ХРОНИКИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Премьер Пашинян оставил выработку механизмов и "определение границ" переходного правосудия на усмотрение парламента. Сам же он прежде в своих выступлениях по поводу злоупотреблений и коррупции неизменно ограничивал этот период двумя последними 10-летиями, как бы оставляя за скобками неустанную деятельность по разбазариванию государственного добра и разгрому экономического потенциала страны времен правления АОД и первого президента…

ВОТ ЧТО, к примеру, недавно написал по этому поводу на своей ФБ-странице декан факультета регулирования экономики и международных экономических отношений Государственного экономического университета Армении Атом Маргарян: "Нынешняя ситуация похожа на бытность Армении 1990-х, когда буквально за несколько лет пришедшая под лозунгами революции и прогресса политическая сила деградировала, разобщилась, а уже в 1995-96 гг. была затянута в пучину перманентных провалов, системной коррупции, единоличного правления, бесконечных политических убийств и переворотов. И если государство, к примеру, каким-то образом должно дать политическую оценку извращению воли граждан в ходе выборов, то это следствие должно начаться с 1995-96 годов. То же относится к коррупции, волюнтаризму полиции, нераскрытым убийствам, попустительству власть имущих, сращению политической верхушки и бизнеса и т.д.: корни всего этого также в первой половине 1990-х. Но в этом вопросе нынешняя власть имеет проблему. Дело в том, что примерно половина сегодняшних поклонников Никола Пашиняна являются также и поклонниками Левона Тер-Петросяна и, если начнется процесс дачи объективной оценки всех 28 лет, эта тер-петросяновская половина обидится и отвернется от власти".

 Хроники смутного времениДобавим от себя: но если этого не сделать, то есть не докопаться до корней и истоков коррупции и многих других злоупотреблений, то сама идея переходного правосудия будет дискредитирована, получив клеймо "избирательного". При этом вряд ли сама власть не догадывается, где кроются истоки наших сегодняшних бед, неправедного обогащения некоторых наших, весьма шустрых до общего добра соотечественников, которые сполна воспользовались хаосом и неразберихой первых лет независимости, когда у руля управления страной в столь непростой период трансформации всего общественно-политического уклада стали люди, не имевшие ни опыта этого управления, ни сколько-нибудь приличных знаний об этом, зато быстро научившиеся монетизировать свой политический капитал в звонкую монету.

МОЕ ПОКОЛЕНИЕ знает и помнит об этих временах не понаслышке. Помним, как на наших глазах унижали и вытесняли "красных директоров", имевших огромные заслуги в деле становления армянской промышленности, а на их место назначали представителей верхушки АОД, не имевших никакого производственного опыта. На место крепких производственников у руля промышленного комплекса вставали люди, зачастую не имевшие даже среднего школьного образования, чьи представления о бизнесе ограничивались мелкой спекуляцией предметами первой необходимости.

 Хроники смутного времениПриватизация отдавала явным политическим душком. "Сапфир", "Армстанок", Чаренцаванский промкомплекс, Каракертский камнелитейный завод, "Камень и силикаты", Нубарашенская птицефабрика, столичные шинный завод и оборонный "Авиакомплекс", дилижанский "Импульс", ванадзорские "Автоматика", "Электрон", завод прецизионных станков и развитый химкомплекс, иджеванский "Бентонит", гюмрийский легпром, даже космическая промышленность… По сути, именно тогда и была предрешена судьба всех этих отдельных предприятий и целых отраслей экономики. Конвейер разрушения был запущен в 1990-х, поэтому, когда сегодня Левон Тер-Петросян цинично обвиняет во всех бедах второго и третьего президентов Армении, на ум приходит одно: чья бы корова мычала…

Теперь даже стыдно вспоминать, что в свое время пытались разобрать норачинский завод "Сапфир"… на металлолом, даже сделали подсчеты, сколько денег можно получить от продажи имевшихся на предприятии 14 тысяч тонн металла. Причем пошли бы они на взятки местным чиновникам. В 1990-х все оценивалось по своей металлоемкости.

 Хроники смутного времениЛожные тендеры с заранее известным результатом, весьма сомнительные процессы приватизации многочисленных земельных участков, которые по сей день остаются необработанными и, соответственно, деградируют, приходят в запустение. Сегодня порядка 40% пригодных для земледелия участков вообще не используются, в том числе и в результате бездумной багратяновской приватизации, когда крестьяне получали лоскутные земельные участки площадью не более 1 га, причем разные наделы даже не были консолидированы и располагались в разных местах. Неужели власти не догадывались, что на небольших разрозненных участках развивать эффективное сельскохозяйственное производство невозможно по определению? И это также происходило в период бездарного правления АОД.

НИКОЛ ПАШИНЯН 11 апреля с.г. в Страсбурге в ходе встречи с тамошней армянской общиной заявил о созданных и выведенных из тени за 10 месяцев 51 тысячи рабочих мест. "О борьбе с тенью говорили все последние 20 лет", - традиционно ограничил он привычными рамками "смутное время" в Армении, но все же спохватился и осторожно добавил: "25, 30 лет"…

Что это? Осознание того непреложного факта, что и до Роберта Кочаряна Армения вовсе не представляла собой образцовую демократию с динамично развивающейся экономикой? Признание того, что истоки коррупции и прочих злоупотреблений, в том числе сращения власти и олигархии, и само зарождение той самой олигархии приходится на период 1990-х годов? Обнаглевших от вседозволенности монополистов и вороватых чиновников не привели с собой ни Кочарян, ни Саргсян: зеленый свет для них зажегся именно в период правления Тер-Петросяна. Понял ли это наконец "народный премьер" или правильные цифры просто слетели с его губ под влиянием неосознанных мотивов в пылу очередного страстного выступления? Как известно, называется подобное психическое явление "оговоркой по Фрейду"…

Основная тема:
Теги: