений и столкнувшихся стихий. Театр, воскрешающий тени наших предков и знойный гул величественных архетипов". Много слов, что пишутся с большой буквы, всегда настораживает. А тут и настораживаться нечего. За последние годы возглавляемый Габбе театр дважды показывался в Ереване, и иных талантов, кроме замечательной эксплуатации имени великого Мастера ХХ века, в себе не обнаружил. Практически самодеятельность. Впрочем, котировки акций г-на Габбе в предвыборной гонке были наиболее низкими.
Еще один наш тбилисский соотечественник, выходец из Армянского театра им. Адамяна, РОБЕРТ МАНУКЯН, был представлен Лилит Макунц как наилучший кандидат в худруки на приеме после показа в Москве балета "Гаяне". Аттестован таким образом он был старейшим работником Конфедерации театральных союзов и тоже нашим тбилисским соотечественником Сергеем Маиловым, а это, надо полагать, для министра культуры авторитет невероятный. О серьезных постановках Роберта Манукяна говорить преждевременно, но тифлисец есть тифлисец. Человек крайне приятный, галантный, умеет целовать ручки, что, скорее всего, произвело на минкультовских дам неизгладимое впечатление. К тому же по ходу дела писал в Минкульт трогательные письма – мол, никогда не имел возможности ставить на родине, мечтаю послужить новой Армении. Словом, для будущего пиара почва крайне унавоженная, и в министерстве его кандидатуру рассматривают всерьез, что забавно.
Третий кандидат, КАРЕН НЕРСИСЯН, окончил наш Театральный институт, работал в России и с 2015 года стал главным режиссером Рязанского областного театра драмы. Видеть спектакли Карена Нерсисяна "живьем" не приходилось, но в интернетовских трейлерах выглядят они весьма достойно. Правда, инсайдерская информация из Москвы гласит, что, будучи одаренным режиссером, руководитель он никакой и в Рязанском театре всем заправляет заведующая литературной частью. Так или иначе, кандидатуру Карена Нерсисяна активно поддерживает часть труппы Русского театра, в которую вошли те, кого принято называть артистическим ядром. Сработает ли это, неизвестно.
ИЗ МЕСТНЫХ КАДРОВ ПРЕТЕНДЕНТОВ ДВОЕ: НОРА ГРИГОРЯН И СУРЕН ШАХВЕРДЯН. Их объединяет один общий недостаток: оба - дети режиссеров-мэтров, а это само по себе повод вопить о пропихивании, династической преемственности и всем прочем, с чем мы активно боремся. О генах, детстве, пропитанном театром, и знании его изнанки в таких случаях принято забывать. По крайней мере на молодого и перспективного режиссера Нору Григорян с самого начала, до объявления конкурса, было вылито столько помета, написано и сказано в кулуарах столько в столь популярном сегодня жанре доноса, что писатели и борцы нынче успокоились. То ли сочли, что "нашли и обезвредили", то ли переключились. Переключились на Сурена Шахвердяна. Что само по себе свидетельствует о том, что на сегодня это самая серьезная кандидатура. Если следовать известной логике, видя всю эту свистопляску, в Минкульте могут подумать: значит, хорошие сапоги, надо брать! Сколько бы ни кричали авторы заказных статей о том, что "в Русский театр хочет прийти телеведущий", плотная, очень профессиональная режиссура Сурена Шахвердяна вкупе с капитальным владением современным театральным языком очевидна всем, кто хоть как-то разбирается в театре, как к Сурену Вагеевичу ни относись.
Но все это так, мысли вслух. При абсолютном неофитстве нынешнего культурного руководства делать какие-то прогнозы, основываясь на профессиональных подходах, вряд ли имеет смысл. Единственное, о чем можно сказать с уверенностью - на чье бы имя ни выписала приказ Лилит Макунц, он не станет объявлением конца марлезонского балета вокруг Русского театра.
-
Гарник Аразян 01-Окт-2018Зачем долго думать? Назначьте и директором и главным режиссёром госпожу Макунц и дело с концом! Она отлично будет совмещать эти должности и одновременно быть министром. Тогда спасёте театр!Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.