Последние новости

СОКРОВИЩА ПАЛЬМИРЫ: КАК УЧЕНЫЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТ ОБЛИК ДРЕВНЕГО ГОРОДА

Знаменитый комплекс Древней Пальмиры в последние годы стал не столько объектом археологических исследований, сколько театром военных действий. Тем не менее, ученые пытаются понять, как в будущем город может быть восстановлен. На выставке Государственного музея архитектуры имени Щусева можно сравнить современные фотографии памятника и старинные изображения, сделанные с натуры.

Огромная фотографическая карта: Пальмира, вид сверху. Обозначено двадцать объектов. Куратор выставки Ольга Корчагина рассказывает о памятнике архитектуры так, будто это ее родной город.

Она показывает границы древнего оазиса и обращает внимание на мелочи: если на карте заметна даже небольшая тень, значит, объект еще не разрушен. Если же тени нет – памятник стерт с лица земли.

"Это был полноценный город, – говорит Ольга. – В его общественной части находились большой храм, театр, главная площадь, предположительно, сенат. Дальше – жилые дома разных времен. На отдалении сохранилась замечательная, более поздняя крепость XVII века. Есть некрополь, где гробницы сами по себе очень интересные".

Центральная улица вела с юго-востока на северо-запад. Этот путь, оформленный Большой колоннадой, соединял огромный храм Бела с одной стороны и храм-усыпальницу – с другой.

Символом Пальмиры стал римский театр: сцена и расположенные полукругом сиденья. Именно здесь в 2016 году выступал симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.

Еще в начале ХХ века тут жили люди. И только к 1930-м за пределами древнего комплекса были построены современные кварталы, куда всех переселили. Сама Пальмира стала охраняемым объектом, рядом открылся музей. В 2015 году в этом музее произошла трагедия – его директора казнили боевики.

Восстановить облик древнего города, хотя бы мысленно, художники пытались давно. Возможно, после того, как тут начались раскопки. Гравюры с "дорисованными" развалинами тоже представлены на выставке в Музее архитектуры.

"В историческом разделе мы показываем материал, фиксирующий состояние памятника в XVIII-XIX веках, а также реконструкции. Авторы гравюр достраивали объекты. Эти реконструкции достаточно оправданны, но назвать их научными нельзя, – рассказывает куратор Ольга Корчагина. – Другое дело – 3D-реконструкция Древней Пальмиры, созданная Институтом истории материальной культуры РАН совместно с коллегами. Это самая подробная модель всего старого города".

"Вся эта территория была заснята с воздуха за три вылета, – продолжает Ольга. – Затем съемки объединили, и они полностью фиксируют состояние архитектурно-археологического комплекса в 2016 году, между двумя захватами. Погрешность – 10 сантиметров по горизонтали и 15 по вертикали. По этой модели можно восстановить то, что еще недавно было в Пальмире".

Впрочем, пока о восстановлении Пальмиры речи нет: до сих пор на этой территории идут военные действия, а обследование памятника ЮНЕСКО – серьезная научная работа. "Архитектура этого города крайне интересна, – говорит куратор Ольга Корчагина. – Она воплощает сущность города, который стоит на границе западной и восточной культур. И этот синтез проявляется во всем".

Анна Кочарова, ria.ru

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «РЕСТАВРАЦИЯ» ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ, или КАК УНИЧТОЖИТЬ СЛЕДЫ АРМЯН
      2024-11-09 10:51

      Реставрация историко-культурных памятников имеет в Азербайджане свои, особые традиции. Если весь цивилизованный мир понимает под этим термином укрепление и восстановление разрушающихся памятников материальной культуры с целью их долгого сохранения в максимально оригинальном виде, то азербайджанские «профессионалы» к данному вопросу подходят с точностью до наоборот. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники армянского наследия, которые «реставрировались» по приказу официального Баку как в советскую эпоху, так и сегодня, когда их «приводят в порядок» на территории оккупированного Арцаха. Под рукой горе-специалистов и по приказу высшего эшелона власти соседнего государства армянские церкви, монастыри, хачкары, надгробия и другие образцы мирового цивилизационного наследия теряют свой исконный вид, лишаясь не только многочисленных надписей на армянском языке, оставленных нашими предками на камне, но и теряют свой истинный архитектурный стиль и предназначение.

    • ТБИЛИССКИЙ АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. ПРЕДВКУШЕНИЕ
      2023-04-08 11:40

      "Когда-то армянин Питоев построил  в Тбилиси здание театра имени Руставели - Грузинского Национального театра. Теперь грузин Иванишвили построил в Тбилиси здание Армянского театра. Все правильно - по долгам надо платить", - говорил великий театральный режиссер и руководитель грузинского Национального театра им. Ш. Руставели Роберт Стуруа.              Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 лет. И вот - еще немного, еще чуть-чуть... Здание полностью готово. Остались какие-то внутренние работы и техническое оснащение.  По крайней мере, труппа надеется

    • РОССИЙСКИЕ АРХЕОЛОГИ НАЧАЛИ РЕСТАВРАЦИЮ ДРЕВНЕЙШИХ ХРАМОВ СИРИИ
      2021-10-29 12:21

      Археологи Института истории и материальной культуры РАН при содействии департамента древностей и музеев Сирии начали восстанавливать архитектурное наследие Сирии. Как передает ТАСС, специалисты будут работать на территории Сирийской Арабской Республики.

    • ФРЕСКИ АХПАТА В АЛЬБОМЕ АРА ЗАРЯНА И КРИСТИН ЛАМУРЕ
      2021-09-07 11:48

      Потрясающей красоты и глубокого содержания книгу-альбом преподнесли на днях специалистам и любознательным читателям архитектор-реставратор Ара ЗАРЯН и художник-реставратор Кристин ЛАМУРЕ из Италии. "Ахпат. Реставрация фресок церкви Сурб Ншан, 976-991 гг., X-XIII вв." - так назвали авторы свой монументальный труд, посвященный уникальному фресковому наследию, которое дошло до нас из глубины веков и стало сегодня доступным посетителям благодаря титанической работе Ара и Кристин.