Последние новости

ЕВРОКОНВЕЦИЮ ЗАТОПТАЛИ СУД И ПРОКУРАТУРА

Артур ГРИГОРЯН: "Принцип "посадить" не имеет ничего общего с понятием "мера пресечения"

В приснопамятные советские времена понятие "прокурорский надзор" распространялось на все сферы правовой и социальной деятельности. После судебно-правовой реформы, проводимой в нашей стране с начала 2000 годов, казалось бы, полномочия прокуратуры должны были быть сведены к определенному минимуму. Но получается так, что отечественные суды удивительным образом охотно предоставляют прокуратуре не предусмотренные законом полномочия, что приводит к нарушениям прав и свобод человека. Последний громкий пример в делах политического звучания - ситуация с повторным арестом генерала Манвела Григоряна.

НЕ УСПЕЛ ОН ОКАЗАТЬСЯ НА СВОБОДЕ, КАК ПРОКУРАТУРА ПОСПЕШИЛА опротестовать решение первой инстанции по части залога и судья Арсен Никогосян легко пошел у нее на поводу. А уж в обычных делах, где отсутствует общественный интерес, такая ситуация наблюдается повально. Принцип, который возводится во главу угла - посадить, просто посадить, что не имеет ничего общего с понятием "мера пресечения". Свои доводы о недопустимости обжалования прокуратурой залога как альтернативной меры пресечения нам представляет известный адвокат, эксперт в области европейского права, постоянный собеседник "ГА" Артур Григорян. Он считает, что залог как альтернативная мера пресечения не может быть обжалован, так как не отменяет содержания под стражей и в случае назначения залога освобождение лица из-под стражи находится в зависимости от обстоятельства выплаты назначенной судом суммы. Раскроем скобки.

"Право залога закреплено в пункте 3 статьи 5 Европейской конвенции по правам человека (право обвиняемого выйти до суда на свободу, в том числе и под залог). То есть это неотъемлемое право обвиняемого, которое тесным образом связано с его основополагающим правом, закрепленном в пункте 2 статьи 6 Евроконвенции (презумпция невиновности). И объяснение тому очень простое: содержание под стражей никоим образом не может быть приравнено к отбыванию наказания, вне зависимости от того, что впоследствии, если лицо осуждается судом к лишению свободы, срок содержания под стражей включается в общий срок наказания.

В нашей судебной системе уже давным-давно вошло в практику, что, если суд применяет в отношении обвиняемого залог, прокуратура наделена правом его опротестования. В подобных случаях как Апелляционный, так и Кассационный суд принимают в производство и рассматривают протесты прокуратуры. Но следует отметить, что подобная процедура незаконна, ибо противоречит принципу верховенства права и пункту 1 статьи 5 Евроконвенции (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, и никто не может быть лишен свободы иначе как по обоснованному подозрению в совершении преступления и в порядке, установленном внутригосударственным законом).

ТАК, ВО МНОГИХ ДЕЛАХ ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, в частности, в деле "Скотт против Испании" (решение от 18 декабря 1996 года) отметил, что конвенция в этом плане, делая ставку на внутригосударственное законодательство, в очередной раз обращает внимание на необходимость соблюдения норм процессуального права и, кроме того, требует, чтобы каждый случай лишения свободы соответствовал статье 5 Евроконвенции, цель которой заключается в защите личности от произвола властей. Это означает, что внутригосударственные органы в первую очередь должны правильно интерпретировать и применять свое законодательство. Иначе любое нарушение процессуального права страны-участницы само собой влечет нарушение статьи 5.

Обращаясь к законодательству РА, в первую очередь следует упомянуть пункт 1 статьи 6 Конституции РА, в соответствии с которой государственные органы правомочны совершать только такие действия, на которые уполномочены Конституцией и законодательством (речь не идет о подзаконных актах или прецедентных решениях Кассационного суда). Обращаясь к нашим законам, следует отметить, что статья 287 УПК РА гласит, что против решения судьи о применении или неприменении содержания под стражей как меры пресечения, а также о продлении или непродлении содержания под стражей протесты могут быть поданы прокурором, обвиняемым или законным представителем в Апелляционном суде. Пункт 2 статьи 150 УПК устанавливает, что в досудебном производстве решение суда о применении или неприменении меры пресечения, продлении или непродлении срока содержания под стражей может быть опротестовано в Апелляционном суде.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ПРИМЕНЕНИИ СУДОМ альтернативной меры пресечения в качестве залога, это может быть только в тех случаях, когда ходатайство следователя о применении содержания под стражей в качестве меры пресечения судом удовлетворено. То есть, основываясь на пункте 3 статьи 5 Евроконвенции, суд в подобных случаях имеет полномочия при наличии определенных обстоятельств счесть возможным освободить обвиняемого под залог. Из этого еще не следует, что он в обязательном порядке будет освобожден исходя из ряда объективных причин, в частности, наличия денежных средств для выплаты установленной судом суммы залога. В данном случае суд реализует право обвиняемого при условии выплаты залога выйти на свободу. В свете вышесказанного нормы УПК не предусматривают права опротестования прокурором вопроса правомерности назначения залога.

Следовательно, вне зависимости от того, что в течение долгих лет создана и применяется негативная практика обжалования прокурором решений судов в части допустимости залога, подобная практика в корне несовместима с пунктами 1 и 3 статьи 5 Евроконвенции, поскольку противоречит внутреннему законодательству и самой сути права обвиняемого выйти до суда на свободу.

 Абсурдность ситуации состоит в том, что, после того как суд удовлетворяет ходатайство следователя о содержании под стражей, прокурор, опротестовывая назначение залога, по существу, просит, чтобы Апелляционный суд вторично заключил данное лицо под стражу. Из этого исходит, что подобные протесты прокуроров направлены не на разрешение вопросов права, а на то, чтобы попросту посадить обвиняемого. Ведь с этого момента понятие "мера пресечения" начинает исполнять роль уголовного наказания".

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • РУСТАМ СТЕПАНЯН ПОВТОРНО АРЕСТОВАН
    2025-03-21 10:46

    Недолго продлилось пребывание на свободе Рустама Степаняна. 19 марта он, как и второй обвиняемый в организации убийства криминального авторитета Сергея Григоряна Ашот Кюрегян, вновь были взяты под арест. На сей раз – по решению Апелляционного уголовного суда.

  • ПРЕМЬЕР ВЫБРАЛ КРЕСТНИКА АРГИШТИ КЯРАМЯНА
    2025-03-19 11:30

    Как известно, премьер-министр сделал свой выбор: на должность председателя Антикоррупционного комитета он предлагает назначить заместителя председателя Следственного комитета Артура Наапетяна. Об этом Пашинян сообщил в соцсетях, отметив, что провел встречи с каждым из трех кандидатов. Кандидатура избранника Пашиняна будет представлена кабмину на утверждение.

  • ВЕРНУТ ЛИ В ТЮРЬМУ «ТОЛСТОГО РУСТАМА»?
    2025-03-14 09:33

    Как и анонсировалось, генпрокуратура обжаловала в Апелляционном суде решение первой инстанции об изменении меры пресечения Рустаму Степаняну и Ашоту Кюрегяну. Обвинение требует вновь отправить обоих под арест в «места, не столь отдаленные».

  • ВЛАСТИ ПЫТАЮТСЯ ПОДАВИТЬ ОППОЗИЦИЮ УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ
    2025-03-13 10:40

    Похоже, власти затеяли новую кампанию по очернению своих политических оппонентов. Началась новая волна уголовных преследований. 12 марта Генпрокуратура сообщила, что Сержу Саргсяну предъявлено новое обвинение по делу о незаконном отчуждении участков, прилегающих к военному пантеону "Ераблур". Саргсяну инкриминируют хищение в крупных размерах и отмывание денег. В качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • "ВСЕ РАВНЫ ТОЛЬКО НА КЛАДБИЩЕ"
    2025-01-30 10:32

    Законопроект "О дополнениях и изменениях в законе РА об основах культурного законодательства" вызвал очередной девятый вал возмущения. В нем предлагается заменить слово "Национальный" в названиях очагов культуры, пребывающим в этом статусе, на "Общегосударственный".  Волна возмущения заставила давать по этому поводу объяснения как депутатов НС, инициировавших поправки в законе, так и министра ОНКС. Согласно этим объяснениям, в названии соответствующих учреждений культуры слово "Национальный" остается - "Общегосударственным" становится их официальный статус, а название - пусть себе!  Словом, история мутная. Председатель Совета директоров театров и концертных организаций, заслуженный деятель искусств Рубен БАБАЯН уверен, что в законопроекте гораздо больше подводных течений, чем тезис об отмене слова "национальный", которой формально не будет.

  • КРОВАВАЯ РАЗВЯЗКА НУЖНА ТОЛЬКО ПАШИНЯНУ И ЕГО ХОЗЯЕВАМ
    2024-06-08 10:34

    Лидер христианских демократов доктор политологии Левон Ширинян в ходе очередного посещения одного из телеканалов власти, во-первых, объявил, что движение "Тавуш во имя Родины" под началом архиепископа Баграта Галстаняна финансируется из России. Во-вторых, озвучил сногсшибательный ответ собственного изготовления на им же придуманный вопрос: с какой целью Россия дестабилизирует обстановку в нашей стране? Из ответа следует, что все упирается в армию, но сначала напомню о заявлении СНБ, которое опровергло ложь журналиста Давида Левоняна о том, что Галстанян - агент КГБ, который получает из Москвы миллионные суммы на дестабилизацию.

  • НАЛОГ С ОБОРОТА: АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ СОБЛАЗН?
    2024-02-29 10:34

    Очередные изменения в налоговом законодательстве Армении по сложившейся в последние годы традиции опять-таки нацелены на ужесточение и увеличение налоговой нагрузки. В зоне внимания действующих властей на сей раз оказалась система налога с оборота.

  • УДАР ПОД ДЫХ
    2024-02-17 10:02

    Армянских гастарбайтеров обложили налогами и штрафами В Армении нет практически ни одного села, откуда на сезонные заработки не уезжала бы чуть ли не половина мужского населения. Трудовая миграция, по сути, уже стала своеобразной, пусть и неформальной отраслью армянской экономики. Помню, как годы назад, летом 2016 года я была в общине Гандзак Гегаркуникской области и беседовала на тему трудовой миграции с бывшим на тот момент главой общины Ваником Арутюняном. «Для предотвращения массовой трудовой миграции есть одна простая формула – создание рабочих мест внутри страны. Любым другим способом удержать людей не удастся. Всем понятно, что если человек не востребован у себя на родине, у него нет возможности здесь заработать, то он вынужденно уедет, чтобы прокормить свою семью» - вполне логично рассуждал мой собеседник.