Последние новости

ВЫСОКИЙ ПЕРЕВАЛ

Владилену Бальяну - 95. Иначе можно сказать: без пяти лет - 100, почти век. Поэтому задаваться вопросом, много это или мало, излишне. Ясно, что это уже высокий перевал. Против фактов, как известно, не пойдешь, и Владилен Александрович подобно лирическому герою из популярной песни мог бы сказать о себе: мои года - мое богатство.

- ГОВОРЯТ, трагедия старости состоит не в том, что человек стареет, а в том, что остается молодым, - заметил как-то Владилен Александрович. - Очень верно сказано. Только вот глаза подводят, да со слухом тоже не все в порядке… Еще жаль, что друзья моего поколения ушли. Но не хочу жаловаться на одиночество. Меня окружают близкие люди . Конечно, возникли новые знакомства, связи с людьми, которые намного моложе меня. Только это уже другая дружба. Не очень равная …

 Если верно, что счастье художника зависит от полноты творческой жизни, то Владилена Александровича следует отнести к людям завидной судьбы. Подумайте только, сколько лет отдано творчеству! И действительно, если вспомнить, сколько им сделано в течение этого времени, сколько написано музыки - от симфонических поэм, концертов, камерно-инструментальных произведений, моноопер до вокально-инструментальных циклов и песен, не считая его литературных трудов и плодотворной административной деятельности, - то приходишь к выводу, что на все это нужны были две жизни, и дивишься не только дарованию, но и трудолюбию, собранности этого человека.

С ИМЕНЕМ БАЛЬЯНА связаны годы расцвета Армфилармонии, которую он возглавлял на протяжении нескольких лет. Музыкальная жизнь столицы в те годы била ключом, и немаловажную роль в этом сыграли личные качества композитора, его кипучая деятельность. Воистину каждый концерт становился событием. За годы его работы состоялось столько премьер, было привлечено такое количество гастролеров - первоклассных артистов мирового класса, какого зритель не видел ни до, ни после этого периода.

В своей замечательной монографии, посвященной творчеству композитора, известный музыковед Тамар Ованесян показывает преданность Бальяна любимому делу, его огромное трудолюбие, деликатность, умение устанавливать контакты с выдающимися деятелями мировой культуры. Ему посчастливилось общаться и сотрудничать с такими величинами, как крупнейший композитор XX века Бенджамин Бриттен, выдающиеся музыканты-исполнители Исаак Стерн, Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский, Питер Пирс. Именно Бальян был организатором снискавшего международный резонанс музыкального фестиваля в Ереване, посвященного Бриттену; именно по своей инициативе Бальян был командирован в Ленинград на премьеру Двенадцатой симфонии Шостаковича в исполнении Мравинского с тем, чтобы это произведение одним из первых прозвучало по Армянскому радио.

С ИМЕНЕМ БАЛЬЯНА связаны также первые гастроли в Армении Шарля Азнавура. Композитор сделал все, чтобы знаменитый шансонье увез из Армении самые лучшие воспоминания и замечательный подарок - свой бронзовый бюст работы скульптора Алис Меликян. И сколько еще после этого было организовано Бальяном гастролей, встреч, фестивалей, о которых большинство ереванцев прекрасно помнят. Великолепно действующая филармония школьника - тоже заслуга Бальяна.

 Владилену Бальяну - 95А сколько сделано Бальяном в Ленинакане, куда он был отправлен сразу после окончания Ереванской консерватории. Энергичность, обилие новых идей, открытость новым впечатлениям отличали его работу всегда и везде, где бы он ни работал. А был он директором Армфилармонии, Ереванского хореографического училища, Ленинаканского музыкального училища, директором-основателем ереванского Дома-музея Александра Спендиарова, первым главным редактором Музыкальной редакции Госкомитета по радиовещанию, художественным руководителем и главным дирижером Государственного оркестра народных инструментов, директором "Армгосэстрады". И везде оставил неизгладимый след, сумел сказать свое слово, о чем свидетельствуют в книге многие видные деятели культуры, подчеркивающие организаторские способности, яркую инициативу и гражданственность Бальяна. Вот некоторые из этих отзывов:

"Владилен Бальян - это тот редкий счастливый случай, когда говорят, что человек на своем месте". Заруи Долуханян.

"Владилен Александрович, я с неотступной радостью вспоминаю яркие страницы нашего творческого сотрудничества". Авет Габриелян.

"Талантливых музыкантов много, но талантливых организаторов, как Владилен Бальян, очень мало". Юрий Тюлин.

С обостренным чувством гражданственности у Бальяна естественно и органично сочетаются глубокая человечность, активная доброта. Будучи музыкантом широко образованным, идущим в ногу со временем, Бальян во всех ситуациях остается самим собой. Относится это и к творческой деятельности композитора. Главные произведения Бальяна вошли в репертуар многих коллективов и солистов. В его творчестве особенно привлекательна та грань, где ясно прослеживается благородная связь автора с народной музыкой. Одно из наиболее известных произведений композитора - "Поэтория", в основе которой лежит поэма Чаренца "Неистовые толпы", прозвучавшая в исполнении Академической капеллы под управлением О.Чекиджяна, а затем Русской государственной капеллы имени Юрлова, камерная опера "Судьба", вокально-инструментальные произведения, Концерт-фантазия для симфонического оркестра, четырехголосного смешанного хора и солирующей трубы, Реквием для смешанного большого хора, посвященного памяти жертв Спитакского землетрясения, оперетты, моноопера "Шестнадцать новелл о любви", вдохновленные поэзией Ваана Терьяна и Сильвы Капутикян, романсы, песни. Десятки его песен обрели такую популярность, что их считают народными. Среди них "Любовь пусть останется тайной", "Ты соль Армении, Гюмри", песни о матери на стихи Шираза, "Вернись" на стихи Ваана Арутюняна, песни на стихи Исаакяна и многие другие.

 - "ЛИРИЧЕСКУЮ" я написал в 1952 году, - рассказывает композитор. - Так уж получилось, что она стала своеобразной эмблемой всего моего творчества. Я был еще совсем молодым, когда впервые прочел ширазовские строки : "Любовь моя пусть останется тайной". Они буквально ошеломили меня, и словно сама собой возникла мелодия. На радио, хотя песня очень понравилась Офелии Амбарцумян и Араму Мерангуляну, ее не приняли. Как выяснилось много лет спустя, на худсовете сказали, что она слишком интимная. Но что удивительно, песня сама пробила себе дорогу, ее подхватили солисты , коллективы. К моей огромной радости, оказалось, что народ ее не только принял, но и уделил ей место в огромном море нашего песенного творчества. Сам Татул Алтунян включил ее в репертуар своего ансамбля. А однажды выяснилось, что песня улетела далеко от родного дома. Это стало для меня полной неожиданностью.

 Я был уже автором целого ряда произведений, они пелись и исполнялись, и, хотя я окончил консерваторию как хормейстер, у такого большого знатока армянской песни, как Татул Алтунян, быть принятым как композитор официального права не имел. В те годы в творческих союзах на тех, кто не имел специального образования, смотрели как на чужака, а композиторский класс Григория Егиазаряна был для меня еще в будущем.

 Однажды я зашел в Союз композиторов, не подозревая, что меня ждет сюрприз. Вдруг в комнату в сопровождении какого-то иностранца вошел зампредседателя союза. Окинув всех оценивающим взглядом, он представил французского гостя, а затем, подчеркнуто акцентируя фамилию каждого композитора, начал представлять их гостю: "Член Союза композиторов такой -то…" Когда очередь дошла до меня, он сказал: "Не член Союза композиторов Владилен Бальян". Подавленный и растерянный, я забрался в самый дальний угол. А зампредседателя продолжил: "Наш гость прибыл из Парижа от знаменитой фирмы "Шан ди Монд", чтобы вручить пластинки композиторам, чьи песни вошли в этот сборник".

 В комнате воцарилась тишина, и представитель фирмы начал оглашать названия песен. "Пусть любовь останется тайной". Автор - Бальян", произнес он. После долгой паузы кто-то спохватился: "Вот Бальян!" - "Позвольте приветствовать вас от имени фирмы, - обратился ко мне гость, - и передать вам первый экземпляр пластинки. Дело в том, что в какой-то армянской семье в Париже руководитель фирмы услышал вашу удивительную песню о любви и у него возникла идея выпустить сборник армянских песен".

 Вот так я узнал, что "Лирическая" дошла уже до Парижа", - рассказал Владилен Александрович.

 Многие из песен композитора не только широко распространены, но и любимы народом. А главное, фольклор в его сочинениях обретает живую, не музейную жизнь. Современный художник Бальян по-своему отвечает на запросы своего времени, защищая "разумное, доброе, вечное". Этим он и дорог нам.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАЕМСЯ
      2019-09-20 15:19
      1791

      Если хочешь, чтобы тебя помнили, надо родиться талантливым. Если хочешь, чтобы тебя не только помнили, но и любили, надо быть не только талантливым, но и человечным. Таких не забывают никогда, даже если физически они перестают быть с нами. Огана Дуряна мы помним всегда, и не только потому, что у нас сегодня нет дирижера его масштаба, но и по какой-то иной, трудно объяснимой причине. Может, потому, что он обладал какой-то особой магией, воздействие которой испытывали на себе все, кто соприкасался с ним и его искусством? Вот об этом заставила задуматься интересная передача на главном канале Общественного телевидения, посвященная дню рождения выдающегося дирижера.

    • МИР, ПОЛНЫЙ ЗВУКОВ И КРАСОК
      2019-09-16 13:35
      2975

       Юрий Арутюнян из тех художников, творчество которых не поддается однозначному "единственно правильному" толкованию. Даже при самом строгом исследовании его творчество соответствует истинно художественным требованиям: высокая культура организации композиции, гармония формы, ритма, цветовых нюансов, живые поверхности сменяющих друг друга сочных образов обеспечивают ему заслуженное место среди художников его поколения.

    • ЗА РОЯЛЕМ - НОБУЮКИ ЦУДЗИ
      2019-09-13 12:35
      3822

      Для любителей музыки открытие концертного сезона - всегда долгожданный источник новых художественных волнений и радостей. Его ждут как событие праздничное. Начало нынешнего сезона ознаменовалось тем, что он подарил нам встречу необычную и по-своему уникальную. В рамках XX международного фестиваля "Ереванские перспективы" состоялся единственный сольный концерт прославленного японского пианиста Нобуюки Цудзи.

    • ОСТАЛАСЬ ЕГО ЖИВАЯ МУЗЫКА
      2019-09-11 10:48
      2945

      Настоящий художник не похож на других. У него все свое - и мысли, и стиль, и краски. И непременно - человеческая индивидуальность. Таким художником был и останется заслуженный деятель искусств Армении, композитор и педагог Гагик Гедеонович ОВУНЦ, с которым недавно прощалась музыкальная общественность Армении. Невозможно представить современное музыкальное искусство без имени Гагика Овунца. Он оставил в нашей музыке глубокий след, проложил в ней только свою, ему принадлежащую тропу.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАЕМСЯ
      2019-09-20 15:19
      1791

      Если хочешь, чтобы тебя помнили, надо родиться талантливым. Если хочешь, чтобы тебя не только помнили, но и любили, надо быть не только талантливым, но и человечным. Таких не забывают никогда, даже если физически они перестают быть с нами. Огана Дуряна мы помним всегда, и не только потому, что у нас сегодня нет дирижера его масштаба, но и по какой-то иной, трудно объяснимой причине. Может, потому, что он обладал какой-то особой магией, воздействие которой испытывали на себе все, кто соприкасался с ним и его искусством? Вот об этом заставила задуматься интересная передача на главном канале Общественного телевидения, посвященная дню рождения выдающегося дирижера.

    • ПЛОДЫ И НАГРАДЫ "АБРИКОСОВОГО ДЕРЕВА"
      2019-09-20 13:35
      732

      19 сентября в Уджане состоялась торжественная церемония закрытия V международного фестиваля "Абрикосовое дерево", в котором было представлено 22 документальных фильма режиссеров из Армении, России, Италии, Ирана, Индии и других стран. Кинофорум прошел по двум конкурсным программам: короткометражные (меньше 40 минут) и полнометражные (больше 41 минуты) фильмы.

    • ЗА РОЯЛЕМ - НОБУЮКИ ЦУДЗИ
      2019-09-13 12:35
      3822

      Для любителей музыки открытие концертного сезона - всегда долгожданный источник новых художественных волнений и радостей. Его ждут как событие праздничное. Начало нынешнего сезона ознаменовалось тем, что он подарил нам встречу необычную и по-своему уникальную. В рамках XX международного фестиваля "Ереванские перспективы" состоялся единственный сольный концерт прославленного японского пианиста Нобуюки Цудзи.

    • ОСТАЛАСЬ ЕГО ЖИВАЯ МУЗЫКА
      2019-09-11 10:48
      2945

      Настоящий художник не похож на других. У него все свое - и мысли, и стиль, и краски. И непременно - человеческая индивидуальность. Таким художником был и останется заслуженный деятель искусств Армении, композитор и педагог Гагик Гедеонович ОВУНЦ, с которым недавно прощалась музыкальная общественность Армении. Невозможно представить современное музыкальное искусство без имени Гагика Овунца. Он оставил в нашей музыке глубокий след, проложил в ней только свою, ему принадлежащую тропу.