Последние новости

ВПЕРЕД, К ИСТИНЕ НАРЕКАЦИ

В народе говорят – от любви до ненависти один шаг. Психологи утверждают: чтобы измениться, человеку требуется два года. А сколько нужно, чтобы сделать выбор? Минута? Час? Дни или годы? Известный кинорежиссер Эдгар Багдасарян уверен: для принятия решения достаточно мгновения, но чтобы сделать выбор по совести, нужны века, а точнее, верность ценностям, заложенным предками сотни лет назад и требующим постоянного осмысления. И долгая ночь, дарящая во мраке надежду на маяк, позволяющий не сбиться с истинного пути и найти гармонию с самим собой.

"ЭРКЕН КИШЕР" ("ДОЛГАЯ НОЧЬ") - ТАК НАЗВАЛ ЭДГАР БАГДАСАРЯН СВОЙ новый полнометражный игровой фильм, предварительный показ которого состоялся в зале Российско-Армянского (Славянского) университета. Премьера запланирована на 8 декабря в столичном кинотеатре "Москва". И хотя режиссер с иронией отмечает, что не является чемпионом "Москвы" - в наши дни серьезное, авторское кино по востребованности уступает ширпотребным комедиям и криминальным драмам, тем не менее "Красный зал" этого кинотеатра, уверена, будет забит желающими познакомиться с новым творением Эдгара Багдасаряна. Отличился аншлагом и зал РАУ, собравший на показе "Эркен кишер" студентов, преподавателей и руководителей вуза, а также журналистов, видных деятелей отечественного кинематографа и просто ценителей авторского кино.

По словам Багдасаряна, решение представить изначально фильм в РАУ было продиктовано несколькими причинами: чтобы больше людей узнало о том, что в Славянском университете есть прекрасный зал с отличным экраном, чтобы активизировать здесь кинопоказы и, наконец, дать возможность всем участникам фильма - от актеров до всех вовлеченных в съемки по ту сторону кадра полностью посмотреть картину. Ведь фильм "Эркен кишер" структурно состоит из трех новелл, и участники трилогии знакомы лишь со своей новеллой. Режиссер же хотел показать всем полную версию картины до официальной премьеры.

ТРИ НОВЕЛЛЫ ТЕМАТИЧЕСКИ РАЗЛИЧНЫ, ИМЕЮТ РАЗНЫЕ СЮЖЕТЫ и относятся к разным историческим эпохам, но связаны друг с другом идейно. Действие первой разворачивается в ХХI веке, в наши дни, в машине, которая все 30 минут бессмысленно кружит по улицам Еревана.  В ней пара, погрязшая в рутине семейных отношений. "Болото", как называет семейную жизнь героиня этой части, образовалось не из-за плохих бытовых условий: чета довольно зажиточна, однако в погоне за материальными ценностями муж и жена, каждый по-своему, вынуждены льстить и кланяться в ноги власть имущим, терпеть унижения, которыми в итоге одаривают друг друга.

Деньги, карьера, власть вынуждают их жить под одной крышей, но давно уже не вместе. Утрачены духовная близость, истинные ценности, на которых строится семья, и презрительное унижение становится единственным инструментом общения супругов. Семейный дуэт перерастает в треугольник с появлением проститутки, жизненные взгляды и мораль которой ставятся режиссером выше "болота" зажиточной пары, утопающей в конформизме и вымещающей друг на друге отсутствие  достоинства и уважения к себе. С каждой минутой в 3-х квадратных метрах становится все тяжелее дышать. Новелла завершается кадром, где из рук главного героя выпадает брелок в виде камня с жемчужным шаром на конце - символом, который зритель вновь видит во второй части фильма.

 'Эркен кишер'. Афиша1915 год. Западная Армения. Начало турецких погромов в отношении мирного армянского населения. Режиссер уводит зрителя на век назад и вновь сталкивает с зажиточной семьей, глава которой Ачи-ага - владелец магазина тканей, человек обеспеченный и со связями. Однако перед лицом трагедии все становятся равны: армяне вынуждены бежать, а Ачи-аге к тому же придется расстаться с нажитым имуществом,  драгоценностями, деньгами, на которые в сложившейся ситуации невозможно ничего предпринять, даже нанять фаэтон. Семейству приходится присоединиться к другому фаэтону и бежать с семьей мясника куда глаза глядят. Но в куцем транспортном средстве нет места для всех. Ачи-ага приходится сделать выбор, однако верен ли он? И вновь нескончаемый путь в долгой ночи, и вновь в кадре камень-амулет, надетый на четки-тзбех вначале и утерянный в конце, когда герой снова принимает решение, на этот раз продиктованное совестью.

В 1003 году умер знаменитый средневековый поэт, философ, богослов Григор Нарекаци. Именно в день его смерти и разворачиваются события третьей новеллы. Сельчанин Осеп решает среди ночи запрячь лошадь и отвезти умирающего сына в горы, к святому отшельнику. Дорога лежит через густой, полный волков лес, но выбор сделан: Осеп прогоняет из дома колдунью-язычницу и доверяет спасение сына высшим силам. И вновь перед зрителем предстает камень-амулет с жемчужным шаром.

 ОТМЕТИМ, ЧТО ПЕРВАЯ НОВЕЛЛА УЖЕ С 15-й МИНУТЫ НАЧАЛА нервировать, а к концу и вовсе раздражать. Вероятно, так было задумано режиссером, сумевшим в полноте передать атмосферу ненависти супругов, вывернуть их никчемные души наизнанку и заставить публику испытать омерзение. Спасибо и актерам Бабкену Чобаняну, Луизе Нерсесян и Марии Сейранян, сумевшим с точностью воплотить образы героев на экране. Вторая новелла создана на основе рассказа Дереника Демирчяна "Лишняя". Эдгар Багдасарян сохранил главную сюжетную линию рассказа, несколько приспособив к идее своего фильма.

"В рассказе Демирчяна меня в первую очередь привлекла идея дороги - путь, которым спасались герои, в том числе и Ачи-ага, поскольку именно это расстояние в пространстве и времени позволило ему осознать истину происходящих событий, свой поступок в отношении больной сестры, муки совести, выбор и расплату", - говорит Эдгар Багдасарян. По его словам, долгий путь - один из основных "героев" фильма. Сюжеты всех трех сюжетов новелл разворачиваются в дороге, однако если в первом дорога лишена смысла, то во втором она постепенно обретает его контуры, а в третьей новелле  смысл продиктован идеей, основанной на надежде, вере в победу добра над злом. По времени сюжетная линия тянется от настоящего к прошлому, от наших дней на тысячелетие назад. И если вначале мы видим полный мрак, в середине - легкий проблеск, то в конце фильм наполняется светом, и жизнеутверждающий финал строится на победе нравственности над животной сутью.

"Если взглянуть на прошедший нашим народом исторический путь, можно проследить, как и когда мы утеряли святое, нравственное, вечное, духовное, - продолжает режиссер. - Думаю, нам пора вернуться к истокам и вновь обрести все, что свято чтили наши предки, поскольку бегство -  плохой вектор исторического пути любого цивилизованного народа. Лучший выбор - обдуманное решение на основе многовекового опыта и достижений".

ФИЛЬМ "ЭРКЕН КИШЕР", ДЛЯЩИЙСЯ 1 ЧАС 40 МИНУТ, СНИМАЛСЯ 3 ГОДА: разные сценарии и актеры, отдельное финансирование, ежегодная смена министров культуры. Картина снята студией "Э.Б. Фильм Продакшн" при содействии Национального киноцентра Армении. Надо отметить крепкую, профессиональную игру актеров Шанта Ованнисяна, Самвела Григоряна, Бабкена Чобаняна, Луизы Нерсесян, Нарине Григорян и других. Прекрасная операторская работа. Как отметил оператор-постановщик Сурен Тадевосян, фильм приходилось снимать тремя разными камерами, в разном цвете и стиле для создания атмосферы, соответствующей  эпохам, представленным в фильме. И это, а также эстетическая выверенность каждого кадра, ему отлично удались. Прекрасно справились с задачей и художники-постановщики Седрак Великодный и Тигран Аракелян, сумевшие воспроизвести нужную фактуру и текстуру, обеспечить декорации и бутафорию. Взять хотя бы фаэтон, собранный подетально и столь естественно вписавшийся в рельефы бесконечной дороги. Огромная организаторская работа проделана и продюсером Карине Симонян, справившейся не только с финансовыми задачами, но и с обеспечением съемок всем необходимым, в том числе и специально выписанной из России лошадью, способной протащить фургон и порой вынуждающей съемочную группу подчиняться своим капризам.

"Нам пришлось довольно скрупулезно подойти и к рассказу Дереника Демирчяна, чтобы, используя его стержень, не нарушить идею. И я рада, что в работе над сценарием использовано классическое произведение. Современное поколение нуждается в близком знакомстве с наследием наших писателей-классиков, а кино - одно из лучших средств для этого", - считает сосценарист второй новеллы Кнарик Мирзоян. Музыку к фильму написал молодой композитор Андраник Берберян, ныне проходящий службу в рядах Национальной армии Армении. И еще одно достижение фильма: стараниями старшего научного сотрудника Матенадарана Хачика Арутюняна, изучившего фольклор, этнографические материалы, научные данные, удалось восстановить ванский говор армянского языка времен Григора Нарекаци, на котором говорят герои третьей новеллы и на котором получила название картина "Эркен кишер".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ ПОДВОДИТ ОЧЕРЕДНОЙ ИТОГ
      2024-11-21 13:33

      В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
      2024-11-21 10:55

      В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.

    • ГАЯНЭ ШУШЕЦИ – ХУДОЖНИК, ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
      2024-11-20 11:03

      Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих  гармонию.

    • SER ARTSAKH: СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ
      2024-11-20 10:49

      3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...

    • АПОКАЛИПСИС НАШИХ ДНЕЙ В ФИЛЬМЕ АРМЕНА АКОПЯНА И ДМИТРИЯ ТАРХОВА
      2023-08-23 10:28

      «Россия – это страна, где может быть все», - сказала на ереванской премьере игрового фильма «Сдохнуть нужно, чтобы вы приехали» известная российская актриса театра и кино Юлия Ауг. Показ фильма в Ереване прошел в Большом зале «Дома кино» в рамках программы «Эхо» Международного кинофестиваля «Золотой абрикос», он был устроен в сотрудничестве с киноклубом «Ереван».

    • УРУГВАЙСКОЕ КИНО ВНОВЬ ЕДЕТ В ЕРЕВАН
      2023-07-03 09:43

      Фестиваль уругвайских фильмов вновь возвращается на отечественные экраны. С 4 по 7 июля ереванская публика получит уникальную возможность окунуться в атмосферу жизни, быта, обычаев и культуры страны, расположенной на расстоянии более 13 тысяч километров от Армении, но, тем не менее, имеющей с ней некую общность.

    • ФИЛЬМ "ARMENIA TERRA SACRA" В БОРЬБЕ С АЗЕРПРОПОМ
      2022-12-21 09:56

      В Ереване проходит показ полнометражного документального фильма "Armenia Terra Sacra" ("Армения - святая земля") французского режиссера армянского происхождения Нарека Восканяна. Для презентации фильма на разных столичных площадках в Ереван из Парижа приехала телерепортер, автор ряда ТВ-проектов, продюсер картины Нарэ Тадевосян.