НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В КАРИН ТАКЕ

С 26 июля по 14 августа в Каринтакской пещере, расположенной в низовьях одноименного села Карин так (в переводе с армянского языка "Под камнем") Республики Арцах, был проведен очередной этап раскопок, начатых здесь 4 года назад. Экспедицию, как и прежде, возглавил доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией этногеномики Института молекулярной биологии НАН РА Левон ЕПИСКОПОСЯН. В состав вошли разные специалисты - опытные археологи, биологи, генетики, геологи и студенты вузов Армении, а также приглашенные из Европы специалисты.

НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В КАРИН ТАКЕВ ЭТОМ ГОДУ основные работы велись во втором зале, где археологи вскрыли новый участок для раскопок и исследований. Результаты не заставили долго ждать: найдено немало интересных артефактов, позволяющих восстановить биологическую, зоологическую и геологическую историю региона, затронуть вопросы антропологии. Работу продолжили и на участке, открытом ранее, где во время экспедиций были найдены следы жизнедеятельности человека, а также фаланги пальцев верхних конечностей, анализ которых позволил датировать их возраст как минимум в 6500 лет. Сейчас на лабораторный анализ отправлены найденные осколки и фрагменты человеческих костей, что, по словам исследователей, также приведет к интересным выводам.

В результате раскопок всех лет изысканий обнаружены останки мелкого рогатого скота (челюсть, зубы козлов и баранов), медвежья челюсть с зубом, каменные орудия  труда, в основном из обсидиана, которого в Арцахе нет. Специалисты уверены, что жители Каринтакской пещеры имели контакты с общинами людей, живших на расстоянии до 100-150 км от них, а обсидиан попал сюда, вероятнее всего, из ареала  нынешнего Сисиана - самой ближней географической области, на территории которой известны месторождения обсидиана. Каринтакская пещера интересна и тем, что здесь редкие природные условия для сохранения ДНК, что в свою очередь весьма ценно для науки.

Пещеры Арцаха в поле зрения ученых с 2011 г., когда, по словам Л.Епископосяна, правительство республики обратилось к специалистам НАН РА с предложением провести на территории страны поисковые работы с целью обнаружить древние поселения и понять историко-научный потенциал Арцаха. Ученые провели основательное исследование  регионов Арцаха, обнаружив немало интересных и важных поселений. Две наиболее богатые с точки зрения истории и археологии местности - Тигранакерт и Азохская пещера - исследуются до сих пор, с каждым новым археологическим сезоном обнаруживаются все новые уникальные материалы и факты.

НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В КАРИН ТАКЕКАРИНТАКСКАЯ ПЕЩЕРА также привлекла внимание ученых. Разведывательные работы были проведены здесь в 2014-15 гг., а уже с 2016 г. в летний период сюда потянулись научные экспедиции для проведения обширных и комплексных исследований. Пещере дали название по названию села, на территории которого она находится. По мнению специалистов и руководства второй армянской республики, Каринтакская пещера, территориально связанная с популярным у туристов ущельем Унот, может через несколько лет стать привлекательной для любителей археологии. Левон Епископосян уверяет: работы в Азохской пещере позволили обнаружить широкие пласты богатого археологического материала, найти след неандертальца - факт, доказанный не только армянскими, но и иностранными учеными, однако здесь не сохранилось ДНК ввиду наличия более древнего культурного слоя, насчитывающего сотни тысяч лет, климатических и иных условий.

Каринтакская пещера моложе Азохской, и ее культурный слой относится к периоду от позднего палеолита до средних веков, материал имеет возраст 40-60 тысяч лет, и в нем сохранены необходимые генетические качества. Летом температура в пещере +11-12 градусов, а зимой +7-8, то есть в основном стабильна круглый год, здесь уровень влажности также стабилен, что позволило ДНК сохраниться. Три года назад в Каринтакской пещере нашли зуб, доскональное исследование которого, причем не только армянскими, но и зарубежными учеными, привело к важным выводам: ДНК находки совпадает с ДНК современных армян по материнской линии. Результаты изысканий опубликованы в научных статьях, обосновывающих вывод ученых: генетическая история армянского народа составляет как минимум 8-10 тысяч лет.

"Привлечение к исследовательским работам иностранных ученых имеет несколько важных аспектов, - объясняет Левон Епископосян. - Это позволяет придать международный статус и размах работам в пещере, а также исследовать найденные артефакты за рубежом, причем за счет средств их НИИ, с использованием самых современных технологий и с привлечением опытных, высокопрофессиональных специалистов. Финансирование работ на месте проводится из разных источников: частично поддерживают НАН РА, наши друзья, которые оказывали спонсорскую поддержку во время работ в Азохской пещере. Правительство Республики Арцах помогает с организационными вопросами".

НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В КАРИН ТАКЕСВОЮ ЛЕПТУ в исследование Каринтакской пещеры вносят и геологи, составляющие климатическую карту местности в прошлом. Геологические исследования пещеры, образованной, по мнению ученых, 8-10 тысяч лет назад, позволят понять эволюцию природно-климатических условий региона для того, чтобы иметь возможность составлять прогнозы на будущее. Как отметил участник археологической экспедиции, заведующий лабораторией геодинамики и опасных геологических явлений ГНИ НАН РА Ара АВАГЯН, есть задача решать и геологические проблемы пещеры, связанные с генеалогией, структурной геологией, стратиграфией, над которыми геологи работают уже второй год. В ходе экспедиции нынешнего сезона удалось составить представление об эволюции пещеры и образовавшихся в ней скал.

Результаты исследований этого года, как и в прошлые сезоны, будут обобщены и опубликованы в научном журнале. Добавим, что сегодня раскопки ведутся в разных точках Арцаха: в Тигранакерте, Азохской пещере, возле древней крепости в общине Мирик Кашатагского района, в районе села Шош, где в 2011 г. был обнаружен старинный город-крепость Каркар, на территории села Бердашен и других.

Фото "Арцахпресс"