Последние новости

"СЕВАН ЧЕТВЕРЫХ" В ГАЛЕРЕЕ "САРКИС МУРАДЯН"

Казалось бы, художественная выставка, приуроченная к 8 марта и последующим женским праздникам, должна содержать экспонаты, связанные с женщинами, материнством, весной, цветами,  вызывать у посетителей лирическое настроение, настраивать на романтический лад. Такого рода ожидания усиливаются в том случае, если ее организаторы и участницы - женщины, имеющие большой опыт в изобразительном искусстве, а в творческой сокровищнице - десятки и даже сотни произведений искусства, в том числе посвященных теме красоты.

 'СЕВАН ЧЕТВЕРЫХ' В ГАЛЕРЕЕ 'САРКИС МУРАДЯН'ОДНАКО в галерее "Саркис Мурадян" к вопросу подошли иначе. Выставка "Севан четверых", открывшаяся здесь в канун женского праздника, однозначно вызвала в душах собравшихся те самые лирико-романтические чувства, продемонстрировав в то же время особенность характера армянских женщин-творцов - быть начеку, видеть шире и размышлять глубже, использовать силу и красоту искусства не только для того, чтобы ласкать чей-то глаз, но и во имя решения глобальных проблем. Именно поэтому в центре выставки "Севан четверых" наше озеро, рассмотренное из известного Дома творчества художников в Шорже.

"Галерея "Саркис Мурадян" функционирует почти 5 лет, за этот период мы организовали более 40 выставок. Нынешний год начали несколько тяжело, никак не могли раскачаться, но к 8 марта я задумала реализовать выставочный проект с участием художниц-женщин, - рассказывает основательница галереи Заруи МУРАДЯН. - По ходу беседы с подругами-коллегами выяснилось, что все мы, работающие в разных жанрах и стилях, имеем некую общность: мы прошли кузницу шоржинского Дома отдыха художников, где начинался путь в мир искусства сотен художников и скульпторов разных поколений. Именно в Шорже мы обретали творческий и жизненный опыт, проводили незабываемые годы молодости и творчества, учились живописать, исследуя линии, формы и краски севанских пейзажей и оглядываясь на мастеров армянского изобразительного искусства, отдыхающих по соседству. Сегодня мы продолжаем ездить за вдохновением в нашу шоржинскую обитель, несмотря на то что ее состояние оставляет желать много лучшего. Новое руководство Союза художников Армении планирует заняться ее возрождением, так как она находится в удручающем состоянии. Выставкой "Севан четверых" мы хотим привлечь внимание к нашей Шорже не только любителей искусства, но и широкой общественности".

 'СЕВАН ЧЕТВЕРЫХ' В ГАЛЕРЕЕ 'САРКИС МУРАДЯН'ВМЕСТЕ с работами Заруи Мурадян в экспозицию вошли картины Ануш АРАКЕЛЯН, Лусин МАМЯН и Ануш ЧУБАРЯН. Всего набралось 58 работ, созданных в разные годы, но это далеко не все посвящения талантливой четверки Севану и Шорже. Как заметила Ануш Аракелян, Севан - один из главных героев творчества каждой из художниц, верный натурщик, терпеливо позирующий им из года в год, преданный учитель, годами помогающий набираться опыта и оттачивать технику, крепнуть профессионально, отрабатывать мастерство. Однако из общего арсенала художницы отобрали те работы, которые смогли стать частью общего мозаичного панно мартовской экспозиции.

По словам Заруи Мурадян, выставка "Севан четверых" не похожа на другие экспозиции, организуемые женщинами, здесь нет и намека на салонный стиль, наоборот, присутствует крепкая живопись авторов, каждая из которых самобытна, имеет свой почерк и свое видение мира. Действительно, знатоки Севана сразу подмечают разницу красок, использованных художницами. Так, рядом с полотнами Заруи Мурадян, на которых севанские пейзажи поданы в золотисто-коричневых тонах и, вероятно, сделаны ближе к сентябрю или непосредственно после зимы, представлены картины майско-июньского Севана Ануш Аракелян. При этом работы обеих художниц отличаются драматизмом природы и драматургичностью сюжетов, представленных в, казалось бы, обычных пейзажных зарисовках. Для Ануш Чубарян Севан - это форма и цвет, ее абстрактные полотна похожи на виды Севана сверху: художница словно задумала объять озеро целиком, в единстве линий и красок. Акварельные картины Лусин Мамян чем-то напоминают китайские пейзажи: при небольшом наборе изобразительных средств художница смогла достичь полноты, рельефности и выразительности рисунка. Однако краски, взятые Лусин Мамян у природы, сугубо армянские. Впрочем, как и у остальных художниц "севанской четверки".

"Севан и Шоржа - неотъемлемая часть жизни многих армянских художников, проводящих здесь почти половину года. Мы ездили сюда на отдых в летний сезон, а конец весны - начало июня и сентябрь всегда были периодом творческого заезда, севанского пленэра, когда художники и скульпторы съезжались сюда именно для работы, - вспоминает Ануш Аракелян. - В Шорже всегда интересно, здесь можно было встретить несколько поколений художников одновременно, в их числе и именитых, таких как Лавиния Бажбеук-Меликян, Армине Каленц, Габриэл Гюрджян, Акоп Гюрджян, Седрак Аракелян, Эдуард Исабекян, Сурен Сафарян-старший и многих других, с кем мы, тогда начинающие живописцы, чувствовали себя равными. Кроме художников в летние месяцы здесь отдыхали и деятели других видов искусства: писатели, музыканты, а иногда и представители других профессий. Приезжали и международные группы: здесь мы познакомились, например, с Цирой Каландадзе. В нашей Шорже создавалась атмосфера общения с деятелями искусства разных мировоззрений, школ, национальных традиций, подстегивающая к  творчеству. Всех нас, с 1974 г. отдыхавших и творивших здесь, до сих пор называют "шоржинцами".

ХУДОЖНИЦЫ вторят: природа Севана столь неповторима и переменчива, все меняется буквально каждую минуту, час, месяц, год, что ее можно рисовать бесконечно, и каждый раз получаются непохожие картины. Природа Севана вдохновляет не только живописцев. Огромные валуны и каменистые берега вызывают в воображении скульпторов образы их будущих творений, здесь хочется сочинять стихи и сказки, смотреть на звезды, размышлять о мироздании и вступать в научные дискуссии. Все эти настроения так и льются с полотен авторов выставки "Севан четверых".

Заруи Мурадян и Ануш Аракелян сетуют, что за последние десятилетия Дом творчества художников в Шорже пришел в упадок и нуждается в капитальном ремонте. Но это еще можно исправить - своими силами и при спонсорской поддержке. Боль вызывает другое: есть уничтоженные уголки природы, оставшиеся лишь в памяти и творениях "шоржинцев". Лодки, запечатленные в полотнах художников, ушли под воду, на месте камней, являвшихся неотъемлемой частью Севанского заповедника, выросли строения-сооружения. На стройматериал пущены и скалы, которые некогда рисовали Армине Каленц, Лавиния Бажбеук-Меликян и сами участницы экспозиции "Севан четверых". Призыв выставки - сохранить и возродить творческую Шоржу, чтобы обеспечить преемственность поколений в масштабном для армянской живописи направлении "севанский пейзаж" и передать творческую Шоржу потомкам. Чем не женский подход к выставке?

Галерея (11 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2023-08-01 09:15

      "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".