ПРИВЫЧКА К ВЫСОКИМ ЦЕНАМ

Макрообзор ЕАБР: «исчерпание эффектов миграционного притока в Армению»

10 апреля аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) представили очередной выпуск Макроэкономического обзора по 6 государствам-участникам банка, включая Армению, в котором дана оценка нынешнему состоянию мировой экономики и ее влиянию на страны ЕАЭС+…

В МАТЕРИАЛЕ ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО ВЫСОКИЕ УРОВНИ МИРОВОЙ ИНФЛЯЦИИ могут оказать влияние на развитие экономик региона операций ЕАБР. Учитывая высокую долю импортируемой инфляции в большинстве стран региона, это затруднит проведение политики, направленной на сдерживание роста потребительских цен. А США и странам ЕС, вероятно, придется привыкать жить с более высокими уровнями инфляции (3-5%) и, как следствие, с более высокими процентными ставками. Одновременно аналитики ЕАБР полагают, что риски глобальной рецессии сохраняются, что может повлиять на перспективы экономического роста стран ЕАЭС+.

Макрообзор ЕАБРПо словам главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова, «для Армении и Кыргызстана нужно учитывать постепенное исчерпание эффектов миграционного притока, что может быть особенно заметно во второй половине текущего года».

 В этих условиях становится понятна осторожность финансового мегарегулятора Армении, не спешащего, вопреки ослаблению в марте инфляции и пылким призывам особо нетерпеливых членов кабинета Пашиняна, смягчать денежно-кредитную политику и, в частности, снижать ставку рефинансирования.

 Именно решение проблемы с инфляцией оставалось в фокусе внимания денежно-кредитных регуляторов большинства стран: 10 центральных банков в марте повысили ключевые ставки. С начала 2022 года ФРС поднимала ставку уже 9 раз. Большинство регуляторов продолжают придерживаться ястребиной риторики.

 При этом результатом борьбы с инфляцией стал существенный рост стоимости заимствований для всех секторов - домохозяйств, предприятий, банков и правительств. Первые последствия проявились в финансовом секторе: банкротство Silicon Valley Bank, Silvergate и Signature Bank в США и проблемы в банковском секторе в Европе, включая Credit Swiss. Но финсектором негативное влияние процентных ставок не закончится: ограничение доступности кредитования для предприятий становится заметным, бизнес начал активно искать пути сокращения издержек. В первую очередь, под сокращение попали расходы на ИТ, которые бизнес начинает рассматривать как непрофильные. В итоге после бума, вызванного COVID-19, компании ИТ-отрасли сталкиваются с необходимостью снижать уровень своей загрузки и вынуждены сокращать персонал. В первые два месяца с.г. только в США было уволено более 118 тысяч работников отрасли. При этом крупнейшие компании ИТ-сектора продолжают заявлять о грядущих сокращениях.

 В ЭТИХ УСЛОВИЯХ АРМЯНСКАЯ ЭКОНОМИКА СОХРАНЯЕТ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ РОСТА, и основным драйвером остается сектор услуг, 70% динамики которого обеспечено расширением информационно-коммуникационной отрасли и финансовой деятельности. Вместе с тем, как отмечают авторы макрообзора, «тенденция постепенного замедления экономической активности сохранилась в секторах услуг и промышленности, что указывает на постепенную стабилизацию спроса в стране». Обрабатывающие отрасли в январе-феврале увеличились на 6,6% г/г (год к году), вместе с тем в горнодобывающей промышленности сохранился спад (минус 9,6% г/г) в связи с остановкой работ на Техутском медном месторождении.

 Сохранение опережающих темпов роста экспорта товаров по сравнению с импортом способствует в том числе устойчивому укреплению курса армянской валюты. По итогам февраля драм укрепился к корзине валют стран – торговых партнеров по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. К доллару драм укрепился на 21,8% г/г, к евро – на 24% г/г, в марте по сравнению с февралем драм укрепился к доллару еще на 1,3%, к евро и рублю РФ – соответственно на 1,3% и целых 5%. При этом национальная валюта Армении продолжала поступательно дорожать в течение всего периода с начала 2023 года. Укреплению курса драма, по мнению аналитиков ЕАБР, будут способствовать сохранение на повышенном уровне денежных переводов и опережающие темпы роста экспорта по сравнению с импортом.

 На конец февраля уровень международных валютных резервов Армении составил $3,5 млрд, а государственный долг - $10,6 млрд.

Основная тема:
Теги: