Последние новости

ВОЗВРАЩЕНИЕ В "ГНЕЗДО ГЛУХАРЯ"

В рамках сценического пространства можно отмотать назад недавнюю историю, чтобы, пробегая по ее страницам, тут же с ней и расплеваться. А можно вглядеться в теперь уже кажущимся таким далеким близкое и убедиться, что "близкое" - понятие не только временное. Именно так поступил народный артист РА Александр Григорян, вновь обратившись к пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря", премьера которой с успехом прошла недавно в Русском театре им. Станиславского.

 В ПЕРВЫЙ РАЗ ГРИГОРЯН ПОСТАВИЛ "ГНЕЗДО ГЛУХАРЯ" ПОЧТИ СОРОК ЛЕТ НАЗАД. Автор "В поисках радости" и сценария к "Летят журавли", признанного одной из лучших российских кинолент прошлого столетия, Виктор Розов уже тогда был живым классиком. Что тем не менее не освобождало от светлой перспективы закрытия спектакля, бунтовавшего против псевдоинтеллигентного мещанства советской бюрократии. Тогда спектакль выпускался "с приключениями", а успех его превзошел все мыслимые ожидания. Сегодня Григорян вновь обратился к пьесе. В поисках радости от встречи с настоящей драматургией. Тем более что эпоха может скандировать любые лозунги и декорироваться самыми разными одеяниями - сущность человека от этого не меняется. И исповедальная проза, и драматургия работают вне времени. Другое дело, что исповедь в сценической версии порой превращается в проповедь, отказываясь едва ли не от основного исповедального жанрового признака, – способности к покаянию, осознанию собственных грехов. Грех, которого режиссеру не просто удалось избежать - покаяния в спектакле нет, но голос, прорвавшийся сквозь "глухоту", звучит явственно..

 Розов написал пьесу о быте как "исторической природе человека". О быте, что обуславливается малым джентльменским набором вещей и взаимоотношений, – книгами, стоящими на полках, но не читаемыми, иконами, которым не молятся, телефонными звонками нужным людям, посещением модных театров и клубов, обменом квартир, заграничными путевками и дефицитом. Об образе жизни, который разрушает и калечит нравственно, лишает духовной чуткости – тема глухоты присутствует в самом названии пьесы. И выражение "мой дом – моя крепость" обретает здесь новый и мрачный смысл: крепость как закрепощение, как символ несвободы, неспособности вырваться из раз и навсегда начерченного круга.

 

 

 ВОТ ОНА – РОСКОШНАЯ ПО ВРЕМЕНАМ СЕМИДЕСЯТЫХ КВАРТИРА ответственного работника Степана Алексеевича Судакова. "Драматургу было бы непривычно и неловко, если бы его стали ставить на новаторский лад, перенесли его пьесы на обнаженную сценическую площадку или в условные декорации. Это, вероятно, вполне возможно, но ни к чему", - писала когда-то о пьесах Розова критик Соловьева. И режиссер вместе с художником Багдасаровым с ней полностью согласен. Впрочем, почти фотографическое воспроизведение на сцене быта определенной эпохи по нынешним временам кажется почти экзотическим новаторством. Подробности домашнего обихода удивляют бытовой и социальной точностью и узнаваемостью. На это добротное воспроизведение жизненных реалий театр не пожалел ни времени, ни денег. А румынскую "стенку" - непременный атрибут любого уважающего себя дома - перенесли на сцену из кабинета главного режиссера. Метафорический театр уступил место "поэзии действительности".

 Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему. У Судакова дом – полная чаша, карьера, как он надеется, еще больше пойдет в гору. Что еще надо? А то, что "дом во зле", что зять-мерзавец мучает дочь, что сына Прова тошнит от мещанского болота и перспективы попасть в МГИМО "позвоночником", по звонку то есть, он не замечает.

 Постановка Григоряна возрождает старые, но обретающие новый смысл театральные слова: ансамбль, художественная целостность спектакля, подтекст, атмосфера, эффект обманутого ожидания, несостоявшегося праздника.

 "Гнездо глухаря" выверено и точно организовано в своей внутренней структуре. Импровизационная жизненность актерской игры и режиссерская воля объединяют в единое целое текст драматурга и образ спектакля. Григорян стремится найти каждому психологическое и социальное оправдание, ему интересен каждый участник события. Даже приход в дом Судаковых итальянского гостя с переводчицей не кажется "вставным номером". И когда Степан Алексеевич, сделавший иностранному гостю барский подарок, с соответствующим выражением лица прицепляет "ответный" значок на висящий на стене вымпел, на котором таких значков вагон и маленькая тележка, зал разражается адекватным смехом. Хотя режиссер заботится не об "усилителях", а об "акустике". Такая режиссура ведет к тому, чтобы актер сделал "строгое исполнение всего целого как бы своей собственной речью", по словам Гоголя. Целостное, ансамблевое строение спектакля прежде всего меняет соотношение "центра" и "периферии", главных и эпизодических ролей, вообще корректирует некоторые акценты.

 

 

 ЕСЛИ ПЕРЕЛИСТАТЬ БИБЛИОГРАФИЮ, ПЬЕСА "ГНЕЗДО ГЛУХАРЯ" ВЫХОДИЛА В СВЕТ отдельной книгой под рубрикой "Для молодежи и юношества". Тема отцов и детей звучит в ней не просто громко. "Дети" здесь разные – дочь Судакова Искра, несмотря на все свои личные проблемы, "спешащая делать добро" и колесящая по всему бывшему Союзу, стремясь откликнуться на письма, приходящие к ней в редакцию. Сын Пров, "человек бунтующий", загремевший в милицию исключительно в стремлении прорвать отцовскую "глухоту", умудрившийся влюбиться в "не ту" девушку. Эта самая девушка Зоя - дочь продавщицы из ларька напротив, читающая Цветаеву и не утратившая в неблагополучной семье душевного "благополучия". Есть "дети" и другого типа – владеющая всем арсеналом мещанских "планок" дочь судаковского начальника Ариадна, пришедшая в его дом "увести" обожаемого тестем зятя. Наконец, сам зять Есюнин Егор, он же Георгий, но никак не "он же Гоша, он же Гога". Впрочем, у него свое обаяние – не такое, как у знаменитого баталовского персонажа, но неотразимо действующее обаяние Молчалина новейшей эпохи. Умение угождать всем вплоть до "собачки дворника" - до тех пор, пока у холуя не появится шанс стать хозяином жизни. И когда шанс появляется через отца и благодетеля Судакова, он переступает не моргнув глазом.

 

 В РУССКОМ ТЕАТРЕ МНОГО МОЛОДЕЖИ, и в новом спектакле появились либо дебютанты, либо Григорян приоткрыл нам уже зарекомендовавших себя молодых актеров в новом качестве как подлинный режиссер-педагог. Люсине Казарян, Юрий Сошников, Лилия Мукучян, Давид Сехтеян, Юрий Игитханян вписались не только в эпоху, но и в ансамбль. И все же о двух работах хочется сказать отдельно. Елена Есаян в эпизодической роли той самой продавщицы из ларька, ставшей ветром живой жизни, ворвавшимся в "гнездо глухаря", ветром "громким", но таким теплым. А в творчестве Анны Баландиной, в последнее время радующей своими работами, Искра стала еще одним этапом. В ее героине нет озлобленности, но стремление сопротивляться медленному внутреннему умиранию от предательства, ее драма - не в криках и слезах, а в горечи сломанной - если не навсегда, то надолго - жизни.

 А соотношение тем спектакля меняется порой не только режиссерской волей, но и актерским классом. Классом исполнителей Судаковых-старших. У заслуженной артистки РА Ирины Марченко, кажется, давно не было такой роли, дающей возможность продемонстрировать внутреннюю глубину и разные грани своего мастерства. Мещанское болото не затронуло души Натальи Гавриловны Судаковой – женщины, прошедшей войну и в любой ситуации остающейся стержнем своей семьи. И носится она со всеми не как кухонная жена большого босса, но как человек, для которого заботиться и оберегать – потребность души. А о душе своей героини Марченко рассказала негромко, но по большому счету.

 Фред Давтян играет так, что вопрос, хорош или плох его герой, неуместен. Вроде никому не вредит, а добро нет-нет да и сделает. Как искренне восхищается он зятем, как от души радуется Первомаю! И каким по-настоящему страшным становится, застав дочь на коленях перед иконой. Но то, что в семье все летит кувырком, что телефонный звонок по добыванию жизненных благ стал, по его же выражению, "второй сигнальной системой", этого он не замечает, ведь "темп жизни хороший взяли". И только когда наступает жизнь не на ногу, а на горло, вот тогда "глухарь" чувствует сердце. Очередные иностранные гости в доме Судакова, те же слова, те же жесты, но интонации новые – живые, неуверенные, уставшие. Человеческие. "Живем мы хорошо…"

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ