ГОД ТЕАТРА
"Излечись сам" или скальпель хирурга?
У нас в Армении Год театра начался раньше, чем в России. Только если в российских театрах он слагается из торжеств и блистательных премьер с присутствием первых лиц государства, а главное - из больших финансовых вливаний, направленных на дальнейшее развитие сферы, у нас все с точностью до наоборот.
У НАС ГОД ТЕАТРА - ЭТО БЕЗДЕНЕЖЬЕ, РАСКОЛ, СТРЕМЯЩИЙСЯ К РАСПАДУ, и полная неспособность культурной власти хоть как-то разрулить ситуацию. Тенденции усиливаются, и, если так пойдет и дальше, нынешний Год театра годом не закончится.
На днях в Министерстве культуры состоялось совещание театральных директоров под девизом "Краткость - сестра таланта". Собрание реально тянет на книгу рекордов Гиннесса в плане лаконичности. Директора театров со всей Армении съехались в Минкульт, многие покрывая многие километры зимних дорог, практически для того, чтобы услышать емкий тезис, умещающийся в одно предложение: "Разбирайтесь со своей публикой или будут приняты "хирургические меры!" Вряд ли такая угроза насилия от бессилия кого-то всерьез напугала. За истекшие полгода всем стало пронзительно очевидно, что принимать меры культурная власть неспособна - даже в рамках гомеопатии, чего уж говорить о хирургии. Также очевидно, что стремление спихнуть всю ответственность на директоров возникло не из воздуха, а из воздуха пролонгированного скандала вокруг театра "Амазгаин", по поводу которого министерство приняло очередное "мудрое" решение.
С 19 декабря временно исполняющим обязанности директора Государственного театра "Амазгаин" станет актер театра Арман Навасардян. Это называется "пойдя навстречу пожеланиям публики", а точнее, на поводу у артистов театра. О подобном решении вопроса было известно еще с 13-го, с того дня, когда подал в отставку Чалдранян. Навасардян уже успел засветиться на телевидении, где успел сбиться с имиджа будущего директора и войти в образ директора реального. Актер есть актер, а тем более актер хороший, коим является Арман Навасардян, - войдя в роль, трудно остановиться. Уже в репетиционный период грядущий и. о. директора начал наводить строгость и чистку кадров. Каким-то людям уже рекомендовано искать себе работу. Мотивация тоже совершенно актерская. Работнице театральной кассы, например, было сказано, что она должна будет уйти, ибо присутствием своим напоминает потенциальному "и. о." о Вигене Чалдраняне. Забавно...
ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗАБАВНО, ЧТО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА назначен Министерством культуры сроком до 6 месяцев. Интересно, с чего бы? В Русском театре срок проведения конкурса на должность худрука недотянул до месяца. И это при том, что в статусном плане художественный руководитель в армянском театре - существо фантомное, никак не описанное и не прописанное. Надо было устанавливать рамки правил участия, оговаривать условия, создавать комиссию, учитывать, что будут участники, проживающие вне Армении. И хотя все это в итоге оказалось дешевой туфтой и кончилось как кончилось - простым назначением приказом, но попытка создать прецедент была так же, как и месяц срока.
Теперь самое забавное. Не в пример худруку критерии полувыбора-полуназначения директора театра существуют четко и прописаны в законе. Механизм следующий. Министерство культуры объявляет конкурс, прошедшие его предстают перед Минкультом же избранной комиссией - не знаю, как сейчас, но раньше это были опять же директора, кандидаты сдают экзамен как на знание законов Республики Армения, коррелирующих с данной деятельностью, так и на общее видение театрального дела, комиссия делает выбор. А уж назначать или не назначать - выбор за министерством. Все просто, и вряд ли подготовка к подобному конкурсу требует до полугода, требует продления зыбкости и невнятности.
Наконец, наизабавнейшее. Существует (по крайней мере существовало до сегодняшнего дня) уложение Министерства культуры о том, кто вправе претендовать на директорское кресло в театре. За последнее время мы уже имели возможность убедиться: закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Тем более что нынешняя культурная власть не раз и по разным поводам объявляла, что ответственности за решения предшественников не несет. Тем не менее вряд ли стоит спорить с уложением о кандидатах в директора театра, особенно если оно продиктовано не прошлой властью, а здравым смыслом. А основных требований здесь два: наличие высшего театрального образования и не менее трех лет административной, управленческой работы в сфере. Это все к тому, что, если коней на переправе все-таки не меняют, следует сказать:
АРМАН НАВАСАРДЯН, КРЕПКИЙ АКТЕР, ЕСТЕСТВЕННО, С ОБРАЗОВАНИЕМ, ЗАМЕЧЕН исполнением многих успешных ролей, некоторые из них сыграны просто блестяще. А вот в какой-то управленческой деятельности он, судя по всему, замечен не был. А требование подобного стажа, между прочим, - требование не с потолка, даже опытные директора рыдают от правил, которые нужно знать, чтобы вести театральное хозяйство. И, в конце концов, требование есть требование. Тут следует отметить, что в самом театре "Амазгаин" есть как минимум два человека, полностью соответствующих этим самым требованиям, и амбиций у них не меньше, чем у Армана Навасардяна... Так что, если Лилит Макунц думает, что ее мудрое решение положит конец напряжению в "Амазгаине", она сильно заблуждается. Все только начинается. Впрочем, ей это уже все равно - "после меня хоть потоп". Словом, будущему министру культуры не позавидуешь.
Осталось сверхзабавное. Арташатский драматический театр им. А. Харазяна в табели о рангах армянских театров в последние годы никак не котировался. Точнее, шел по самому низкому прейскуранту. Даже на премьерах полный зал удавалось собрать не всегда. И не однажды приглашенные из Еревана на спектакль гости видели зал, заполненный солдатами. Не поймите неправильно. Просто есть ситуации, когда понятно, что только человек, не имеющий права нарушить приказ, способен смотреть то, что происходит на сцене. Так вот, если арташатский театр не в фокусе культурной жизни, это не значит, что к славе "Амазгаин" он отнесся равнодушно. Хотя началось там раньше. Массовое недовольство худруком театра Айком Мнацаканяном привело к собранию, где много чего было сказано, а в финале директор Гагик Мелконян худрука уволил. Не в пример Чалдраняну он не стал заморачиваться. Айк Мнацаканян обратился в суд и суд этот выиграл. Есть постановление о восстановлении его в должности и выплате зарплаты-компенсации за пять месяцев. Возмущенная труппа подала на апелляцию в Кассационный суд, и в случае, если и эта инстанция не примет "правильного" решения, грозит бессрочной забастовкой. Смешно! До слез…
Если прибавить к этому слухи о протестных настроениях, доходящие еще из парочки ереванских театров, приходится констатировать массовый психоз. А иначе чем объяснить, что человек живет в доме, не сильно напрягается, имеет возможность сниматься и бегать на озвучки, зарплата капает, а он ведет под этот дом подкоп? И ждать можно только ремиссии. Ну или надеяться, что культурная власть, способная хоть что-то решать, все-таки нарисуется. Иначе последствия Года театра у нас станут необратимыми.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.