МУЗЫКА, ПОЛНАЯ КОСМИЧЕСКОЙ МАГИИ
К 90-летию со дня рождения Авета ТЕРТЕРЯНА
Одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания: "Народный артист СССР". Среди них - композитор Авет Тертерян. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.
Парадокс: человек уходит, а гений его как бы продолжает набирать силу. В последние годы все больше проступают истинные черты Авета Тертеряна, подлинный масштаб его дара, его личности. И это закономерно - подлинные ценности раскрываются во времени.
…ПОМНЮ ДАВНЕЕ, навсегда сохранившееся впечатление от Четвертой симфонии Тертеряна. Это было в дни Международного музыкального симпозиума, проходившего в Дилижане. Завершился он концертом в Большом зале Армфилармонии, где собралась самая "музыкальная" публика. За пультом Давид Ханджян, он был тогда главным дирижером Государственного симфонического оркестра.
В полной тишине родился еле слышный отдаленный колокольный звон. Потом он приблизился, и душа дрогнула, очнулась то ли от зыбкого сна, то ли от глубокой задумчивости… Потом замер последний удар колокола и вступил клавесин. Постепенно залом овладел один единый звук - долгий, протяжный... Уже начало этой не знакомой мне музыки приковало внимание, показалось и удивительным, и прекрасным. С каждым тактом открывалась музыка небывалого мышления, стиля. Здесь было все необычно: от оркестрового состава до ощущения самого музыкального времени, насыщенного событиями. Звук этот вел нас в глубины времени. И что самое невероятное - он казался зримым. И это почти не метафора.
В антракте ко мне подошел один из участников симпозиума, ректор Миланской консерватории, у которого в Дилижане я взяла интервью, и с помощью переводчицы сообщил, что он взволнован, потрясен этой музыкой; "она искренна, нова, наполнена мыслью, своеобразна…"
…"Погружение в музыку" - это не было просто фразой для Тертеряна. Может, поэтому он жил полуотшельником, оторванным от окружающей нас жизни, сначала - 30 лет в Дилижане, в известном всем X коттедже (он не раз признавался, что даже воздух Дилижана наполнен музыкой), а потом - в деревне на берегу Севана, недалеко от храма Айриванк. Вырвавшись из городской суеты, он словно воскресал, обретал новое дыхание. Весь сонм забот, бед, огорчений, от которых в городе некуда спрятаться, отступал, проваливался куда-то. Именно природа была единственной полноправной его музой. А люди - часть космоса, часть мироздания. Здесь, наедине с природой, он мог глубоко ощутить радость слияния человека с мировой жизнью, с волнующей тайной космоса. Только художнику открыты это глубокое понимание, эта сокровенная связь человека и природы, человека как воплощения природной стихии. Великие художники всех времен и народов давали нам это ощущение - Микеланджело, Рафаэль, Сарьян… Клод Дебюсси говорил, что музыка есть союз между душой человеческой и душой природы. Может, отсюда - ощущение невероятной собранности душевной, невероятной цельности. Но это, конечно, не означает, что, изолировавшись, композитор отрывался от нашего времени, наших проблем. Разве в партитурах Тертеряна с их мудрой эпичностью нет остроты сегодняшнего понимания вечных нравственных проблем? Видимо, просто этот образ жизни конкретизировался выходами и праздниками творчества, когда он выносил свои произведения на суд своего народа и мировой музыкальной общественности. Именно мировой, ибо сквозь армянские черты музыка его давно приобрела всемирный масштаб.
ЕГО ПРАЗДНИКИ - это первый значительный успех в Москве, исполнение вокально-симфонического цикла "Родина" в Колонном зале Дома союзов Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением А. Жюрайтиса (солисты И. Айдинян и М. Еркат). В исполнении того же оркестра и большого хора Всесоюзного радио под управлением брата композитора, Германа Тертеряна, была записана опера "Огненное кольцо", в свое время блестяще поставленная как в Ереване, так и в Германии. Событием стал триумфальный успех Второй симфонии на фестивале "Закавказская музыкальная весна" и двух последующих симфоний в интерпретации Давида Ханджяна. Незабываемые мгновения радости композитору принесло исполнение двух симфоний в один вечер выдающимся дирижером В.Рождественским в Большом зале Московской консерватории. Повторно симфонии прозвучали и в Санкт-Петербурге и записаны затем на диск. Успех Четвертой, Пятой и Восьмой симфоний связан с именам молодого, талантливого музыканта - главного дирижера Саратовского симфонического оркестра Мурада Аннамамедова. Уникальным было исполнение Шестой симфонии солистами оркестра Большого театра в Москве под управлением А. Лазарева. Это совпало с днями, когда ереванцы, сплотившись, скандировали на Театральной площади. Это был его вклад в национальное движение. По-другому музыкант не мог.
Праздники Тертеряна - это и участие в многочисленных международных фестивалях. Его сочинения являются неотъемлемой частью репертуара известных оркестров. Отсюда и поистине широкое признание его музыки и у нас, и за рубежом. Высокую оценку его творчеству дают выдающиеся музыканты современности. Трудно назвать хоть одного крупного дирижера, композитора, критика, который, придя в соприкосновение с его музыкой, не захотел бы высказать свое мнение о ней: от прекрасного грузинского композитора Гии Канчели, талантливого немецкого дирижера Кристиана Клюттинга до всемирно известного итальянского композитора Луиджи Ноно. Хочу привести лишь мнение младшего коллеги Тертеряна - композитора Рубена Саркисяна.
"По существу, все симфонии Тертеряна развиваются на одну тему - бытие художника, судьба его родины и ритм современной ему эпохи. Все три темы взаимно переплетены, ибо Тертерян часто рассматривает настоящее через прошлое, он реставрирует голоса ушедших эпох, словно пытаясь услышать там, в прошлом, нечто созвучное современности. В связи с этим любопытно отметить почти полное отсутствие в образах его музыки, если можно так выразиться, христианского мироощущения. Зато языческий элемент налицо. Человек в творчестве Тертеряна поставлен лицом к лицу с первичными элементами природы: воздухом, огнем, водой. Через развитие и становление этих элементов Тертерян реализует эпическую и в гораздо большей степени мифологическую концепцию своих замыслов. В музыке XX века можно найти аналоги подобной концепции. Это прежде всего "Весна священная" Стравинского и "Скифская сюита" Прокофьева".
НОВУЮ СТРАНИЦУ в творческой биографии композитора открыла работа в кино. Тертерян всегда отказывался от этого и вообще не занимался прикладной музыкой. Он всегда возмущался, когда использовали его музыку (часто не к месту) в различных фильмах и спектаклях, к тому же не объявляя автора. И вот он сам пришел в кино. Вернее, его привели. Так, по просьбе Эрнста Неизвестного в фильме о нем от начала до конца звучит музыка А. Тертеряна. Удивительно точно положена его музыка и в фильме о Бухарине "Враг народа". На Ленфильме снята картина режиссером Шифферсом (по отцу - немец, по матери - армянин), личностью уникальной, заслуживающей особого разговора. Фильм "Путь царей" посвящен истории убийства царя Николая Второго и его семьи.
"Взгляд на явление - религиозно-философский, - говорил композитор. - Фильм - без слов, звуковой ряд - только музыка. Первые две части озвучивает буддийская музыка, ритуальная, в третьей - Восьмая прелюдия и фуга Баха, а все остальные части - моя Восьмая симфония. Сама концепция фильма основывается на этих трех звуковых пластах. Фильм как бы снят под музыку. Отсюда особенности самой драматургии…"
- Музыка Авета Тертеряна всегда со мной, со всеми нами, независимо от юбилеев, - говорил на одной из наших встреч профессор высшей музыкальной школы имени К.М. Вебера, дирижер Дрезденского государственного театра и гостеатра Cartnerplatz в Мюнхене Эккехард Клемм, с именем которого связана постановка оперы Тертеряна "Землетрясение" на немецкой сцене. - Музыка Авета Тертеряна всегда со мной, со всеми нами, независимо от юбилея. По-моему, он композитор счастливой судьбы. Ведь он нашел созвучие своим созданиям еще при жизни. Его музыка не знает границ, поэтому сегодня и за пределами вашей страны есть особый повод отметить его юбилей. И у нас в Германии его музыка пользуется огромной популярностью. В свое время на сцене театра в Галле с исключительным успехом шла его опера "Огненное кольцо", потом прозвучала Пятая симфония. А потом я имел большую честь впервые исполнить другую оперу Тертеряна - "Землетрясение" в мюнхенском театре Cartnerplatz. Это и позволило мне на конференции поделиться своими личными впечатлениями от встреч с этим гениальным человеком и художником.
УСПЕХ ПРЕМЬЕРЫ вознаградил нас за все сложности. На восемь запланированных спектаклей все билеты были раскуплены, девятое, незапланированное представление тоже прошло в переполненном зале. После годичного перерыва мы пришли к выводу, что необходимо и в этом году показать семь спектаклей. (Кстати, нам стало известно, что и эти спектакли прошли с не меньшим успехом. - Н. Г.) Немецкая пресса живо откликнулась на премьеру. Все критики дали высокую оценку. Опера воспринималась как новаторское произведение, затрагивающее вечные философские темы, которые никого не оставляют равнодушным, а ее постановка - как событие международного масштаба.
Suddeutshce Zeitung писала: "Тертерян - один из тех композиторов бывшего Союза, кто в последние годы радикально изменил эстетику авангарда". Известный немецкий критик, превосходный знаток современной музыки Рейнхард Шульц сравнивает оперу "Землетрясение" с ключевыми произведениями, которые в последние годы исполнялись в Европе. Он отмечает, что такие композиторы, как Тертерян, "своей музыкой поворачивают время вспять. Простота убедительна и потрясающа… Эта музыка полна космической магии. В ней есть что-то далекое, чужое, потерянное, судьбоносное, захватывающее…"
Космическая сила, которую внушает его музыка, - это то, как она ведет к архаичному, ритуальному духу. С одной стороны, эта музыка создает ощущение статики, с другой - непрерывного движения. Музыка Авета Тертеряна оказалась необходима Европе. Эта музыка не только о прошлом и настоящем, но и о будущем. На арфе времени всегда будет звучать и его струна. Взятая Тертеряном нота остается и в XXI веке одной из самых верхних, самых звонких и самых глубоких в мировой музыкальной культуре!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…