"ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕ ЖЕ ОДУМАЮТСЯ"
30 августа Роберту Саакянцу исполнилось бы 70 лет. Хотелось бы по этому поводу написать что-то лирическое, вспомнить какие-то веселые сюжеты из нашего сумасшедшего детства, когда он, воспитывая меня, свою младшую сестру, в соответствии со своими представлениями о том, что должно из меня вырасти, заставлял читать те книги, которые читал он, играть в те игры, в которые играл он (главным образом - в футбол), смотреть те передачи, которые смотрел он (все тот же футбол, любовь к которому у него была гипертрофирована до патологии).
Я МОГЛА БЫ ВСПОМНИТЬ, как он по разработанной им методике учил меня плавать, и, если бы не отец, у меня в возрасте 7-8 лет был реальный шанс завершить свой жизненный путь на дне Каспийского моря. Много чего можно было бы вспомнить с ностальгией и грустью, но ситуация, сложившаяся в Армении больше двух лет назад, не располагает к лирике. И Роберта Саакянца сегодня хочется вспомнить как представителя той творческой интеллигенции, у которой талант гармонично сочетается с государственным мышлением и гражданские чувства обострены постоянно, а не просыпаются только тогда, когда подлая власть задевает их личные интересы. Этой интеллигенции неведомы конформизм, лицемерие, склонность к мимикрии, показной патриотизм. Она не считает ниже своего достоинства быть в курсе политических событий в своей стране и за ее пределами и отвергает высокомерно-спесивую сентенцию: "Я вне политики, я лучше поговорю о том, как Рембрандт работал над "Автопортретом с Саскией".
Довольно прилично зная творчество Рембрандтов и Рубенсов, без конца повторяя в своих интервью, что народ необходимо образовывать ("культура должна насаждаться агрессивно, нужно, чтобы каждый день по всем каналам телевидения в одно и то же время, скажем, с пяти до семи, были передачи о культуре, чтобы на какую кнопку пульта ни нажал обыватель, он наткнулся бы на Комитаса или Леонардо"), Роберт Саакянц, когда политика врывалась в его мир, не отмахивался от нее, не погружался в размышления о прекрасном. И, несомненно, весной 2018 года, на старте процесса революционного прорыва Армении в бездну, Роберт Саакянц был бы в числе тех немногих, кто не отмалчивался и не стал подобострастно подпевать обезумевшим народным массам, пожелавшим быть обманутыми и поверить в то, что назначенный ими спаситель ведет их в царство любви и свободы.
В те дни некоторые из наших знакомых (и даже родственников) возмущались нашей позицией: ни его семья, ни я не скрывали своего, мягко говоря, не совсем лояльного отношения к происходившему. Преданные делу "революции", они укоряли нас тем, что мы "изменяем памяти Роба". Не раз нам приходилось слышать: "Был бы жив Роб, вы бы рассуждали иначе". Они искренне верили в то, что мятежный Роб помчался бы на баррикады защищать всенародного избранника, посланного Богом для спасения армян от зловещего "кровавого рэжима".
У "ЗНАТОКОВ" РОБЕРТА СААКЯНЦА были смутные представления о его максимализме, о том, что для формирования мнения о каком-то человеке или явлении ему хватало малейшего штриха. И, несомненно, один из символов "революции" - турецкая кепка с выписанным на ней якобы готическим шрифтом деформированным русским словом - стал бы достаточным основанием для того, чтобы "бархатную революцию любви" он принял в штыки. А таких, вроде незначительных штрихов было вдоволь: это и дикие возгласы "дмб-дмб-ху", и сопровождающие их прихлопывания охваченной стадным чувством толпы, и грохот барабанов, и режущие слух завывания вувузел, и конкурирующий с ними голос истерично визжащего вождя. А ведь эта "революция" (в процессе которой ни разу не упоминались национальные интересы Армении, а наоборот, прозвучала и никем не была пресечена кощунственная фраза о ее значении, перевешивающем победу в Карабахской войне) изобиловала еще и целым арсеналом куда более серьезных, отвращающих от нее атрибутов: от изощренной базарной ругани в соцсетях, от гробов, посылаемых всем неугодным, от сопляков ("они же дети!"), перекрывавших дороги и требовавших, чтобы водители сигналили во славу их божка, до фанатичных мамаш, создававших живой щит из сидящих в детских колясках своих малышей, чтобы полиция, не дай бог, не ущемила конституционное право гражданина Никола сокрушать государство; от резко активизировавшихся представителей ЛГБТ-сообщества, шизофреничных феминисток-пацифисток и разнообразных сектантов до проходимца, выдаваемого за дедушку погибшего героя войны… Наверняка каждая из этих деталей вдохновила бы Роберта Саакянца на соответствующую карикатуру или фильм. И уж точно не обошел бы он вниманием взобравшегося на столб "мессию", который, закрывая чьим-то нижним бельем камеру видеонаблюдения, с глумливой, как сказал бы классик, улыбкой передавал "привет от Арутина Зимзимова".
Роберт Саакянц не мог бы оказаться в лагере сторонников "революции" уже потому, что не мог не понимать, насколько бесплодным был приводимый ими аргумент: "Хуже не будет, главное - убрать Сержа". Как не мог бы не понимать очевидного: сердце взращенного Левоном Тер-Петросяном новоявленного "Данко" не способно воспламениться благодатным огнем. Из "мрака робо-сержевского" режима оно могло вывести всех страждущих исключительно для того, чтобы завести их в непроходимые дебри, откуда покинутый "ад" им виделся бы землей обетованной. Он был бы в противоположном лагере, поскольку был далек от мысли, что коллективный разум способен порождать здоровые идеи. В Фейсбуке до сих пор время от времени разные пользователи выставляют его портрет с цитатой из его интервью: "Демократия – это что? Это когда Пилат приходит к народу и спрашивает:
- С Христом что делать?
- Как что? Распять!"
Насколько помню, в том же интервью он со свойственным ему гротеском говорил о том, что избирателей не мешало бы тестировать на коэффициент интеллекта и при подсчете голосов учитывать их показатель: "Приходит какой-нибудь урод со сросшимися на переносице бровями, растущими от этих бровей волосами и нулевым IQ. Кого он может выбрать, чтобы это было не в ущерб Армении? Что он соображает в геополитике, откуда он знает, что в этом мире все взаимосвязано и бомбардировка Югославии может иметь отношение к Армении и Карабаху?"
С ЕГО АНАЛИТИЧЕСКИМ УМОМ он не мог бы не понимать, что весной 2018 года его страна, последовав примеру других стран, прошедших через цветные революции, стала на путь самоистребления. Его эрудиция, информированность о происходящих в мире процессах не могли не подсказать ему, что затея с "бархатной" узурпацией власти не имеет ничего общего с национальными интересами Армении, поскольку за ржавоголосым вождем "революции" стоял одиозный первый президент (теснейшую связь этих персонажей не видели только те, кто не хотел этого видеть, кому хотелось забыть, как весной 2008 года эти два народолюбца стояли плечом к плечу, как они провоцировали толпу на свержение власти "карабахских подонков"). А уж с каким "благоговением" относился Роберт Саакянц к Тер-Петросяну, можно судить хотя бы по одной его реплике в телеинтервью, записанном сразу после заявления президента о том, что национальная идея – это ложная категория и только подонки могут возражать против возвращения освобожденных территорий азербайджанцам: "Это кто подонок? Это я подонок? Подонок тот, кто, оседлав национальную идею, дошел до власти, а оседлав власть, объявил эту идею ложной категорией".
Повода вспоминать отстраненного за предательство президента он не упускал. Показательно в этом смысле интервью, опубликованное в газете "Новое время" 1 марта 2008 года. В тот самый день, которым вот уже больше двух лет, перекладывая с больной головы на здоровую, спекулирует "всенародный" вождь. Понятно, что интервью было записано за пару дней до публикации, когда стараниями отца армянской "демократии" и его многообещающего наследника беспредел и бесчинства вдохновляемой и подстрекаемой ими толпы приближались к своей кульминации. И если бы не твердость Роберта Кочаряна, все "достижения" весны 2018 года мы получили бы за 10 лет до нее. Но долго ли после этого просуществовала бы Армения?
Этим вопросом и задавался Роберт Саакянц, когда десятки тысяч его сограждан самозабвенно скандировали имя первого президента: "Я в шоке от того, что происходит в нашей стране. Дело не в том, что некоторые начисто забыли, как сидели без света только потому, что пришедшая в первый год независимости власть решила, что керосинки и свечи принесут им больше прибыли, чем тогда еще дешевая с советских времен электроэнергия. И не надо настырно убеждать, что, дескать, тогда была война. Я говорю о том, что человек, который сегодня кричит "Левон", безнравствен не потому даже, что при ЛТП не было электричества. Говорю потому, что, в отличие от сегодняшних его сподвижников, которые всерьез объясняют и разруху, и миграцию войной, я помню, в какое замешательство привело ЛТП известие об освобождении Шуши. Многое нам стало известно позднее, но и тогда было ясно, что он из кожи лез вон для того, чтобы война не была выиграна. Когда сегодня ЛТП заявляет, что армию следует сократить до 1,5 тысячи, а Арцах оставить в составе Азербайджана, он лишь подтверждает свою старую позицию.…
СЕГОДНЯ ЧЕЛОВЕК, ДОВЕДШИЙ СТРАНУ ДО ТОТАЛЬНОЙ РАЗРУХИ, объявляет себя победителем и, стараясь выглядеть самым умным, разглагольствует о желании отказаться от результатов общенациональных побед. Почему те, кто стоит на площади, не задают себе вопроса: а что будет с теми людьми, которых их кумир намерен вернуть под юрисдикцию Азербайджана? Это ведь не Фландрия, от выхода или невыхода которой из состава Бельгии народ ее не пострадает...
350 тысяч людей, отдавших свои голоса ЛТП, - это немалая часть населения. К счастью, законодательно была пресечена возможность участия в голосовании из-за границы. Нжде считал "колбасных" мигрантов врагами народа, и сегодня я начинаю его хорошо понимать. Люди, не собирающиеся возвращаться в Армению ни при какой власти, закатывают в Лос-Анджелесе хорошо срежиссированные истерики в пользу экса. Неужели левоновский электорат, которому он внушил, что надо без боя капитулировать перед Азербайджаном, не понимает, что гибель Арцаха предопределит его собственное уничтожение?
Выборы показали, что людей, исповедующих какие-либо высшие ценности, увы, немного. Поражают также беспредельная наивность некоторых граждан, их трактовка демократии. Если ты недоволен кандидатом-фаворитом, то это совсем не повод голосовать за забытого и провалившего экзамен ЛТП. Разве не отказ коммунистов поддержать социал-демократов на выборах в Германии привел к победе Гитлера?
В каждом народе есть прослойка людей, которых можно назвать простодушными, наивными, даже трогательными. К сожалению, у нас процент простодушных, несведущих людей очень велик. На них и опираются ЛТП и его команда. Как бы в насмешку над ними с аодовского ролика звучит гимн Евросоюза, тонко намекая, кто его спонсоры и к чему он реально стремится… Левоновские политтехнологи взывают к самым обычным житейским чувствам электората. Их слушают даже не задумываясь, а они блестяще спекулируют на безрассудной амнезии собственного народа.
Хочется надеяться, что люди все же одумаются. Противостояние на фоне потери памяти заведет нас в тупик. Может быть, навсегда".
На мой взгляд, это интервью исчерпывающе отвечает на вопрос, могли бы симпатии Роберта Саакянца оказаться на стороне кепкоголовой революционной братвы и ее атамана. И как бы он реагировал на все "завоевания" победившей "демократии", какую бы реакцию у него вызвала напичканная толерантно-либерастическими стандартами пашиняновская стратегия развития "новой Армении", особенно в тех ее частях, которые касаются Арцаха и системы образования.
Как бы он воспринял то, что его внуки даже второй закон Ньютона и теорему Пифагора будут постигать сквозь призму защиты прав сексуальных меньшинств, а историю своего народа - сквозь откровения армяно-турецкой интербригады авторов нового учебника, переименовавших Армянское нагорье в Восточную Анатолию. Как бы стимулировал его творчество бурный поток "светлых" идей русофобствующих марионеток-бойскаутов, закрывших по требованию своих кураторов российские телеканалы, готовых возлюбить, как себя самих, ближайших "конструктивных и образованных" соседей, открыть границу с Турцией и, великодушно простив им Геноцид, завести с ними дружбу до гроба (до нашего гроба). А заодно и улучшить демографию страны за счет иммиграции нескольких сот тысяч арабов и пакистанцев. Как бы воспринял он то, что покровители и спонсоры балаганных петрушек, претендующих на роль государственных мужей, обеспокоенные медлительностью своих подопечных, решили перейти с дистанционного управления на "тактильное". И в ближайшие недели Госдепом и Евросоюзом в "новую Армению" будет откомандирован десант гаулейтеров, призванный помочь "бархатной" власти в установленные сроки внести свою лепту в процесс создания Великого Турана.
ЧЕМ СТАРАТЕЛЬНЕЕ ВЫПОЛНЯЮТ взятые на себя обязательства приемные дети первого президента, через двадцать лет осуществившие его заветную мечту и "освободившие народ от кочаряно-саргсяновской тирании", тем чаще у меня возникают подозрения, что сегодня Роберт Саакянц не довольствовался бы одними "зубастыми" фильмами, рисунками и интервью.
Нескромно считая, что знаю его немного лучше тех, кто рисовал в своем воображении идиллические картинки, в которых ему отводилась почетная роль единомышленника и соратника светоносносного реформатора, я с серьезной долей вероятности предполагаю, что, как и другие его современники, чья гражданская позиция никогда не претерпевала взаимоисключающих трансформаций и с чьим уходом в армянской культуре образовались зияющие пустоты (тот же Левон Мкртчян, или Сос Саркисян, или Генрих Игитян…), Роберт Саакянц в свои 70 лет был бы в первых рядах инициаторов формирования народного ополчения.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-30 10:02
То и дело приходится слышать, что в вузах республики проходят чистки, и лояльные к бархатным властям руководители увольняют с работы оппозиционно настроенных сотрудников. Не могу сказать, что борьба с инакомыслием, являющаяся неотъемлемой частью любого государственного переворота, сильно удивила меня. Как не удивило то, что и я сподобилась чести быть отмеченной вниманием руководства Российско-Армянского университета. И на днях целых два руководителя целых двух департаментов РАУ, разгневавшись на то, что я не пришла на работу, сотворили произведение канцелярского жанра, призванное запугать меня освобождением от работы. В этом творении (не знаю, коллективный это труд или плод гениальной мысли одного из двух авторов) прекрасно все: от обращения к «тикин Саакянц» до перечня статей Трудового кодекса РА и устава РАУ. Но больше всего мне понравилась формулировка «неявка на работу по неуважительной причине».
-
2024-07-29 09:24
Все чаще и чаще я с завистью думаю о тех, кто не дожил до сегодняшнего дня. И представляю, что бы происходило с ними, стань они свидетелями сегодняшней, сотворенной руками самих армян катастрофы, масштабы которой, как это ни странно, многие так и не оценили, так и не поняли, что в Армении установился оккупационный режим наместников заклятых врагов армян и борьба с ним священна. Она касается каждого армянина, поскольку реализуемый с помощью этого режима давний проект создания Великого Турана не предполагает наличие в нашем регионе ни армян, ни Армении. Из тех, кого все происходящее лишило бы покоя и о ком я думаю довольно часто (помимо родных и близких мне людей), Юрий Барсегов, чьи интервью и обширные публикации довольно часто появлялись в республиканской прессе 90-х годов. Совсем недавно, просматривая старые газеты, я наткнулась на его огромную статью "О материальной ответственности за геноцид армян" ("Новое время", 1999, 16 сентября, с.4-5).
-
2024-04-02 10:50
В Российско-Армянском университете о варчапете гейдаровиче отзываться позволено только, как о покойнике: либо хорошо, либо никак. Долгие поиски в интернете чего-нибудь хорошего о неприкосновенной в РАУ персоне не дали желаемых результатов. Из бездны всевозможных характеристик и оценок, пожалуй, самую лояльную, самую дипломатичную, интеллигентную и корректную, а самое главное, самую лаконичную дал Семен Аркадьевич Багдасаров, который сказал, что Никол Воваевич Пашинян – позор Армении, предатель, равного которому во всей четырехтысячелетней истории армянского народа не найти, в своем предательстве превзошедший Васака Сюни.
-
2024-03-16 10:29
Процесс уничтожения Армении вступает в завершающую фазу. Наверняка уже пишутся драматические произведения, поэмы и песни про многострадальный древний народ. Несомненно, в этих произведениях будет и обращение к Богу, мол, где он был, когда у него на глазах происходил второй за последний век геноцид. Однако я надеюсь, что, кроме этих панегириков, будет написана и беспристрастная хроника событий, произошедших с весны 2018 года. И надеюсь, авторы этой летописи будут настолько объективны, что воздадут должное всем виновникам произошедшей трагедии, которую немногочисленная здравомыслящая часть армянского общества предсказывала в дни общенациональной шизофрении и пыталась ее предотвратить.