"ПОХОЖЕ, МЫ НЕ НУЖНЫ СТРАНЕ"
В интервью "ГА" доктор биологических наук, заведующий лабораторией клеточной биологии и вирусологии Института молекулярной биологии НАН РА Завен КАРАЛЯН говорит об отношении к науке в Армении.
- Г-н Карaлян, как вы считаете, какие шаги должно предпринять государство, чтобы создать нормальные условия для развития науки Армении?
- Во-первых, роль науки, ее влияние на экономику, общество, статус страны должны быть адекватно оценены на государственном уровне, разумеется, если мы не хотим равняться на Зимбабве и Конго. Напомню, что во многих серьезных источниках страны ранжируются по уровню развития науки. Это не только вопрос престижа, это уровень развития страны, общества, безопасности. Эти данные есть в открытом доступе. Поэтому все нормальные страны уделяют науке повышенное внимание. Вопрос стоит однозначно: или создаются условия для развития науки и использования ее результатов, или мы занимаем место в числе средних африканских стран. Выбор - за нами. Легко предвидеть возражения: по принятым в мире критериям оценки научной деятельности, в том числе по публикациям в авторитетных международных изданиях, Армения все еще занимает очень приличное место. Но это не навсегда. Ситуация меняется, и не в лучшую сторону, что неизбежно повлечет за собой самые нежелательные последствия.
- Вы имеете в виду, что нужно увеличить финансирование науки?
- Я скажу то, что не понравится всем, особенно ученым. С учетом возможностей Армении и реальной ситуации увеличение финансирования научных исследований не является первостепенной задачей. Сначала надо серьезно разобраться, кто в Армении действительно делает науку, а кто притворяется ученым. Критерии известны и приняты во всем мире.
- Но ведь в науке, как и в любой другой сфере, все не могут быть гениями, выдающимися учеными, средние тоже нужны…
- Гениев давно нет, и я не говорю, что надо выбросить из науки всех слабых и оставить исключительно сильных. Но нужно понять, кто есть кто, сделать так, чтобы не было уравниловки, чтобы те, кто действительно отдает жизнь науке и получает результаты, признаваемые на мировом уровне, не оказывались в равном положении с теми, кто только создает видимость исследовательской деятельности. Те, кто говорит, что оценивать научную результативность трудно, лукавят. Есть рейтинги, принятые в мире критерии. Если человек говорит, что надо оценивать тезисы, значит, он не хочет заниматься наукой. Утверждающие, что нужно публиковаться во внерейтинговых журналах, лгут. Только статьи - и только в международных цитируемых журналах! Кто-то скажет, что мы идем "своим" путем, но этот "свой" путь нам навязывают люди, которые не соответствуют принятым в мире критериям. Если решить хотя бы этот вопрос, окажется, что выделяемых на науку средств не так уж мало и не это главная проблема науки.
- Но ведь вопрос не только в том, хватает ли зарплаты ученого на сносную жизнь... Сами исследования требуют средств, нужно оснащать лаборатории, приобретать оборудование…
- Обновление оборудования идет, на тех приборах, которые сейчас есть в большинстве институтов биологического профиля, вполне можно работать, не хватает реагентов, которые дорогие. Поэтому многие анализы приходится посылать за границу. За исключением нескольких дорогих приборов, основное оборудование, необходимое для биологических исследований, если это "секонд хенд", можно приобрести по цене в пределах от 500 до 2000 долларов. И практически любой институт может себе позволить такие траты. А эти приборы можно еще долго использовать. Это не тот фактор, который позволяет говорить, что с наукой плохо, потому что не хватает денег. Но я говорю только об институтах биологического профиля. Возможно, для других наук проблема финансирования более актуальна.
- Но ведь мизерные зарплаты ученых - свидетельство их общественного статуса, отношения государства к науке…
- Настоящий ученый - это человек, фанатично преданный науке, он работает не ради денег, а потому, что не может жить по-другому. Если не хватает на жизнь, значит, нужно подрабатывать преподавательской деятельностью.
- Но жить на что-то все-таки надо. И когда ученый бегает из одного вуза в другой, читает лекции, чтобы заработать и покрыть элементарные нужды, это неизменно сказывается на его научной продуктивности. Молодые люди приходят в науку, защищают диссертации, потом убеждаются, что на зарплату ученого невозможно создать семью, растить детей, уходят в лучше оплачиваемые сферы. Наука теряет молодые кадры, в том числе перспективные.
- В фундаментальную науку такой страны, как Армения, в год должно приходить 50-60, максимум 100 человек. Из них примерно половина - юноши, и их нужно освобождать от армии. Прежде у нас эта система хотя и не очень хорошо, но работала. Проблема была в том, что кроме тех, кто освобождался обоснованно, не шли служить и многие другие. Я против ограничения призыва в армию. Служить должны все здоровые, но если 40 человек в год, которые могут принести пользу науке, будут освобождаться, это не снизит боеспособность армии. Если этого не сделать, армия получит плохого солдата, а наука потеряет перспективного ученого. Но критерии в науке надо ужесточить, в том числе требования к кандидатской диссертации, чтобы освобождались именно те, кому положено. В этом плане в последнее время кое-что было сделано, но этого недостаточно. Причем в год должно защищаться не более 100 диссертаций. Если ничего не менять, молодые люди перестанут идти в науку.
Еще один вопрос, которого я бы хотел коснуться, - тендеры. Возможно, это хорошо, когда речь идет о больших суммах, но, когда объявляется тендер на 50-100 тысяч драмов, это излишняя морока с бумагами. Но самое плохое даже не это. Нам покупают не то, что нам нужно, а то, что дешево. Я сам на этом горел не раз. Пишешь, что нужны какие-то определенные реагенты, а покупают некачественную, но зато дешевую продукцию. В результате теряешь деньги, которые удалось достать с большим трудом. Представим невероятное, что научный институт стал воровать деньги. Сколько можно украсть за год? Ну 2-3 млн драмов. У нас больше никто не ворует? Эта сумма все решает? В реальности воровство в научных институтах давно прекратилось. А тендерная система закупок просто заставляет тратить большие деньги на фирмы-паразиты и терять время. Еще раз повторюсь: речь идет об очень небольших суммах денег. И ведь науку надо представлять! Если посмотреть на машины, которые ездят по улицам, то многие из них - бюджет 2-3 институтов! Нам просто мешают заниматься наукой! Дело не в финансах, а в мелочной опеке и в недопонимании роли науки в современном мире.
- И все-таки вернемся к вопросу оплаты труда ученого. Люди менее образованные, которые занимаются менее важной деятельностью, получают огромные зарплаты и премии! Почему же ученый должен зарабатывать меньше дворника?
- Кто получает необоснованно большую зарплату - другой вопрос. Но в первую очередь надо повышать зарплату тем, кто стоит на границе, обеспечивает наше физическое существование и государственную безопасность. Мы уже когда-то не хотели кормить свою армию и поэтому кормили чужую (цитата не моя), потеряли земли. В первую очередь надо повысить зарплаты военнослужащих. Иначе мы можем потерять все, в том числе и жизнь, и возможность заниматься наукой. Боевой офицер должен получать больше ученого. Во вторую очередь надо повышать зарплату учителям, в первую очередь - в школе, затем - преподавателям вузов, тем, кто готовит будущее нашей страны, это те, от кого зависит качество общества, нации.
- А врачи?
- Если речь идет о муниципальной клинике, то это очень тяжелая работа и за нее надо получать приличные деньги. В частных клиниках другая ситуация.
- Но главное, чтобы важность развития науки была осознана на государственном уровне…
- Это самая большая проблема. Многие просто перестали понимать, для чего нужна наука, и самое печальное - на государственном уровне. Приведу пример, далекий от биологии. Например, зачем нужна филология? Какая от нее практическая польза для страны? Многие убеждены, что никакой. Но кто сегодня в Армении занимается, например, хуррито-урартскими языками? Насколько мне известно, последнему нашему ученому, знающему урартский, давно за 80. Очень сомневаюсь, что другие подобные специалисты найдутся. А турки уже давно утверждают, что урарты - их предки. 20 лет назад такие утверждения вызывали смех. Сегодня уже никто не смеется, а еще через несколько лет, если не будут проводиться эти исследования, такое утверждение будет воспринято как обоснованное.
Наши соседи активно стимулируют лженауку, а мы игнорируем проведение актуальных исследований. Тем, кто согласен этими исследованиями заниматься, нужно обеспечить определенные преференции, одна из них - освобождение от армии для тех, кто будет серьезно заниматься наукой. Такой человек делает не менее важное дело, чем солдат. Причем есть и другие, еще более важные исследования - инженерные науки, биология, физика. Хороший биолог, физик очень важны для безопасности страны, но их надо использовать. Не надо больших денег и орденов. Дайте возможность нормально работать и приносить пользу своей стране! Однако к ученым никто не обращается с соответствующими требованиями или заданиями. Складывается впечатление, что мы не нужны Армении. К сожалению, деградация общества во всем мире и у нас в частности довела до того, что ни государство, ни общество уже не знают, что делать с интеллектуальным ресурсом, как его использовать для развития и повышения безопасности!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-06-10 10:22
Евразийская промышленная кооперация откладывается Председатель Коллегии наднациональной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Бакытжан Сагинтаев, выступая на сессии «10 лет ЕАЭС – эффекты, приоритеты, перспективы» в рамках завершившегося в субботу XXVII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-24), отметил, что к юбилейной дате ЕАЭС подошел с существенными результатами.
-
2024-05-31 09:42
В Ереване, в Российском центре науки и культуры («Русский дом») 30-го мая прошла церемония награждения победителей Второго Международного конкурса научных работ по арменоведению имени кавказоведа, академика Николая Марра.
-
2024-02-15 09:34
На состоявшейся в субботу в Аштараке встрече с инициативной группой «ГД» Пашинян говорил о легитимной основе своей политики, о правовой легитимности, общественной легитимности, политической и идейной легитимности, упомянул про кадастровую бумагу и про то, что народ хочет мира. К теме легитимности вернемся в конце разговора, а начнем с фразы, произнесенной на этой неделе.
-
2024-01-20 10:58
На днях инициатива «Защитники Амулсара» выступила с открытым письмом в адрес председателя правления ЕАБР Николая Подгузова, заместителя председателя правления банка Дениса Ильина, директора представительства банка в Армении Армена Мелкикяна. В нем, в частности, в очередной раз приводится позиция жителей общины Джермук, а именно – «Амулсар должен остаться горой, и точка». Также в письме отмечается, что любое содействие проекту Амулсарского металлического рудника «является авантюрой и обречено на провал».