Последние новости

А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !

Заметки о современной песне

"Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".

ПОРАЗИТЕЛЬНО ТО, ЧТО ЭТО НАПИСАНО КОМПОЗИТОРОМ АРТЕМИЕМ АЙВАЗЯНОМ ПОЛВЕКА НАЗАД, чуть ли не в пору расцвета нашей эстрады, когда она славилась знаменитыми певцами, хорошими оркестрами, талантливой молодежью, воспитанной замечательными педагогами. Прославленному композитору и в самом страшном сне не могло бы присниться то, что будет твориться в любимой им сфере полвека спустя. А что бы он сказал, если бы ему довелось услышать изобретательно аранжированную, полуграмотную текстовщину, унижающую здравый смысл и наши национальные песенные традиции?

Конечно, нельзя забывать, что в эпоху Артемия Айвазяна партия и правительство всегда зорко следили за тем, чтобы в стране звучали жизнеутверждающие  и лирические  песни. Усилиями нескольких поколений талантливых армянских композиторов и поэтов был создан целый ряд песен, ставших затем классикой армянской эстрады. Незабываемы песни Арно Бабаджаняна, Роберта Амирханяна, Александра Аджемяна, Владилена Баляна, Константина Орбеляна, Константина Петросяна, Алексея Экимяна, Гегуни Читчян, Арама Сатяна и других. Многие песни советского времени, несмотря на жесткую  идеологическую установку, имели достаточно высокий, моральный, а также профессиональный уровень, впоследствии полностью утраченный. Песни создавались на лучшие стихи профессиональных поэтов - Ав. Исаакяна, С. Капутикян, Ов. Шираза, Г. Эмина, А. Сагияна, Л. Дуряна, Ю. Саакяна, Р. Давояна, А. Граши, А. Саакяна и многих других.

Сейчас же в песенном амплуа явили себя сплошные графоманы. А всеобщее культурное одичание - при явственном сколиозе вертикали власти становится уже на уровень вопроса национальной безопасности. Песни сегодня демонстрируют всю степень убожества современной культуры, год за годом травят публику и занимаются дебилизацией страны.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С 90-х ГОДОВ, КОГДА ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ ПРИВЕЛА К ТОРЖЕСТВУ ДИЛЕТАНТИЗМА, изгнанию профессионалов из всех сфер культуры. Впрочем, эстрада сегодня выразительно характеризует время, в котором мы живем. Посмотрите, что сегодня творится в сфере шоу-бизнеса и коммерческих структурах: здесь процветает пошлость, пекутся музыкальные псевдонациональные суррогаты, внедряются далеко не лучшие образцы иностранной музыкальной культуры в ущерб истинно национальной. То, что гонит наше телевидение (исключая классику и программу "Ерг ергоц"), - одна дикая, глухая попса - это уже окончательное отупление нации, бесконечное понижение планки - языка, культуры, духа, личности...  Есть одна музыка, одни слова, один ряд исполнителей и один ряд сериалов - вот и переваривайте. Идет глобальное оболванивание населения. Вместо творчества - нестерпимая фальшь и патентованная графомания.

Почему же продюсеры и редакторы с маниакальным упорством потчуют нас пустыми песнями, отвратительными сериалами, пропагандируя серость? Тихая, требующая глубоких раздумий стихотворная строка, - все это осталось в прошлом. В сегодняшней эстраде особенно смущает отсутствие артистизма, и, главное, дефицит ярких личностей, без которых искусство просто невозможно. Появились, конечно, и новые имена, но они как-то удивительно друг на друга похожи, пользуются одними и теми же сценическими приемами, заимствуя чужой репертуар и, к сожалению, еще не сказали своего слова. Кроме того, нас почему-то пытаются приучить к безголосью.

Возможно, в силу наивности мы до сих пор считаем, что у певца в первую очередь должен быть голос. Сегодня же, по существу, нет певцов, а есть интерпретаторы. Хотя многие считают, что для эстрадного певца вовсе не обязательно обладание замечательным голосом. Главное, чтобы певец пел "душой и сердцем", обладая подлинной музыкальной культурой и вкусом. Конечно, необходимо обладать и мастерством импровизатора, и пластической культурой.  У  нас, несомненно, есть талантливые артисты. Но талантливый человек - это еще не актер и не певец. Это лишь предусловие того и другого. Поэтому необходимо, чтобы за спиной таланта были школа, профессионализм, кругозор, культура. Именно этой большой культуры, которая проявляется и в мелочах, нет сегодня на телевидении и эстраде.

ДАЛЕКО НЕ БЕЗОБИДНА ТАКЖЕ ЭПИДЕМИЯ ПОДРАЖАТЕЛЬСТВА. Прислушайтесь, как старательно наши звезды выговаривают на сцене английские слова. Слушая бойкий интернациональный сленг, забываешь, что находишься в Армении, полной всяческих проблем. Подобное пренебрежение действительностью ставит в тупик. Ведь в попсовом "стебе" вышучиваются и наши святыни, наша боль и наша история. Когда мы пытаемся примерить к себе чужие формы - они ломаются. Если не получается, как у других, может, и не надо этого делать? Ведь любая форма хороша  прежде всего там, где она имеет корни. Выйти на эстраду у нас может любой, а имея средства, легко "сотворить" звезду. Но что получается? Истинно талантливые, не имеющие спонсоров, остаются вне поля зрения. "Звездами" зачастую становятся те, у кого есть деньги, позволяющие создать эффектные клипы, использовать танцевальную группу.

Случайный взлет, не обеспеченный профессиональной базой, чаще всего оборачивается таким  же стремительным падением. Безобразна картина и с современными конкурсами. Профессионалы, связанные с эстрадой, знают: многие талантливые молодые певцы остаются за бортом отборочных прослушиваний, а середняки получают премии, если включены в орбиту членов жюри. Агрессивность, напористость молодого певца подчас ценятся выше, чем проникновенность и углубленность.

Есть, конечно, и опытные певцы, свободно чувствующие себя на эстраде, которые, к сожалению, не очень часто появляются на экране и сценических площадках. Эталоном для меня в этом смысле на армянской эстраде были Эльвина Макарян, Надежда Саркисян, Зара Тоникян, Георгий Мовсесян, Симон Терян, Эрна Юзбашян, блиставшие в 70-е годы, из нынешних исполнителей - бесспорная победительница на конкурсе в Юрмале Сона Шахгельдян, Форш со своей оригинальной манерой исполнения. От серого большинства их отличает вкус, самобытность, обаятельная раскрепощенность, но не развязность. Однако это исключение. Честно говоря, очень трудно привыкнуть к полной "расслабухе" большинства исполнителей. Ведь и свобода имеет свои пределы. А наши исполнители в основном свободны... "от качества". Главное - выдержать стиль фривольного трепа.

А какой любопытный женский типаж появился на сцене! Вот уж, кажется, доведенное до гротеска воплощение женской независимости. Этакий вызывающий, растрепанный продукт времени. Суперэмансипэ, а не женщина! Такую ничем не удивишь, а энергию ее, ревущую, подобно запущенной ракете, не остановишь.

НЕДОУМЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ И РЕПЕРТУАР. ДИЛЕТАНТИЗМ ЗДЕСЬ ДАВНО УЖЕ УЗАКОНЕН. Репертуарный вакуум заполняется самодеятельной чепухой. Песни пишут все - инструменталисты, певцы, руководители ансамблей по принципу: сам сочиняю, сам пою. Конечно, некоторые создают и хорошие песни, но их мало, больше халтуры. Поэтов, некогда сочиняющих песенные стихи, решительно потеснили текстовики. Разве не кощунственно вываливать в сознание людей этот бред вместо песен? Эти рифмоплеты даже не подозревают, что дар сочинять дается свыше - стихосложению, как и музыке, надо учиться. Но зачем терять деньги и время, когда и так можно обойтись, подобрав в рифму слова и сочинив свою банальную мелодию. И вот самодеятельная невнятица, изобретательно аранжированные полуграмотные тексты обрушились на голову слушателей, некогда воспитанных на качественной традиции. Только при отсутствии профессионализма становится возможна такая труднообъяснимая, но фантастически оплачиваемая любительщина. Слушая большинство песен, чувствуешь, что все они написаны по определенному штампу. Роднят их общие черты - однообразие, унылость, монотонность, отсутствие яркой мелодии. Создается ощущение, что нынешним певцам все равно, какие тексты петь. Каково же нам их слушать!

А какое место в нашем духовном мире займут современные самоделки, попсовые откровения, вытеснившие с эстрады и телевидения подлинные, овеянные теплом и человечностью песни? Вернее всего - никакого.

Мироощущение подрастающего поколения не в последнюю очередь зависит от того, какие именно тексты оно запоминает, что напевает. Серьезному государству должно быть небезразлично, какие песни поют или слушают его граждане.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ
      2021-09-23 11:01
      614

      В последней четверти сентября нас ждут два интереснейших концерта. 24 сентября в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна сыграет Пятый фортепианный концерт Бетховена, в котором в качестве солиста выступит всемирно известный ирландский пианист Барри Дуглас, в первом отделении. Во втором отделении прозвучит бетховенская Девятая симфония, в исполнении которой примут участие и Национальная академическая капелла (художественный руководитель и главный дирижер Оганес Чекиджян), солисты Джулиана Григорян (сопрано), Софья Туманян (меццо-сопрано), тенор Тигран Акопян и австрийский бас Матиас Гофман. За дирижерским пультом - Эдуард Топчян.

    • ВЕРШИНА, КОТОРУЮ ТЫ ПОКОРИЛ…
      2021-09-16 10:16
      3646

      Оганес Чекиджян: 60 лет с Академической капеллой "Он вечно тот же, вечно новый"… Пожалуй, правильно вспомнить бессмертную строку из "Евгения Онегина" в связи с художником, чей почерк ярко индивидуален и в то же время в высокой степени динамичен в своем временном изначальном развертывании. Оганес Чекиджян - одно из самых крупных имен в истории музыкального хорового искусства. Нет в музыке профессии более ответственной, чем дирижер. Именно в творчестве дирижера, как ни в одной из музыкальных профессий, воплощается идея духовного объединения людей. Вот этой идее и посвятил всю свою созидательную жизнь маэстро Чекиджян.

    • ФИЛЬМ О ДИНАСТИИ СКУЛЬПТОРОВ
      2021-09-11 09:34
      4913

      Я вовсе не берусь судить, в чем специфика данного фильма. Эта относительно короткая лента, конечно, не претендует на полноту картины истории талантливой семьи скульпторов Согоянов: отца - народного художника Российской Федерации, Армении и Украины, лауреата Ленинской премии, автора многочисленных монументальных памятников и станковых работ, щедро рассыпанных на территории бывшего СССР, Фридриха Согояна, его сыновей - заслуженных художников Ваге и Микаэля, тоже уже признанных мастеров.

    • СВОЕОБРАЗИЕ ЗАПЕЧАТЛЕННОГО МИРА
      2021-09-09 09:56
      4573

      Бывают в истории искусства периоды, когда бурно развивающееся новое заслоняет на время художественные ценности даже недавнего прошлого. Но не может быть забыто творчество, в котором с поразительной искренностью воплощены щедрость, красота и вообще наша жизнь. Искусству Армана МАНАРЯНА, жизнь которого прервалась пять лет назад, дана была власть останавливать время и преодолевать тяготы действительности.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРОФЕССОР ФИЛАТОВ СПАС АЙДИНЯНУ ЗРЕНИЕ, А ОН ПОДАРИЛ МИРУ "БРИЛЛИАНТ" (ВИДЕО)
      2020-09-04 09:56
      3194

      Первые караваны армян-репатриантов (пятидесятые годы прошлого века) приезжали к нам под гром оркестров, но спустя годы немалая часть вернувшихся потянулась к дверям ОВИР за разрешением уехать.

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      53316

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      56783

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28
      45377

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.