ПУТЬ ВАРТКЕЗА АРЦРУНИ
Печальная весть пришла из Москвы. В 77 лет после продолжительной болезни скончался известный российский строитель и меценат Варткез Багратович АРЦРУНИ, человек, чья жизнь является образцом служения Отечеству и людям.
АРЦРУНИ - потомок княжеского рода, корнями из Западной Армении. Его дед Мисак, спасаясь от нашествия турок, бежал в 1918 году из Карса в Георгиевск. Отец, Баграт Мисакович, получил в Москве высшее экономическое образование. Варткез появился на свет в Кисловодске. После ранней (в 49 лет) смерти отца мальчику в 14 лет пришлось работать учеником монтажника. Потом были армия, учеба во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте, куда юноша поступил в 1965 году. А в 1966 году мощное землетрясение разрушило Ташкент. Студента 2-го курса Арцруни на месяц в июле послали в зону бедствия. Месяц растянулся на 3 года. Арцруни продолжил учебу в Ташкенте, стал главным инженером управления комплектации и, получая диплом, уже имел солидный производственный опыт.
После Ташкента была трехлетняя командировка в Тольятти, где возводили город автомобилестроителей. Так началась трудовая биография человека, которому предстояла работа во многих учреждениях, на различных, все более ответственных должностях. Кратко перечислим некоторые этапы впечатляющей карьеры строителя, которому доверяли сложнейшие участки работы.
Арцруни вытягивает СУ-1 "Мосжилстрой" из хаоса в лучшее не только в тресте, но и в Москве. Потом возглавляет отстающий трест "Мосстрой-3", где добивается заказов на строительство объектов Олимпиады-80. А в 1979 году становится руководителем МГОЖС (Московское гособъединение жилищного строительства). Под его началом армия из 25 тысяч человек, возводившая многие районы столицы СССР.
"Командировка" в Армению
Первый секретарь ЦК КП Армении Карен Демирчян из политических соображений решил выдвинуть кого-либо из российских армян на пост одного из замов главы правительства.
ВЫБОР ПАЛ на Арцруни (тогда замначальника "Главмосстроя"). В сентября 1987 года он, лишившись многих льгот, переехал, поставил условие, чтобы ЦК республики не вмешивался в кадровую политику. Арцруни сразу убедился в повальной системе взяток, призвал чиновников кончать с этим, произвел структурные перемены, строил амбициозные планы. Но грянуло декабрьское землетрясение 1988 года.
В первые же часы Арцруни распорядился прекратить все строймонтажные работы по республике и направить технику в зону бедствия. Эта оперативность сыграла решающую роль в спасении тысяч людей. Однако отношения Арцруни с преемником Демирчяна Суреном Арутюняном не сложились. Тому показалось, что строитель метит на его место. Арцруни публично выразил свое мнение на эту тему и вернулся в Москву.
Из огня да в полымя...
В начале 90-х на всем постсоветском пространстве начался передел собственности, с ее переводом из государственной в частные руки. Как и везде, выплывали, хапали, богатели люди, не обремененные моральными принципами.
АРЦРУНИ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ создал государственное производственное объединение "Мосинтерстрой", осуществил ряд успешных проектов: "Галерея Актер", "Моситалмед" и другие. В книге "Дом, который построил Варткез Арцруни" подчеркивается, что при наличии "взаимопонимания" с мэром Москвы Ю. Лужковым Арцруни мог бы получить на "кормление" с десяток торгово-офисных центров масштаба "Галереи Актер", а затем и оказаться в списке "Форбса", но он избрал свой путь.
И снова Армения
Параллельно строительным делам Варткез Багратович никогда не забывал об Армении, ее проблемах и по мере сил вносил свой вклад, инициировал и финансировал различные проекты, связанные с интересами соотечественников.
ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО памятник, посвященный женщинам - матерям Армении и России. Его поставили в Москве, в сквере у Никитских ворот (скульптор - Фрид Согоян). Авторская копия памятника позже появилась в Ереване.
В интервью газете "Московская перспектива" (2011, N41) Арцруни весьма скромно оценивает свою роль в возведении Армянского кафедрального собора в Москве. Говорит, что он только способствовал решению вопроса места размещения комплекса (кстати, площадью в полтора гектара). Арцруни решил проблему в 1996 году, а церемония освящения величественного храма состоялась спустя 10 лет.
Порой говорят, что один ученый осуществил работу целого института. В случае с Арцруни эта истина обретает иное звучание. Потому что он, не будучи исследователем, создал Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. А это орграсходы, зарплата сотрудников, издательская деятельность. Институт издал ряд книг, посвященных различным страницам армянской истории. В них развенчиваются бредни фальсификаторов о "древней" истории Азербайджана, претендующего на "Иреванское ханство".
Не все удалось осуществить
77 лет, конечно, далеко не преклонный возраст, но никто не знает, сколько ему отмерено. Несмотря на проблемы со здоровьем, Варткез Багратович строил новые планы, выдвигал идеи.
ТАК, ОН ПРЕДЛАГАЛ для деблокады Армении построить в иранском портовом городе Энзели причал для больших паромов. Отсюда - прямой путь до российских портов Махачкала или Астрахань. Таким образом, Армения получит устойчивую связь с Россией, это позволит улучшить развитие экономики Армении. Данная идея (достаточно сложная по ряду причин) оказалась невостребованной.
Арцруни с особым пиететом относился к личности 28-го президента США Томаса Вудро Вильсона. Он отстаивал интересы Армении на Парижской мирной конференции в 1919 году, позже в ноябре 1920 года прочертил границы между Арменией и Турцией, всеми силами добивался справедливого решения Армянского вопроса. Арцруни предлагал установить памятник Вильсону в Ереване. И не только предлагал, но и оплатил расходы на его создание, отливку, оставалось лишь получить добро и определиться с местом установки. Однако не получилось.
"Каждый в диаспоре"
Арцруни глубоко осознавал и повторял: "Каждый армянин, живущий в диаспоре, должен отдавать себе отчет в том, что тут он представляет не только себя, но и свой народ. Ведь по нему, отдельно взятой личности, судят обо всех соотечественниках".
ЭТО БЫЛИ не просто слова, а кредо, образ жизни кавалера многих орденов и медалей, заслуженного строителя Российской Федерации Варткеза Арцруни. Он всегда помнил о своих корнях, о том, из какой глубины веков идут армяне, и прилагал все силы, чтобы путь этот продолжался, а завтрашний день был для нас хотя бы чуточку лучше, чем сегодняшний. А потому оставил после себя самое ценное, что может оставить человек своим потомкам, соотечественникам, миру? - честное имя и добрые дела.
P.S. Редакция "ГА" выражает глубокое соболезнование семье, родным и близким Варткеза Багратовича и разделяет с ними горечь утраты.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".