Последние новости

"АРМЯНСКИЙ ФАБЕРЖЕ" РИСУЕТ ДЖАЗ

Войдя в мастерскую Саркиса Саакяна, сразу получаешь ударную дозу позитивной энергии. В прихожей, полностью обложенной и обвешанной его картинами, царит атмосфера буйства цветов, собранных в тот или иной живописный сюжет. Срежиссировал их сам художник, умело организовав игру красок, которые на его полотнах то выступают в роли главных героев, то собираются в дуэты, трио, ансамбли.

 Саркис СаакянСАРКИС СААКЯН начал серьезно рисовать два года назад. Профессиональный ювелир, прославившийся по всему миру как "армянский Фаберже", он много лет занимался созданием ювелирных украшений, а в 1994 г. решил попробовать себя в ювелирно-скульптурном дизайне, продолжив традиции знаменитого российского ювелира Карла Фаберже. Тематические пасхальные яйца стали для Саркиса Саакяна поприщем, позволившим выйти за рамки обыденных ювелирных традиций, дать волю воображению и собственным эстетическим воззрениям. Именно в этом виде декоративно-прикладного искусства Саркис полностью раскрылся как творец и предстал перед широкой мировой общественностью, сразу оценившей его талант и мастерство.

"В живописи есть разные направления и виды, в том числе и монументальное, одним из ярчайших представителей которого был мексиканец Альфаро Сикейрос. Так вот пасхальные яйца для меня являются монументальным направлением в ювелирном искусстве. Именно работа над этими изделиями позволяет использовать все виды ювелирной техники: чеканку, гравировку, огранку, монтировку и т.д., превращая ее в многогранный творческий процесс. Более того, если при изготовлении обычных украшений я как автор ограничен в идейно-тематическом плане, то в пасхальные яйца я вкладываю идею и создаю эксклюзивные произведения искусства, которые в авторском смысле принадлежат только мне", - рассказывает Саркис Саакян.

УНИКАЛЬНЫЕ овальные скульптурки Саркис создает по своему усмотрению и по заказу. Среди первых нередки изделия на тему животного мира, ко вторым же мастер подходит индивидуально, основываясь на особенностях заказчика, - его профессии, роде деятельности, стране, выходцем которой он является, а также персональных характеристиках, чертах, привычках и многом другом. То есть, прежде чем приступить к созданию персонализированного пасхального яйца, Саркис Саакян собирает "досье" на заказчика, опираясь на которое и создает именное яйцо.

За четверть века творчества в статусе "армянского Фаберже" Саркис изготовил немалое число ювелирных яиц из горячей эмали, металла - золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Каждое из них, как родное дитя мастера, имеет свое имя. Яйца не просто отличаются необычным внешним дизайном и филигранной работой. Саркис Саакян сохранил фишку своего российского предшественника - сюрприз, скрытый внутри каждого яйца.

Так, на верхушке яйца под названием "Корона Российской империи" мастер расположил прототип знаменитой короны, а внутри -  ювелирную скульптурку храма Христа Спасителя. Работа, покрытая эмалевым флагом США, сделана в память о трагических событиях 11 сентября 2001 года. Внутри - башни Всемирного торгового центра Нью-Йорка, в которые врезались захваченные террористами самолеты. Башни Саркис не случайно изготовил из прозрачных топазов: визуально здания есть, но в них пустота. С большой долей юмора сделано яйцо, адресованное бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову: за миниатюрными фигурками мэрии, кремля и храма Христа Спасителя трудно угадать сюрприз - знаменитую кепку Лужкова. Добрую улыбку вызывает и яйцо, посвященное Винсенту Ван Гогу. Как говорит Саркис Саакян, идея этой работы возникла после посещения Лувра. Яйцо напоминает овальную зеленую полянку, усеянную подсолнухами, а внутри спрятан мольберт Ван Гога с картиной "Подсолнухи".

В богатой коллекции ювелирных яиц Саркиса Саакяна есть также изделия на  японскую, армянскую, индийскую и другие национальные темы. Каждая работа самобытна и типична одновременно, в них чувствуются огромная эрудиция автора, его безудержный полет мысли и огромный художественный вкус. Яйца "армянского Фаберже" хранятся в крупных галереях и частных коллекциях разных стран. Среди владельцев не только знатоки и ценители ювелирной скульптуры, но 24 иностранных президента. Свои уникальные экспонаты из горячей эмали мастер не раз выставлял в самых престижных залах мира, участвуя в крупных международных выставках, организуя свои персональные экспозиции. Судьба не раз сводила его с крупными политическими и культурными деятелями. Саркис Саакян был приглашен и к Индире Ганди, которой подарил одну из своих  работ. Для Шарля Азнавура он украсил бокал, пожелав великому шансонье всегда иметь армянское вино и пить его из этого бокала. 

"ЯЙЦО - символ начала жизни. Оно ознаменовало для меня и начало нового творческого пути, - говорит, улыбаясь, Саркис. - Еще меня привлекает в этом деле эмаль, которая палитрой цветов близка живописи. Исходя из задачи конкретной работы я выбираю тот или иной цвет и начинаю "химичить".

Еще один нюанс: Саркис всегда работает под свою любимую музыку - джаз, импровизационная суть которого также побуждает его отталкиваться от основной темы и по ходу придумывать ее творческое развитие. Под звуки джаза он также начал рисовать свои полотна, поставив знак равенства между джазовой музыкой и абстрактной живописью. По признанию Саркиса, два года назад, после последней ювелирной выставки за рубежом, он решил немного отдохнуть. Однако для Саркиса, человека с бурной фантазией, неугомонного по натуре, пауза в ювелирном деле в очередной раз ознаменовалась сменой творческих состояний. Как говорит мастер, "решил просто порисовать для души, а потом живопись так меня затянула, что до сих пор не могу оторваться". За два года он написал 240 картин разных размеров, одну интереснее другой.

АБСТРАКТНАЯ живопись для Саркиса-художника - это настроение, эмоция, состояние души, передаваемые при помощи цвета. Тут нет необходимости искать идейный смысл: картина нравится, привлекает с первого взгляда или нет. Именно так подходит к абстракции Саркис Саакян, так оценивает его работы и пока еще ограниченное число зрителей - родные, друзья, редкие коллеги. Саркис не спешит продавать картины и выставлять их. Правда, одна из живописных работ успела попасть на международную выставку "Гран-пале", прошедшую в феврале в Париже под патронатом президента Франции  Эммануэля Макрона. Совсем скоро живопись Саркиса Саакяна будет представлена и отечественной публике.  С 11 по 20 мая в Союзе художников Армении пройдет персональная выставка его работ в обоих жанрах:  живописи и ювелирной скульптуре. Ювелир и художник в одном лице - подобный феномен довольно редок в искусстве.

Фото Овика МАЛЯНЦА

Галерея (5 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.

    • "ВОССТАНИЕ" ЕРВАНДА КОЧАРА ВЫШЛО ИЗ СТЕН МУЗЕЯ
      2024-04-19 11:15

      Итальянскому муралисту Фабио Мария Феделе понадобилось 15 дней, чтобы украсить одно из зданий Еревана увеличенной в разы копией картины "Восстание" Ерванда Кочара. Арт-менеджеру Давиду Хачатряну и директору кочаровского Дома-музея Карине Кочар пришлось потрудиться больше 6 месяцев, чтобы вынести это полотно из музея и сделать его достоянием ереванцев и гостей столицы.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • БАБКЕН СИМОНЯН: «РАЗДУМЬЯ ПЕРЕД АРАРАТОМ»
      2024-04-12 09:29

      Презентация сборника стихов «Раздумья перед Араратом» известного поэта, писателя, переводчика Бабкена Симоняна вылилась в теплую встречу с друзьями, коллегами и поклонниками его творчества. На цокольном этаже Малого концертного зала «Арно Бабаджанян» собрались все, кому дорога и понятна его литература, кто разделяет его взгляды и ценит в нем не только писательский талант, но и верность собственному кредо – служить Родине.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".

    • ОН КИСТЬЮ ВОЗРОЖДАЛ АРМЕНИЮ – 75 ЛЕТ НАЗАД НЕ СТАЛО АРШИЛА ГОРКИ
      2023-04-24 10:05

      Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.