ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества
По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.
ЖЕЛАЮЩИХ УВИДЕТЬ СПЕКТАКЛЬ БЫЛО СТОЛЬКО, ЧТО, КАЗАЛОСЬ, НЕ ВСЕ СМОГУТ ПОПАСТЬ. Но в этом и есть особенность Маленького театра. Здесь не бывает незваных гостей и место найдется каждому. Зал был переполнен, люди сидели на лестницах, стояли вдоль стен, у входа. И наконец зал, окутанный сливочным светом многочисленных лампочек, погружается в кромешную темноту, превращается в тоннель, в конце которого загорается тусклый свет, и вот деревянный пол, который буквально десять минут назад был просто черным, дощатым покрытием, превратился в море. Волны тревожно плещутся, бьются о скалы. Невольно подбираешь ноги под сиденье, кажется, будто волны доходят до последнего ряда, одно неосторожное движение - и коснешься ледяной воды...
"В октябре мы отметили день рождения самого спектакля, но наше знакомство и сотрудничество длятся уже двенадцать лет, - рассказывает руководитель Маленького театра, режиссер спектакля "Седьмое чувство", заслуженный деятель искусств Армении Ваан БАДАЛЯН. - Началось все с того, что, приехав в Армению на фестиваль, итальянцы увидели нашу постановку "Записки сумасшедшего" и пригласили нас сыграть у них на родине, в Италии. Затем у меня возникла идея создать с актерами труппы совместный спектакль по мотивам "Книги скорбных песнопений" Нарекаци. Это произведение перекликается с "Божественной комедией" Данте Алигьери, написанной в XIV веке, и подобный спектакль будет близок как армянской, так и итальянской публике. Так родилась совместная работа, в ходе которой у нас не возникало ни проблем, ни недопонимания. Скорее наоборот - все же армяне и итальянцы похожи своим темпераментом и характером. Хотя я бы сказал, что итальянцы более осознанно относятся к своей истории, искусству, к тому, что было построено и создано их предками. Наш народ, несомненно, гордится своей древней культурой, но зачастую и сам не в курсе, чем конкретно он горд... На протяжении своей десятилетней жизни спектакль играли в разных странах Европы, в Америке, России. Мы были с успехом представлены на нескольких международных фестивалях. Нас везде отлично принимали. Но в Италии публика какая-то особенная. Она очень многогранна. В северной части страны публика сдержанная, спокойная, тогда как в южной более эмоциональная, открытая".
"СЕДЬМОЕ ЧУВСТВО" - РЕЗУЛЬТАТ ТАЛАНТЛИВОГО ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА. Волшебный спектакль, врезающийся в сознание, не оставляющий своему зрителю места и воздуха думать о чем-либо, кроме безысходности и света, любви и потери интуиции... Ведь седьмое чувство - это чувство глобального знания. Спектакль работает на подсознании, пробуждая страх, зависимость, боль - и почти никакой надежды. Пластические картины, совмещенные с кадрами на огромном мониторе. Зритель горит в огне вместе с героем, проходит через многочисленные порталы армянских храмов, ныряет в пропасть, разбиваясь о камни. Запах ладана ощущается так терпко, как будто его действительно курят в зале. На сцене загорается яркий свет, настолько яркий, что ослепляет зрителей, и главные герои растворяются в его лучах. Занавес, секунда гробовой тишины - и шквал аплодисментов. Наверное, так и живут спектакли по десять и более лет. Срывают бурю оваций, когда каждый участник во главе с руководителем несут в себе тот самый маленький огонек седьмого чувства и совместными усилиями и верой превращают его в ослепляющий свет, ведущий этот поезд вперед и вперед...
Ведь не спектаклем единым живет творческий союз Маленького театра и итальянской труппы Versiliadanza. За прошедшие 10 лет на этом пути были не только гастроли, но и множество разнообразных мастер-классов, воркшопов и других образовательных программ для молодых актеров и режиссеров как в Ереване, так и во Флоренции, были выставки и даже издание совместными усилиями небольшой книги-фотоальбома по архитектуре. В нынешнем году в преддверии юбилея сотрудничества усилиями двух театров состоялась фотовыставка, посвященная церкви Святого Минаса во Флоренции.
"Святой Минас, или Миниато, почитается первым христианским мучеником Флоренции. Согласно легенде, он был армянским царем или принцем, служившим в римской армии и решившим стать отшельником недалеко от Флоренции. Миниато отказался приносить жертвы римским богам и был подвергнут многочисленным мучениям, а затем осужден, и в 250 году н.э. был обезглавлен недалеко от нынешней площади Синьории. Легенда гласит, что он сам поднял свою отсеченную голову. В честь Святого Минаса во Флоренции построена базилика Сан-Миниато-аль-Монте. Наш фотограф, узнав о существовании в Италии церкви, несущей имя армянского святого, решил создать об этом фотопроект. Получилось очень красиво и интересно, - рассказывает Ваан Бадалян. - Впереди у нас много планов, связанных с литературой, театром, фотовыставками. В будущем я планирую затронуть тему творчества и жизни Параджанова. Десять лет назад, когда мы решили создавать проект с Versiliadanza, Министерство культуры Италии и наше Министерство иностранных дел объединились и помогли нам в наших начинаниях. Думаю, это серьезный шаг, поскольку иметь возможность развивать и выносить культуру своей страны за ее границы очень важно. Сейчас в этом плане есть некоторые трудности, но я надеюсь, что мы их преодолеем".
Итальянцы, отметив юбилей, вернулись домой, а Маленький театр продолжает жить и кипеть своей удивительно позитивной и завораживающей жизнью, вынашивая новые идеи и планы совместного сотрудничества, и не только...
Диана АКОБЯН
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
-
2024-11-19 15:56
4 года назад в этот самый день произошло 2 важных события, которые должны были стать частью нашей коллективной памяти, пишет эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...