"СПАРАПЕТ ВАЗГЕН НЕ МОЖЕТ ПРОИГРАТЬ ЛЕВОНУ И НИКОЛУ"

24 марта 1992 г. в Хельсинки было принято решение о проведении Минской конференции с повесткой о мирном урегулировании карабахской проблемы. Эту дату принято считать началом формирования международного подхода к проблеме. В 1994 г. в Бишкеке был подписан документ о прекращении огня, а спустя 3 года, в 1997 г., тема мира была озвучена Тер-Петросяном в известной статье "Война или мир? Время стать серьезными". Идея мира за счет сдачи освобожденных территорий увенчалась в 1998 г. вынужденной отставкой Тер-Петросяна, который, уходя, объявил, что к власти в Армении пришла партия войны.

ТЕМА мира в тер-петросяновской трактовке вновь обрела актуальность в 2018 г. после смены власти, когда СМИ хором заговорили о влиянии Тер-Петросяна на премьер-министра, а также о том, что усилиями Никола Пашиняна экс-президент реанимирует собственную концепцию урегулирования.

16 января в Париже по инициативе сопредседателей Минской группы состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, которая продлилась более 4 часов. После встречи сопредседатели выступили с заявлением, в котором указывалось, что министры обсудили широкий круг вопросов, связанных с конфликтом, и пришли к согласию о "необходимости предпринять конкретные мероприятия для подготовки народов к миру".

22 января в Давосе в ходе Всемирного экономического форума Пашинян по своей инициативе встретился с Ильхамом Алиевым, после чего записал на своей странице в FВ, что имел место обмен мнениями по поводу текущего состояния переговорного процесса и дальнейших обсуждений. Встреча длилась полтора часа и, по мнению большинства политологов, стала продолжением парижской встречи министров. Ну а кульминацией развития темы мира стало заявление Ангелы Меркель о том, что "Азербайджан тоже должен предпринять смелые шаги", после чего многие в Армении задались вопросом: а что такого смелого предпринял или готовится предпринять премьер-министр Пашинян и почему канцлер считает, что в Азербайджане должны последовать его примеру?

ПОСЛЕ взбудораживших общественность заявлений ныне уже бывшего посла США Ричарда Миллса и советника Трампа Джона Болтона Пашинян объявил: "Мы вообще не можем даже обсуждать формулировку "территории в обмен на мир". Так почему же в ходе совместной пресс-конференции Меркель заявила: "Думаю, что господин премьер-министр предпринял смелые шаги, но это требует, чтобы и противоположная сторона была готова совершить смелые шаги. Думаю, что господин премьер должен продолжить, но в конечном счете обе стороны должны прийти к согласию". О каком смелом шаге Пашиняна говорила Меркель и что такого армянский премьер должен продолжить, по сей день неясно.

Пашинян объяснил это заявление Меркель следующим образом: "Я хочу объяснить, о каких смелых шагах идет речь… Несколько месяцев назад я с трибуны парламента объявил, что считаю важным, чтобы любой вариант урегулирования карабахского вопроса был приемлем для народа Армении, народа Карабаха и для народа Азербайджана".

В чем тут смелость? Где ясность? Комментарий премьер-министра еще больше усилил подозрения, что, говоря о смелости, канцлер имела в виду некие закулисные шаги или обещания Пашиняна. О приемлемости окончательного решения проблемы для всех сторон конфликта говорилось еще в прошлом веке. Одним словом, комментарий не удался, а апелляция канцлера к смелости и тезис о подготовке народов к миру вызвали нешуточную озабоченность политических сил вне парламента.

В самом парламенте министр иностранных дел Зограб Мнацаканян за закрытыми дверями ответил на вопросы депутатов от фракции "Лусавор Айастан". Речь, в частности, шла о заявлении министра: "В том, что мы высказали в качестве принципа, ничего нового нет. Мы работаем для мира, но нашу решимость не следует ставить под вопрос, это не значит, что мы утратили свою решимость. Миру нет альтернативы, альтернатива миру - катастрофа".

ЗАМПРЕДСЕДАТЕЛЯ РПА, экс-председатель парламентской комиссии по внешнеполитическим вопросам Армен Ашотян по этому поводу заявил: "Не следует принимать армянскую общественность за четвероногое животное с длинными ушами. Скажите народу прямо, что вы даете очередное пустое обещание". Тезис о подготовке к миру продолжает будоражить общественность, похоже, что слово "мир" в контексте закулисной политики властей в плоскости урегулирования стало более зловещим, нежели слово "война".

Впрочем, нашлись оптимисты, которые расценили заявление Меркель о смелости Пашиняна как попытку продвинуть концепцию "территории в обмен на статус". На наш взгляд, эта "догадка" весьма далека от реальности. Зная о риторике, которая периодически звучит со стороны азербайджанского руководства относительно планов завладеть Ереваном и Севаном, канцлер Германии вряд ли подразумевала под ответной смелостью готовность азербайджанского руководства к компромиссам. Встреча Мнацаканяна с фракцией "Лусавор Айастан" отнюдь не разрядила общественное напряжение. Общество не доверяет парламенту, в котором нет оппозиции. Роль оппозиции сегодня выполняет бывшая партия власти.

ВИЦЕ-СПИКЕР парламента предыдущего созыва Эдуард Шармазанов охарактеризовал сложившуюся ситуацию следующим образом: "Мы должны готовиться к нежелательному развитию, Азербайджан долго ждать не будет. Все очевидно: заявление бывшего посла США Миллса, визит советника президента США по национальной безопасности Болтона, высказывание Сороса, намек канцлера Германии Меркель на смелый шаг Никола в вопросе урегулирования проблемы Арцаха - все это не случайно. Кстати, я послушал объяснение министра иностранных дел Мнацаканяна по поводу "смелого шага", лучше бы он не говорил. Меркель не случайный деятель, чтобы случайно употребить слово "смелый". До этого Болтон ждал от Пашиняна смелых шагов. Это цепь, логическим продолжением которой является ожидание территориальных уступок. У меня такое впечатление, что либо Никол дал обещание, либо промолчал, когда кто-то об этом говорил, и теперь с ним связывают ожидания".

Шармазанов считает, что власть пытается реанимировать пораженческий сценарий урегулирования Тер-Петросяна образца 1998 г. "Но мы - наследники дела Спарапета Вазгена Саркисяна, и я уверенно заявляю, что Спарапет Вазген не может проиграть Левону и Николу", - подчеркнул экс-вице-спикер.

Основная тема:
Теги: