Последние новости

"ДЕНЬ" ПОТЕРЯЛИ, ОСТАЛАСЬ "НОЧЬ"

Фреска "Ночь" выдающегося художника Минаса Аветисяна, возможно, не доживет до рассвета. Знаменитая работа Минаса, чудом уцелевшая в развалинах одного из заводов в Гюмри, находится на грани уничтожения. Об этом на встрече с журналистами и на странице Фейсбук заявил сын художника, председатель совета попечителей Культурного благотворительного фонда "Минас Аветисян" Арман Аветисян. Несмотря на многократные обращения в ответственные структуры, судьба этого произведения не вызывает интереса у государства.

 'ДЕНЬ' ПОТЕРЯЛИ, ОСТАЛАСЬ 'НОЧЬ'"ЭТА работа включена в список памятников культуры, охраняемых государством, однако на деле она нуждается в безотлагательных мерах по спасению, реставрации, сохранению как часть культурного наследия нашего народа", - сказал Арман Аветисян.

Фрески "Ночь" и ее "антипод" "День" созданы Минасом в 1973 г. на двух противоположных стенах ленинаканского завода "Гальванометр Омега". Эти работы стали оригинальным украшением производственного здания. Однако Спитакское землетрясение 1988 г. обвалило стены завода, а с ними и творения Минаса. Попытки восстановить это чудо настенной живописи были предприняты сразу после землетрясения, однако довести работы до конца не удалось. Как пояснил Арман Аветисян, причиной бездеятельности в отношении погибающего произведения искусства стали обычная бюрократическая неразбериха и безответственность. В те годы в ведении Минкульта имелись реставрационные мастерские, специалисты которых и занялись спасением фресок. Однако вскоре они были отозваны в Ереван, а вернувшись, застали каменные плиты с фрагментами фресок в более худшем состоянии.

Прошло более 20 лет, и уже при министре культуры РА Асмик Погосян была разработана государственная программа по сохранению и восстановлению фресок, причем не только Минаса, но и других видных мастеров - Рафаэла Атояна и Акопа Акопяна. В результате землетрясения в Ширакском марзе пострадало немало ценных образцов армянской культуры прошлого и настоящего, в их числе и фрески. Их состояние постоянно ухудшалось, многие здания, стены которых  украшали ценные росписи, были признаны аварийными и подлежащими сносу. В рамках новой программы и при содействии различных международных и зарубежных фондов и организаций было спасено немало фресок, восемь из них за авторством  Минаса. Семь фресок удалось перенести в аэропорт "Звартноц", здание Дома правительства РА, мэрию Гюмри, Дом-музей Минаса Аветисяна и т.д., а одна продолжает украшать новое здание Дома культуры общины Ваграмаберд.

 - ФРЕСКА "День" может считаться уже утраченной, от нее практически ничего не осталось, но "Ночь" сохранилась более чем на 50% - четко видны контуры, есть фотографии, по которым этой работе можно вернуть былой вид, - говорит Арман Аветисян. - У нас есть все  возможности бороться за эту фреску, которую можно назвать сказочной мечтой Минаса, настенным полотном, созданным им во всей полноте профессионализма, - говорит Арман Аветисян.

По его словам, летом прошлого года руководство Фонда "Минас Аветисян" попыталось обратить внимание нового состава Министерства культуры РА на проблему. Были направлены письма и премьер-министру страны. Новоназначенный министр Лилит Макунц пообещала выделить некоторую сумму и вновь запустить процесс консервации и реставрации уникальной фрески, однако судьба фрески "Ночь" так и осталась окутанной мраком. Специалисты уверяли, что на реставрационные работы потребуется 20-25 тысяч долларов, работа займет около двух месяцев, однако эта сумма сегодня нуждается в пересмотре.

"Работы можно разделить на два этапа: укрепление, консервацию фрески и реставрацию с последующим демонтажем и переносом в благоприятное место. В годы реализации государственной программы по сохранению фресок к ней были подключены организации и частные лица, готовые взять на себя финансирование реставрации менее поврежденных фрагментов "Ночи" и демонтаж. Хочу надеяться, что широкая общественность и бизнес-круги и сегодня будут готовы протянуть нам руку помощи. Однако спасать гюмрийскую "Ночь" надо безотлагательно: завод заброшен, фреска продолжает оставаться в зоне риска и не застрахована от негативного воздействия погоды и людей. Местные жители не осознают, какой ценностью обладают. На территории завода постоянно носится ребятня, стена отсырели. Мы устали обращаться в разные инстанции, это не дает результата", - заявил Арман Аветисян.

Глобально же, по заверению сына великого художника, для охраны подобных памятников культуры необходимо создать музей монументального искусства, где найдут пристанище уникальные фрески армянских мастеров. А пока отреставрированную фреску "Ночь" можно будет разместить в Доме-музее Минаса Аветисяна в его родном селе Джаджур. Если, конечно, у взявшего курс на оптимизацию культуры правительства до культуры руки дойдут.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ ПОДВОДИТ ОЧЕРЕДНОЙ ИТОГ
      2024-11-21 13:33

      В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
      2024-11-21 10:55

      В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.

    • ГАЯНЭ ШУШЕЦИ – ХУДОЖНИК, ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
      2024-11-20 11:03

      Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих  гармонию.

    • SER ARTSAKH: СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ
      2024-11-20 10:49

      3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФРЕСКИ ЛМБАТАВАНКА, АХПАТА И ДАДИВАНКА НА ВЫСТАВКЕ В ПАДУЕ
      2022-05-17 11:21

      "Фрески в армянских христианских церквах VII-ХIII веков" - под этим названием в итальянском городе Падуя открылась выставка, вызвавшая большой интерес у широкого круга посетителей. Выставка стала очередным мероприятием в ряду проектов, периодически инициируемых в городах Италии двумя преданными служителями армянской культуры – архитектором-реставратором Ара ЗАРЯНОМ и художником-реставратором Кристин ЛАМУРЕ. Цель выставки - ознакомить итальянскую публику с одной из малоизвестных сфер культурного наследия Армении – фресковым искусством.

    • КНИГА-АЛЬБОМ О ДАДИВАНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В ИТАЛИИ
      2022-03-04 09:55

      На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».

    • ФРЕСКИ ДАДИВАНКА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВНОВЬ
      2021-10-22 09:15

      Известные реставраторы из Италии Ара Зарян и Кристин Ламуре преподнесли на днях прекрасный подарок всем, кто интересуется армянской историей, культурой и работает над популяризацией наших ценностей в мире. Просто роскошная книга-альбом "Монастырь Дади - Дадиванк", составленная Ара и Кристин и рассказывающая на неполных 500 глянцевых страницах историю обнаружения и процесс реставрации фресок знаменитого арцахского монастыря, стала третьим их масштабным трудом, посвященным уникальному, но малоизвестному широким кругам фресковому искусству Армении.

    • ФРЕСКИ АХПАТА В АЛЬБОМЕ АРА ЗАРЯНА И КРИСТИН ЛАМУРЕ
      2021-09-07 11:48

      Потрясающей красоты и глубокого содержания книгу-альбом преподнесли на днях специалистам и любознательным читателям архитектор-реставратор Ара ЗАРЯН и художник-реставратор Кристин ЛАМУРЕ из Италии. "Ахпат. Реставрация фресок церкви Сурб Ншан, 976-991 гг., X-XIII вв." - так назвали авторы свой монументальный труд, посвященный уникальному фресковому наследию, которое дошло до нас из глубины веков и стало сегодня доступным посетителям благодаря титанической работе Ара и Кристин.