АРМЯНСКАЯ КУКЛА В 14 ГЛАВАХ
Уже много лет археолог и искусствовед, сотрудница Музея истории Еревана, коллекционер с большим стажем Марина ХАЧМАНУКЯН мечтает о создании в родном городе музея кукол, где смогут разместиться самые невероятные экспонаты, - от авторских и сувенирных до театральных, фольклорных и других кукол. Среди наших соотечественников много заядлых коллекционеров кукол, чьим экспонатам могут позавидовать собиратели из разных уголков мира, есть и много прекрасных мастеров, специализирующихся на изготовлении эксклюзивных кукол, поэтому у Марины Хачманукян и возникла идея создания кукольного музея.
К СОЖАЛЕНИЮ, ОБРАЩЕНИЯ В РАЗНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ структуры с предложением создать этот музей результата не дали, однако возникшая когда-то идея не давала покоя. И однажды она решила выплеснуть всю накопленную за 10 лет обширную информацию на бумагу. Так родилась уникальная по богатству материала, содержанию и предназначению книга "Армянский путь куклы". За публикацию книги не брались издатели, опасаясь, что она не найдет массового спроса. На риск пошел Армен Мартиросян - глава издательства "Антарес", увидевший в этом немного научном, немного познавательном и оригинальном труде огромный пласт историко-культурного феномена под названием "Кукла".
"Появление на свет книги - результат моей долгой дружбы с куклами, которыми я занимаюсь с 2009 г., - рассказывает Марина Хачманукян. - У меня не очень большая, но содержательная коллекция кукол и елочных игрушек разных времен. С 2010 г. я инициировала тематические выставки "Кукла", "Кукольные истории", "Авторская кукла", "Зимняя сказка", "Ереванская мозаика" и другие, привлекшие как большое число участников, так и посетителей. Я основала сайт kukliarm.com, где представлены армянские кукольные мастера нашей страны и зарубежья, выступила инициатором и основателем первой в Армении Галереи кукол на улице Абовяна в Ереване. К сожалению, галерея просуществовала недолго, но тот факт, что за короткий срок ее посетили более 7000 человек, подтвердил важность и необходимость в стране музея кукол со статусом государственного. Кукла - далеко не игрушка. Если проследить пройденный ею на протяжении тысячелетий путь, становится понятным: кукла - это культурно-историческое, социальное и художественное явление, способное рассказать нам очень многое о традициях, культурных особенностях, мышлении, образе жизни, эстетике того или иного народа. Это делает ее феноменом, важным для науки, образования, искусства и интересным для досуга".
В КНИГЕ "АРМЯНСКИЙ ПУТЬ КУКЛЫ" ВПЕРВЫЕ ПРЕДПРИНЯТА попытка собрать воедино всю известную информацию об армянской кукле. На основе научной литературы, археологических и этнографических данных в доступной и увлекательной форме автор прослеживает исторический путь развития куклы от идола до произведения искусства, рассказывает о роли кукол в духовной жизни армянского народа, об эволюции театральной куклы и о "кукольных" метаморфозах гениального кинорежиссера и великого мистификатора Сергея Параджанова. Как отмечает Марина Хачманукян, не все знают, что Параджанов по окончании школы некоторое время работал на Тбилисской кукольной фабрике, откуда кукла и вошла в его жизнь, став одним из основных символов его коллажей и фильмов.
Книга состоит из 14 глав, тема каждой раскрывается в общей для всех народов информации о кукле и плавно переходит к кукле в армянской действительности той или иной эпохи. Начинается книга с главы "В начале пути", Марина Хачманукян рассказывает, как возникла кукла как явление.
"Изображающие людей фигурки появились немногим позже самого человека, когда он начал мыслить и создавать. С тех пор кукла стала его постоянным спутником, - объясняет Марина. - Когда первобытный человек сталкивался с явлениями природы, не мог их объяснить и начал поклоняться божествам, возникли идолы, истуканы. Эти антропоморфные фигурки есть не что иное, как отдаленные прообразы куклы. Они считались оберегами, целителями, защитниками, талисманами. В книге есть информация о том, как в Армении во время раскопок найдено несколько таких артефактов. Среди них небольшой женский торс из камня высотой 30 см, обнаруженный в Армавирском марзе и датируемый 8-7 тысячелетиями до н.э. На первый взгляд это кусок камня, но исследования показали, что он обработан человеком: ученые относят ее к позднепалеолитическим Венерам. В первой главе я представляю историю возникновения прообразов кукол на территории Армении, привожу примеры артефактов, найденных в Шенгавите, Кармир блуре, Мецаморе и в других древних поселениях наших предков".
ВТОРАЯ ГЛАВА КНИГИ - "О ЧЕМ МОЛЧАТ АРМЯНСКИЕ КУКЛЫ" - посвящена скрытой в этих творениях человека богатейшей информации. Марина Хачманукян представляет народную куклу как часть традиционной культуры, хранящей в себе мировоззрение, мироощущение, традиции народа. У армян каждый народный праздник или обряд обязательно имел свою куклу, сделанную из кожи, камня, дерева, теста, волос, метлы, крестов.
Например, известные асил-басилы - куклы, которые пекли на Новый год. Считалось, что если куклы-выпечки поднимались и румянились, то предстоящий год будет удачным, если нет - плохим. На Масленицу пекли утис-тат - фигурки, выполняющие те же функции, что и русские скоромные бабки. Их делали с большой ложкой в руке, они были символом веселья, угощения, а после Масленицы парни сбрасывали их с холма. На Великий пост у армян была Аклатиз - кукла-календарь и кукла-пугало. В первом случае ее изготовляли из луковицы, в которую втыкали 7 перьев, символизирующих недели Великого поста. По прошествии каждой недели одно перо вынимали. Кукла Аклатиз-пугало отпугивала обжор, заставляя выдерживать пост. В своей книге Марина Хачманукян рассказывает и о многих других армянских ритуальных куклах: двуликая Зарзало, Вички Арус, Хачбур, Нури - невеста дождя, и т.д.
Отдельная глава посвящена театральным куклам и их развитию, представлены не только объемные, но и теневые, и другие куклы. Особое внимание уделено знаменитой кукле Карагез. Основываясь на трудах этнографов Эммы Петросян и Жени Хачатрян, автор доказывает, что Карагез - это отуреченная форма армянского Карауза. Марина Хачманукян не обошла вниманием и авторскую куклу, остановившись на трех корифеях кукольного искусства: это Саак Саакян, известный своими куклами-конусами из дерева, Мари Еркат, делавшая текстильные куклы, Вета Григорян - автор кукол из полимерной глины. Марина подчеркивает, что сегодня есть немало армянских умельцев, работающих в жанре авторской куклы и создающих истинные шедевры из различных материалов.
СРЕДИ НИХ ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ СОФЬЯ АШХАРУМОВА - автор знаменитых в свое время будуарных кукол, не имеющих национального окраса или тематики. Родившись в семье тифлисских дворян, она получила образование в Париже, где и увлеклась модными сувенирами и стала изготовлять куклы, которыми женщины высшего света украшали свои будуары и даже носили этих красавиц с собой. Светскую моду Софья Ашхарумова перевезла из Парижа в Стамбул, став, по сути, первой армянкой, изготовлявшей авторские куклы, возраст которых превышает 100 лет. Кстати, в личной коллекции Марины Хачманукян было 4 таких куклы, 3 она передала Музею истории Еревана.
Последняя глава книги посвящена кукольному творчеству Сергея Параджанова и содержит много интересных сведений.
В своем труде Марина Хачманукян представила и реальную историю о том, как однажды получила письмо от пожилой жительницы Еревана Сюзанны Варданян, рассказавшей при встрече о шарманщике Пето, который в годы ее детства разгуливал по дворам с шарманкой и двумя самодельными куклами, разыгрывая мини-спектакли под звуки музыки. Как отмечает Марина, вероятно, это был человек-театр, воспоминания о котором тикин Сюзанна решила сохранить для истории.
Книга "Армянский путь куклы" богато иллюстрирована и издана на русском языке, но, по словам автора, у "Антарес" есть планы перевести ее на армянский и английский, чтобы сделать доступной богатейшую информацию для широкого круга читателей. В ближайшее время она появится в книжных магазинах и будет снабжена сувенирной куклой: эту идею автору предложил глава "Антарес" Армен Мартиросян. Свой "кукольный" труд Марина Хачманукян посвятила памяти брата, Рубена Хачманукяна, который помогал ей собирать коллекцию и поддерживал во всех начинаниях, связанных с куклами.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.
-
2024-07-03 09:35
Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".
-
2024-06-21 11:26
Предстоятель Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян издал книгу «Государственная политика вандализма в Азербайджане».
-
2024-04-27 09:56
Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога". Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась.