НЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ, А ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ

Парламент Нагорного Карабаха в пятницу выступил с заявлением в преддверии Дня возрождения, призвав сопредседателей Минской группы ОБСЕ возобновить переговорный процесс по урегулированию конфликта с Азербайджаном. Праздник отмечается 20 февраля, именно в этот день 1988 года Областной совет НКАО принял решение о воссоединении с Арменией, передает Sputnik Армения.

В СВОЕМ ЗАЯВЛЕНИИ ПАРЛАМЕНТ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ международных структур - и в первую очередь Минской группы - на то обстоятельство, что испокон веков армяне Нагорного Карабаха вели борьбу за сохранение своей национальной идентичности и самобытности, создали выдающиеся культурные и материальные ценности. Все они теперь, как отмечается в документе, находятся под угрозой в результате оккупации части Карабаха со стороны Азербайджана. "Наш народ заплатил слишком высокую цену в борьбе за свободу и независимость Арцаха. Республика Арцах продолжает существовать и бороться за международное признание" - говорится в документе.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: все правильно, все актуально и злободневно. Действительно, МГ ОБСЕ давно пора вспомнить о своей прямой функции и заняться, как говорится, делом. Однако есть нюансы, на которые нельзя не обратить внимания в данном контексте. Вот арцахские депутаты призывают сопредседателей возобновить переговорный процесс. И тут сразу возникает вопрос: кто в данном процессе должен представлять позицию Степанакерта? Если раньше это делал Ереван, то теперь власти Армении фактически никак не выражают точку зрения Арцаха по ключевым вопросам. Судите сами.

Вот, например, Арцах считает, что часть его территории сегодня оккупирована Азербайджаном, и принимает соответствующий закон. Официальный Ереван на это реагирует гробовым молчанием, демонстрируя фактически той же МГ ОБСЕ свое несогласие с заявлениями и действиями Степанакерта. Или другой пример: после войны, после подписания трехстороннего заявления ни одно должностное лицо Армении официально не посетило Арцах. Наконец, один из самых ключевых моментов: на протяжении всего переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ позиция армянской стороны основывалась на том принципе, что Арцах никогда не может быть в составе Азербайджана. Между тем сегодня официальный Ереван устами Пашиняна заявляет, что содержание переговоров до 2018 года лишило Карабах возможности не быть в составе Азербайджана. Фактически тем самым Ереван закрывает для себя тему неприемлемости и невозможности пребывания Арцаха в составе Азербайджана.

С учетом перечисленных и многих неперечисленных аспектов по меньшей мере странным выглядит призыв парламента Арцаха к сопредседателям возобновить переговорный процесс в нынешних условиях. В условиях, когда Баку считает проблему решенной и исключает возможность Арцаха не быть в составе Азербайджана, когда Ереван тоже считает, что Арцах лишен этой возможности (не быть в составе Азербайджана), о чем вообще могут идти переговоры в рамках МГ ОБСЕ? Это формат в принципе существует десятилетиями для поиска путей сближения позиций сторон. А тут они не только близки, но практически идентичны по самому главному вопросу, по вопросу статуса Карабаха. Плюс официальный Ереван откровенно дистанцируется от самого процесса.

Конечно, МГ ОБСЕ остается единственной переговорной площадкой, конечно, необходима активизация сопредседателей. Однако очевидно, что речь может идти не о возобновлении переговорного процесса, а о его переформатировании с учетом нынешних реалий. Тех реалий, в которых позиция Еревана гораздо более близка к позиции Баку, нежели Степанакерта. Тех реалий, в которых голос Степанакерта может быть услышан только при одном условии: он должен занять свое место за переговорным столом, поскольку Ереван уже не транслирует его позицию. Иначе роль той же МГ ОБСЕ представляется уж совсем формальной, а миссия - в принципе исчерпанной.