Последние новости

"ХЛЕБ С РОЗАМИ" ОКАЗАЛСЯ ЛУЧШИМ

Прошло 10 дней после окончания Международного фестиваля женских фильмов "КИН", однако дипломаты, призеры и победители фестиваля, представлявшие разные страны, все еще отмечают заслуженные победы, а интернациональное жюри продолжает делиться впечатлениями, воспоминаниями и результатами работы в соцсетях.

ИТАК, XV, ЮБИЛЕЙНЫЙ МКФ "КИН" ПОДВЕЛ ИТОГИ, СВЯЗАННЫЕ КАК С ОЦЕНКОЙ ФИЛЬМОВ и присуждением наград, так и  cразного профиля работой, проведенной за кулисами фестиваля. За 5 дней состоялись многочисленные встречи почетных гостей и членов жюри со зрителями, участниками, деятелями армянского кино и кинематографическим студенчеством. Круглые столы и семинары на нестандартные темы и вокруг животрепещущих проблем мирового женского кинематографа вызвали широкий интерес у вовлеченных в работу фестиваля кругов общественности. Зрители - а их сполна принял юбилейный "КИН" - с большим интересом следили за творчеством женщин-режиссеров из 20 стран, картины которых вошли в конкурсную и гостевую программы фестиваля.

Фильмы фестиваля  этого года отличались не только разнообразием жанров, но и тем, к которым обращались женщины-режиссеры. И хотя принято считать, что фестивали женского кино отражают заботы и мечты женщин, армянский "КИН"  каждый год доказывает обратное. Да, кино о женщинах и их проблемах было широко представлено на фестивале, но не доминировало в программе. Авторы анимационных, короткометражных и полнометражных игровых, документальных картин всерьез задумываются над общечеловеческими проблемами, ситуациями, сложившимися в перешагнувшем миллениум мире, а нередко и над вопросами, волнующими мужчин.

Что такое фестиваль женского кино и нужен ли современному кинематографу подобный формат? Этот вопрос был озвучен на прошедшем в рамках XV"КИН" круглом столе с участием членов жюри, гостей, участников фестиваля. Обсуждение длилось около двух часов и выявило ряд проблем, специфичных для разных стран и общих для женского кинематографа в целом. Оператор из Германии Кони Бейслер привела официальную статистику, полученную в Германии по вопросу вовлеченности женщин в разные звенья кинопроизводства. Процент участниц в традиционно женских направлениях деятельности – грим, дизайн одежды и т.п. - оказался довольно высок, а вот в сценографии, продюсировании, режиссуре, монтаже, озвучивании и других звеньях женское присутствие оказалось значительно меньшим, чем мужское.

 XV, ЮБИЛЕЙНЫЙ МКФ 'КИН' ПОДВЕЛ ИТОГИКАНАДСКИЙ РЕЖИССЕР ЛОРИ ГОРДОН ТАКЖЕ ЗАТРОНУЛА ПРОБЛЕМУ неравенства вовлеченности женщин и мужчин в киноиндустрию. По ее словам, подобная картина свойственна большинству стран мира и фестивали женских фильмов призваны открыть женщинам дорогу в большое кино. Директор "КИН" Мариам Оганян с радостью констатировала факт роста числа женщин-режиссеров и организаторов в армянском кинематографе. На кинофакультетах отечественных вузов стало больше студенток, выросло и число участниц фестиваля "КИН". Режиссер из Великобритании Асмик Гаспарян также отметила, что если еще лет 10 назад в Армении женщина с камерой в руках вызывала удивление, то сегодня в этом плане заметны позитивные сдвиги - число женщин-кинематографисток растет.

"Надо отдать должное многим мэтрам мирового кино, снявшим прекрасные, чисто женские фильмы. Тем не менее у женщин в жизни много проблем, к которым режиссеры-мужчины практически не обращаются, поэтому платформа кинофестиваля, знакомящего широкую публику с фильмами авторов-женщин, не просто нужна, но и в определенном смысле дополняет традиционные международные кинофестивали", - считает киновед Сирануйш Галстян.

Главный редактор интернет-журнала Kinoversus Ануш Бабаян заметила, что некоторые женщины-режиссеры перегибают в своих фильмах с женской тематикой, что и отталкивает от их кинопродукта мужскую публику. Лори Гордон добавила, что все это указывает на необходимость женщин обращаться к любым темам, которые важны здесь и сейчас. Более того, сохраняя формат фестивалей, где демонстрируются фильмы авторов-женщин, надо провести маркетинг и, возможно, отказаться от того, чтобы подчеркивать "женскость" этих киносмотров, и перестать противопоставлять свою работу в кино мужской. По мнению же оператора Айка Киракосяна, отношение мужчин к женщинам в кинематографе зависит от их профессионального уровня, поскольку все люди равны, тем более в таком творчестве, как кино, где все вместе делают общее дело. И с ним трудно не согласиться.

"Я не раз работал с режиссером-женщиной, и у нас всегда выстраивались добрые отношения как на съемочной площадке, так и за кадром, в процессе подготовки к фильму и обсуждения всех вопросов, - сказал Айк Киракосян. – И сегодня я вместе с режиссером Севдой Усаноглу представляю в Ереване фильм "Картина, размытая пастелью" (A Blurry Pastel Painting), снятый в рамках киноплатформы "Армения - Турция" и затрагивающий глобальную тему – Геноцид армян".

 ФИЛЬМ "КАРТИНА, РАЗМЫТАЯ ПАСТЕЛЬЮ" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТОБРАЖАЕТ одну из важнейших проблем современного мира, призывая тем самым не только Турцию, но и весь мир взять на себя ответственность за преступление против армянского народа, совершенное в годы Геноцида. Сюжет разворачивается вокруг эпизода мирной жизни жителей армянского села, радостные будни которых прерывают трагические события апреля 1915 года. От руки младотурок пали все – и стар и млад, и лишь маленькая девочка спаслась чудом. Проходит почти век, и похоронившая прошлое в глубине души женщина, которой давно за 90, слышит по телевидению новость, которая будит воспоминания. В фильме лейтмотивом проходят строки из стихотворения "Пастель" Рубена Севака, придающие картине Севды Усаноглу особую чувственность и лиризм. И это, пожалуй, единственная "женскость" этой короткометражной работы режиссера из Турции, удостоившейся диплома XVМКФ "КИН". "Чтобы понять боль армян, не обязательно быть армянином, надо оставаться просто человеком", - сказала режиссер, получая очередную награду за свой фильм.

Всего фестиваль "КИН" присудил пять дипломов фильмам этого года. Тема гуманизма и противостояния войне силой искусства отчетливо выражена в картине "Маленький Фил" Ирины Патканян (США). Фильм сделан в сочетании документального и анимационного кино и повествует о создателе модерн-арта, необычное творчество которого связано с 16-летней гражданской войной в Мозамбике. Фил Дос Сантос превращает в скульптуры оружие, которое выпрашивает у мозамбикцев в обмен на продукты питания и предметы быта. "Надо менять менталитет человечества, чтобы остановить войны", - уверяет Маленький Фил, принесший диплом Ирине Патканян и ее фильму. Израильская картина "Забота" (режиссер Шира Мейшар) довольно проста и непритязательна, но жюри подметило в ней искру тепла, любви и заботы, порой вспыхивающую между незнакомыми людьми с большей силой, чем между родными. Российская "Ася" выпуска 2018 года студентки ГИТиК Санкт-Петербурга Даниэллы Рыбакьян успела получить несколько наград. Диплом МКФ "КИН" был вручен картине за умелый подход к раскрытию трогательных и нередко сложных отношений между матерью и дочерью. Ирано-итальянский "Взгляд" режиссера Фарнуш Самади – удачная попытка показать в коротком метре грань дозволенности и совести, страха и внутреннего долга.

УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ПРИСУЖДАЕТ ПРИЗ лучшему участнику из России. Им в этом году стала картина "Хороший день", в которой автор Даша Чаруша на примере простой истории с веселыми нотками раскрывает тему человечности, затерявшейся в будничной суете, а в данном случае в московской автомобильной пробке. Специальный приз фестиваля был единогласно вручен очень тонкому фильму Асмик Смбатян (Армения) "Начиная с конца. Апрельский дневник", рассказывающему об арцахском апреле 2016 г. посредством фотографий Арега Балаяна, оказавшегося в центре военных событий и передавшего в незаменимых кадрах всю подноготную войны, напряженные будни солдат и минуты уединения, когда оживают чувства и образы мирной жизни.

Гран-при XVМКФ "КИН" отправился в Бразилию, его обладательницей стала автор фильма "Хлеб с розами" Даниэле Камиле. Жюри и публика высоко оценили эту работу не только за профессионализм, но и за выявление одной из животрепещущих проблем стран с патриархальным укладом. Мужской произвол в отношении женщин и желание вырваться на свободу, обрести мир во всей полноте красок, риск матери во имя спасения дочери от своей участи поданы в красивой аллегорической форме: через символ традиционного хлеба с розами, лепестки которых порой могут превратиться в шипы. Женщины в Бразилии и в ХХI веке ищут новый рецепт жизни, и фестивали женских фильмов, в том числе и армянский "КИН", помогают найти правильное решение.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НА ЭКРАНЕ «ЗОЛОТОГО АБРИКОСА»
      2023-07-12 13:07

      20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.

    • НА ЭКРАНЕ И ЗА КУЛИСАМИ 19-го КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИН»
      2022-11-30 12:19

      В первый день зимы в Ереване зажжется экран Международного фестиваля женских фильмов «КИН», который в этом году пройдет в 19-й раз. Ценители кино, созданного режиссерами-женщинами, найдут в программе фестиваля продукцию на самые разнообразные темы – от женских мечтаний и проблем до шутливых историй про мужчин и политической сатиры.

    • "РАССВЕТ АВРОРЫ" ПОКАЗАН В ЕРЕВАНЕ
      2022-07-27 09:28

      В рамках прошедшего в Ереване 19-го МКФ "Золотой абрикос" один из главных призов – "Серебряный абрикос" в номинации "Международное кино" был вручен полнометражной анимационной картине "Рассвет Авроры". Автор фильма, режиссер Инна Саакян (Германия) принимала награду под шквал аплодисментов – такой же, который охватил переполненный зал столичного кинотеатра "Москва" после показа.

    • "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" - В ПРЕДДВЕРИИ 100-летия НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО
      2022-07-09 15:59

      Стартует 19-й Ереванский Международный кинофестиваль «Золотой Абрикос» - пока мы будем смотреть фильмы, фильмы будут смотреть нас. В этом году в разнообразной программе фестиваля появилась новая рубрика «Арцах: Невиданная Республика» - картины о нашей последней войне, снятые не только армянами, но греками, аргентинцами, уругвайцами, египтянами. Наш разговор с арт-директором "Золотого Абрикоса" Кареном АВЕТИСЯНОМ и о новой рубрике тоже, а еще о фестивальных премьерах, свежачке из Канн, гостях, которые "пароходы и человеки", и всем том, что делает "Абрикос" главным кинособытием страны.