АРМЯНСКИЙ АХАЛЦЫХ (АХАЛЦИХЕ) В "КАВКАЗСКОМ КАЛЕНДАРЕ"
В "Кавказском календаре на 1852 год, изданном от Канцелярии Кавказского наместника" (Тифлис, 1851), говорится: "Постоянных жителей в Ахалцыхе — 12.374 (муж. 5.304, жен. 7.070); в том числе: православных — 3.814 (муж. 1.002, жен. 2.812), армяно-григориан — 7.288 (муж. 3.673, жен. 3.615), армян-католиков — 521 (муж. 210, жен. 311), мусульман — 18 (муж. 7, жен. 11), евреев — 733 (муж. 412, жен. 321)". С 1840 года Ахалцых (Ахалцих) — центр Ахалцихского уезда Грузино-Имеретинской, с 1846-го — Кутаисской, с 1867-го — Тифлисской губерний.
"Кроме грузин православного и армян григорианского исповедания, еще с XIV века, водворились в Ахалцых армяне-католики".
Отрывок из очерка "Ахалцых" этнографа-поэта Василия Федоровича Переваленко ("Кавказский календарь на 1852 год", Тифлис, 1851):
"Ахалцых, уездный город Кутаисской губернии, расположен при реке Посхован-чай, впадающей в Куру. Время постройки Ахалцыха неизвестно, но относится к временам отдаленным, ибо Ахалцихская область сначала составляла часть Армянской провинции Даикх (одной из 15-ти, на которые было разделено Армянское государство царем Вагаршаком во II столетии до Р. Х.), потом в XI веке перешла во власть Грузии и получила название Земо-Картли (Верхняя Карталиния или Грузия) и, наконец, вновь завоевана турками, находившись во власти их около 2-х веков".
Русский писатель-беллетрист Платон Павлович Зубов в своем труде "Картина Кавказского края, принадлежащего России" (С.-Петербург, 1835) пишет, что название провинции Даикх "означало землю Даков, народа кочевого, занимавшего, во времена Александра Македонского, значительную часть Ахалцихской области, Гурии, Абхазии и Мингрелии".
Из очерка "Ахалцых" В.Ф. Переваленко:
"В 1508 году турки, при Амурате III, овладели Ахалцихскою областью, но вслед за этим она перешла во власть персиян, от которых в 1657 году, при Амурате IV, снова была отобрана турецким полководцем Гарам-Пашею. С этого времени до 1829 года Ахалцых постоянно находился во власти турок; в этом же году, по Андриапольскому миру, заключенному между Россией и Турцией, он снова был возвращен христианству".
Турки не оставили русских в покое. В ночь на 20 февраля 1829 года 20 тысяч турок бросились на штурм Ахалцыха, защищаемого 9 ротами пехоты под начальством генерал-майора князя Василия Осиповича Бебутова (1791 — 1858), но жестокий и неожиданный приступ этот был мужественно отбит. А отряд полковника Ивана Григорьевича Бурцева (1794 — 1829), подоспевший на помощь генералу Бебутову, принудил турок отказаться от своих намерений.
Глава армянской епархии Эрзерума (главного города вилайета-области того же имени турецкой Армении; армянское название — Карин) архиепископ Карапет Багратуни, чтобы спасти армянское население города и ближайших селений от угрожающей опасности в период Русско-турецкой войны, установил тайные связи с командующим русскими войсками генерал-фельдмаршалом И.Ф. Паскевичем, содействовал продвижению русских к Эрзеруму. А 27 июня 1829-го на горе Сурб Ншан с крестом в руке он благословил их въезд в самый многолюдный город Западной Армении.
В 1829 — 1830 гг. по призыву и под предводительством архиепископа 50 тысяч эрзерумских армян (7.298 семейств) поселились в Ахалцыхе, Ахалкалаке, Цалке, Лори-Памбаке и Шорагяле. Его усилиями из монастырей и церквей Эрзерума и окрестных селений были собраны и перевезены в Ахалцых духовные и культурные ценности (помещены в нововозведенную церковь Сурб Пркич), построены в крае 60 церквей, более 100 деревень, школы Нор Карапетян в Ахалцыхе и Сурб Месропян в Ахалкалаке.
П.П. Зубов: "Армяне-переселенцы были самые полезные жители Арзрумского (Эрзерумского. — М. и Г.М.) пашалыка. Все мастерства, рукоделья, сельское хозяйство, промышленность процветали в их руках".
Отрывок из труда русского военного историка генерала Василия Александровича Потто "Кавказская война. Том 4. Турецкая война 1828 — 1829 гг." (С.-Петербург, 1887 — 1889):
"Факт переселения христиан совершился. С этих пор начинается для них новая жизнь, полная светлых надежд на будущее. Один из главных виновников этой перемены в судьбе армянского народа, архиепископ Карапет, поселился в Ахалцыхе, и там, в 1837 году, имел счастье принять у себя императора Николая Павловича, во время путешествия его по Кавказу. Перед отъездом государь предложил ему подарок. Карапет благоговейно преклонил колени и просил только милости для своего народа. "Как христианский епископ, — сказал он, — я долго поддерживал христиан в Турции, теперь поручаю их отеческому попечению христианского государя!"
"Кавказский календарь на 1850 год" (Тифлис, 1849):
"По присоединении к России, на правом берегу реки Посхован-чай заложен был новый город Ахалцых. Он расположен по плану и заключает в себе в настоящее время достаточное количество строений. К замечательным из них можно причислить собор, не вполне еще оконченный, крепость, обнесенную зубчатою каменною стеною, и крепостную мечеть, обращенную в 1846 году в церковь".
Кстати, название Ахалцых (Ахалцихе) производится от грузинских слов "ахал" — "новый" и "цихе" — "крепость", т. е. "новая крепость".
"Главнейшая дорога из Ахалцыха в Тифлис, старанием Корпуса путей сообщения подполковника Акима Эспехо в 1828 году, менее чем в три недели приведена в очень хорошее состояние", — подчеркивает П.П. Зубов.
"Ахалцых, уездный центр, расстояние от С.-Петербурга — 2.787 верст (верста: 1066,8 м. — М. и Г.М.), Москвы — 2.109, Одессы — 1.845, Тифлиса — 204" ("КК на 1846 г.").
* * *
"Кавказский календарь на 1849 год" (Тифлис, 1848):
"Несмотря на гористые и довольно трудные дороги, ведущие в Ахалцых из Турции, город этот, как пограничный пункт, имеет довольно хорошую торговлю привозными товарами, из которых большая часть остается на потребление самого города, а некоторые только отправляются в Тифлис на продажу. Торговля эта находится в руках евреев, с давних лет имеющих оседлость в Ахалцыхе. Переселенцы из армян, составляющие главную часть народонаселения города, принимают в этой торговле меньшее участие, и занимаются наиболее ремеслами".
П.П. Зубов утверждает: "Со времени водворения армян из Арзрума, мануфактурная промышленность в Ахалцыхе сделала важные усовершенствования: завелись оружейные мастера, славящиеся красивой и добротной отделкой своих произведений; устроены кожевенный завод, красильни, шелкомотальни и другие заведения".
"Ремесленников в Ахалцыхе: золотых дел мастеров 10, шелковых 30, красильщиков 6, хлебников 12, портных 20, сапожников 26, башмачников 15, цирюльников 10, подковщиков 15, седельщиков 8, кузнецов и слесарей 25, кинжальщиков 12, ружейников 5. Заводов: кирпичных 2, кожевенных 1, мыльных 1, свечных 1, мельниц 2. Материалы для заводов приобретаются в окрестности города" ("КК на 1852 г.").
"Кавказский календарь на 1849 год" (Тифлис, 1848):
"Из товаров, привезенных в 1846 году, огромное количество простого бумажного холста, называемого бязью "Америкою", которая с недавнего времени выделывается в Александрии на фабричных станках, и, по причине происхождения из владений турецких, пропускается с 5-ю процентною пошлиною, тогда как таковая бязь, выделываемая в Европе, по сухопутной границе с Турцией и Персией считается запрещенною. Данное разрешение в пропуск в Ахалцых этой ткани поощрило торгующих к значительным в Египте заказам; но сбыт за Кавказом больших партий александрийской бязи не удовлетворил ожиданий купцов, и потому они в 1847 году прекратили почти совсем ее привоз, вероятно до продажи прежних запасов.
Ахалцихские купцы почти исключительно снабжают Тифлис курительным табаком из Требизонда и других мест Турции. Кроме сего Ахалцых доставляет Закавказскому краю турецкие полушелковые изделия: "шам-аладжи", "гез", "кутни" и т. п.".
Отрывок из труда П.П. Зубова "Картина Кавказского края…":
"Ахалцых производит внешнюю торговлю с Арзрумом, Тифлисом, Эриванью, Константинополем, Трапизонтом, Гурией и Мингрелией. Получая из Арзрума разные шелковые и шерстяные изделия азиатских фабрик, пушной товар, лучший курительный табак и принадлежности к оному, как-то: янтарные мундштуки, чубуки, кальяны и трубки; из Ливанского санджака: лимоны, деревянное масло, плоды всякого рода, простой табак и кожи; из Константинополя и Трапизонта: розовое масло, пряные коренья, мундштуки и прочее. Все это отвозят в Тифлис и продают на деньги или променивают на сахар, чай, вина, сукна и всякого рода европейские изделия. Из Эривани получаются: хлопчатая бумага, шелк и сарачинское пшено; из Имеретии: фрукты, водка и вино; из Гурии: кукуруза, мед и воск".
Необходимо пояснить, что название современного города Трабзон в Турции у наших авторов, на которых мы ссылаемся — Требизонд, Трапизонт — у армян на слуху как Трапезунд.
А "сарачинское пшено", которое получали из Эривани, это не что иное, как… рис. Впервые рис был завезен в Россию из Средней Азии во времена правления Петра I. Тогда его называли "сарацинским пшеном" или "сарацинским зерном". Дело в том, что "сарацинами" на Руси называли мусульманские народы, поэтому рис, поступавший с Востока, "от сарацин", получил такое название. Русское название "рис" появилось в конце XIX века.
"Кавказский календарь на 1849 год" (Тифлис, 1848):
"Вывоз из Ахалцыха за границу состоит наиболее из предметов, выделываемых в самом городе живущими в нем армянами-ремесленниками из эрзерумских переселенцев. Из сырых произведений отвозятся в особенности кожи. Русских товаров почти не вывозится, и один только пеньковый тик требуется в малом количестве за границу".
* * *
"Кавказский календарь на 1852 год" (Тифлис, 1851):
"Городской земли в Ахалцыхе 1.100 десятин (десятина: 1,09 га. — М. и Г.М.), в том числе под выгоном удобной и неудобной 1.000 десятин, собственно под городскими зданиями и улицами 100 десятин. В городе домов каменных 2.236, деревянных 127; лавок 625, улиц 18, площадей 4, мостов 7, постоялых дворов (караван-сараев) 6, трактиров 1, питейных домов (духанов) 36, кофеен 12.
Для полицейского заведывания город разделяется на три части. Кроме полиции имеются: Уездное управление, Джагисманская карантинно-таможенная застава, почтовая контора, уездное и приходские училища, армяно-григорианское духовное училище и армянское духовное правление.
Духовенства (белого): мужского пола 22 (православного — 3 русских и 19 армяно-григориан), женского — 46 (8 русских и 38 армяно-григориан); православного (черного): мужского пола 3; церковнослужителей: мужского пола 22, женского — 34. Духовенства мусульманского — нет.
Дворян: мужского пола 14, женского — 29; чиновников и приказнослужителей: мужского пола 58, женского — 63; казенных крестьян: мужского пола 5.304, женского — 7.070; отставных солдат: мужского пола 6, женского — 9".
"Кавказский календарь на 1851 год" (Тифлис, 1850) сообщает, что на Выставке произведений Закавказского края 1850 года, проходящей в залах тифлисской гимназии, "ахалцихскому жителю Мамиконову за разведение персидских грушек присуждена поощрительная награда — Похвальный отзыв".
"Персидская грушка", или "Желтая ягода", представляет высушенный плод различных видов придорожной иглы и употребляется в довольно значительном количестве в красильном и ситцепечатном деле для получения желтого цвета. Лучшим красильным материалом являются не вполне спелые, еще зеленые, но уже налившиеся ягоды. При крашении в гладкие цвета "грушка" употребляется только для окрашивания шерсти; в ситцепечатном деле — для приготовления желтых запарных красок. В комбинации с синими красками получаются различные зеленые оттенки. "Грушка" употребляется также для окрашивания кожи и в обойном производстве.
"Кавказский календарь на 1846 год" (Тифлис, 1845):
"Ахалцихское уездное управление.
Начальник: коллежский асессор Егор Герасимович Запорожченко, уездный судья: коллежский асессор Анисим Андреевич Люлин, уездный прокурор: губернский секретарь Николай Григорьевич Роговенко, уездный землемер: титулярный советник Александр Иванович Прибыльский, уездный казначей: коллежский регистратор Иван Павлович Кавтарадзе, уездный попечитель Государственных имуществ: губернский секретарь Феофилакт Авксентьевич Кршицкий, уездный подлесничий: капитан Петр Семенович Закускин, ахалцыхский городничий: губернский секретарь Константин Иванович Цацкин".
Ахалцых управляется Градской полицией:
"Следственный пристав — штабс-ротмистр Матвей Григорьевич Данилов; квартальный надзиратель — губернский секретарь Григорий Иванович Асланов; канцеляристы — Карапет Лазаревич Кучюмчибашев и дворянин Лука Иванович Бакрадзе; письмоводитель — коллежский секретарь Парсег Погосович Тер-Михаилов" ("КК на 1855 г.").
Следственным приставом значится прапорщик Сергей Исаакович Азарапетов ("КК на 1858 г."). В "КК на 1859 — 1860 гг." он представлен как пристав полиции в чине подпоручика.
* * *
"Кавказский календарь на 1846 год" (Тифлис, 1845):
"Грузинская епархия Армяно-Григорианской Церкви.
Епархиальный начальник: архиепископ Карапет.
Ахалцихское духовное правление. Члены: викарный — епископ Геурк Тер-Давыдов; протоиереи — Григорий Тер-Степанов, Аветик Асланов; письмоводитель — Григорий Аркадьевич Тер-Оганесов (Тер-Иоаннесов)".
В последующие годы членами Ахалцихского духовного правления состояли: викарный — протоирей Аветик Вардапетов ("КК на 1849 — 1850 гг."); протоиереи: Аветик Амамов и Микиртич Тирацу-Арутюнов ("КК на 1849 г."); священники: Карапет Тер-Грикуров ("КК на 1849 г."), Иоаннес Арванов ("КК на 1851 г."), Авраам Казазянц ("КК на 1852 — 1860 гг."), Кеворк Овакимянц ("КК на 1857 — 1860 гг."). "КК на 1860 г." сообщает о назначении викарным архимандрита Григория Сакинянца.
Епархиальный начальник Карапет (Ованес Багратуни; 1779 — 1856, Ахалцых) родился в селе Унут Эрзерумского вилайета турецкой Армении. В 1801 году был рукоположен в архимандриты, получив имя Карапета, а в 1811-м Католикосом всех армян Ефремом I Дзорагехци был рукоположен в епископы, вскоре получил и сан архиепископа. В январе 1837 года Католикос всех армян Ованес VIII Карбеци назначил архиепископа Карапета начальником новосозданной Грузино-Имеретинской армянской епархии. На этой должности он остался до конца жизни. Осенью 1853-го, когда началась Крымская война и турки вплотную подошли к Ахалцыху, в первых рядах защитников города находился убеленный сединой архиепископ Карапет.
"Кавказский календарь на 1846 год" (Тифлис, 1845):
"Армяно-католическая церковь. Управляющий Армяно-католическим духовенством Закавказского края: архимандрит Павел Шахгулов.
Благочинные. Священники в г. Ахалцыхе: Антон Тер-Хуцианов, Петрос Тер-Харисчаров, Григорий Тер-Зарафов (Григор Зарафьян), Осеп Тер-Галустов".
Благочинный в г. Ахалцыхе: священник Тер-Ованес Иеремов ("КК на 1851 г."); настоятели в г. Ахалцыхе: в новом храме — священник Тер-Акоп Апкаров-Читчиан; в старом — священник Оганес Тер-Аствацатуров ("КК на 1858 г.").
"Кавказский календарь на 1852 год" (Тифлис, 1851):
"Церквей: православных — 2, армяно-григорианских — 4, армяно-католических — 2, римско-католических — 1, еврейская синагога — 1".
* * *
"Кавказский календарь на 1846 год" (Тифлис, 1845):
"Ахалцихское уездное училище: число учащих (учителей. — М. и Г.М.) 6, учащихся 62 (открыто 1 августа 1831 г.). Штатный смотритель — коллежский секретарь Григорий Месропович Эриванцов, законоучители исповеданий: православного — священник Георгий Гамрекелов, армяно-григорианского — архидиакон Микиртич Лазарев, магометанского — Амир Али-оглы; учителя — Константин Фаддеевич Минасов и Сергей Осипович Мелисов. В библиотеке училища имеется 139 учебных пособий".
Константин Фаддеевич Минасов в "КК на 1849 г." значится "учителем 2-х высших классов" в чине "губернского секретаря". Этот же выпуск "Календаря" сообщает о новом назначении: "учитель 1-го класса Егор Григорьевич Тер-Грикуров". Законоучитель армяно-григорианского исповедания — священник Тер-Акоп Суренянц, он же учитель армянского языка ("КК на 1851 — 1860 гг."), и почетный смотритель, потомственный почетный гражданин Вартан Богданович Аршакуни ("КК на 1857 — 1860 гг.") занимают особое место в истории Ахалцихского уездного училища.
Сын учителя истории религии армянского языка священника Тер-Акопа Суренянца — Вардгес Акопович Суренянц (1860 — 1921) — родился в городе Ахалцых. Мальчику едва исполнилось 7 лет, когда его отца перевели в город Симферополь настоятелем армянской церкви.
Семья Суренянц тесно подружилась с маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 — 1900), жившим в Феодосии. Однажды вместе с великим художником священник Тер-Акоп ездил в Бахчисарай, взяв с собой совсем еще маленького Вардгеса. В той поездке мальчишка делал зарисовки ханского дворца, в которых Иван Константинович увидел задатки большого таланта.
Вардгес Суренянц — автор картин на исторические и историко-бытовые сюжеты: "Семирамида у трупа Ара Прекрасного", "Возвращение царицы Забел на трон", "Соломея", "Портрет Мкртыча Хримяна".
О потомственном почетном гражданине Вартане Богдановиче (Аствацатуровиче) Аршакуни пишет в своей замечательной книге "Армяне и Баку" (1850-е гг. — 1920 г.) Хачатур Дадаян:
"Там, где Кура впадает в море, река делится на два рукава, куда на нерест приплывают косяки осетровых. Тут было так много рыбы, что это место получило название Божий промысел. Именно этот промысел в 1847 г. в аренду у государства взял Вартан Аствацатурович Аршакуни. В 1853 г. он передал военному губернатору Шемахи генерал-майору Чиляеву несколько жестяных банок с икрой и попросил отослать их в столицу. В Петербурге были настолько довольны качеством присланного продукта, что в 1854 г. Аршакуни отправил туда 200 банок, а в 1855 г. — 160 кг икры.
Фактически, как нам кажется, он был первым, кто с целью долговременного хранения икры придумал способ ее герметичной закупорки в жестяных банках, после чего и началась мировая "одиссея" икры. Прибавим также, что Аршакуни был одним из самых авторитетных людей своего времени: в 1858 — 1860 гг. он был мэром Тифлиса, ему принадлежал знаменитый, построенный с восточной роскошью караван-сарай. Вартан Аршакуни был почетным смотрителем Ахалцихского уездного училища, он завещал 500 тыс. рублей на основание училища для сирот и неимущих детей".
Вартана Аршакуни не стало в 1862 году.
"Кавказский календарь на 1852 год" (Тифлис, 1851):
"Учебных заведений в Ахалцыхе: светских — 5, в них учащихся 140; уездное училище — 1, учащихся 78; приходских школ — 4, учащихся 62; духовное армянское училище — 1, учащихся 100".
Марина МИРЗОЯН, Гамлет МИРЗОЯН, ИА REGNUM
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 19:39
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель в ходе пресс-конференции в четверг отреагировал на новость о выдаче ордера Междунардного уголовного суда (МУС) на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и экс-министра обороны страны Йоава Галанта.
-
2024-11-21 19:37
Министерство обороны Армении опубликовало концепцию реформирования Вооруженных сил РА, предусматривающей, в частности, сокращение до 2027 года срока обязательной воинской службы.
-
2024-11-21 19:36
Глава МИД Турции Хакан Фидан призвал Армению и Азербайджан не упускать "историческую возможность" для мира.
-
2024-11-21 19:02
Создание общего рынка газа ЕАЭС может быть сдвинуто на 2030 год или на неопределенный срок. Об этом в эксклюзивном интервью DW рассказал министр энергетики и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.
-
2024-09-16 09:57
Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?.. Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.
-
2024-05-27 15:05
Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.
-
2023-11-24 10:25
О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.