ЗА ЧТО "БОРОЛИСЬ", НА ТО И НАПОРОЛИСЬ

Фракция "Процветающая Армения" намерена обратиться в Конституционный суд по поводу правомерности решения правительства о запрете на свободу собраний в условиях ЧП. В том, что ей удастся собрать необходимое для обращения в КС количество подписей, сомневаться не приходится. Вопрос в другом: почему баргавачцы до сих пор не использовали данный имеющийся у них инструмент, учитывая, что поводов для этого за последние полтора года было предостаточно?..

12 ИЮНЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ФРАКЦИИ, НЕ ВЫДВИНУВ альтернативного проекта, фактически согласились с решением правительства о продлении режима ЧП – вкупе с запретом на свободу собраний. В это же время правоохранители подвергали приводу правозащитников, проводящих у стен парламента одиночные акции протеста против запрета на свободу собраний. Отдельные оппозиционные депутаты из СА и ПА посетили задержанных, повозмущались перед камерами и даже подняли этот вопрос в НС, мол, что тут такого, пусть люди проводят акции протеста, если носят маски и сохраняют социальную дистанцию, зачем выкручивать руки и укладывать их на асфальт! И – разошлись! Ах да, а еще фракция СА предложила правительству (!) подумать, как граждане могут совместить ЧП и возможность реализовать свои политические и гражданские права и свободы. Представляете, правительству, руководитель которой в том же зале немногим ранее говорил, что "полицейский не должен бояться действовать, должен действовать "духов" в рамках закона", что в последние 2 года очень мало силы было применено в отношении некоторых, и ближайшее время будет применено столько силы, чтобы никто из них не смел даже пикнуть"!

Впрочем, в предложениях фракции ПА и этого не оказалось! Повторюсь, ни одна из парламентских оппозиционных фракций не представила альтернативного решению правительства проекта. И позднее тоже, по завершении специального заседания НС по вопросу продления режима ЧП до 13 июля, о намерении обратиться в Конституционный суд никто не говорил. Это намерение появилось после того, как неприкосновенные депутатские тела баргавачцев, как говорится, на себе почувствовали всю прелесть запрета на свободу мирных собраний и применение полицейскими несоразмерной силы.

А сегодня тот же руководитель фракции СА вдруг заявляет, что можно, оказывается, выступить в НС с инициативой о признании недействительным какого-либо мероприятия правового режима чрезвычайного положения. Дескать, у людей множество проблем, они хотят провести акцию на улице – пусть проводят. Мол, оппозиция может собрать подписи, созвать заседание и поставить данный вопрос и если ПА захочет, мы можем это сделать. Что, парламентская оппозиция только сегодня открыла для себя инструментарий, которым она наделена?! Наделена для того, чтобы облегчать жизнь своих избирателей, а не для того, чтобы вспоминать об этих предоставленных ей Регламентом НС механизмах из политической целесообразности!

Впрочем, это все последние развития. Беглый взгляд на политические события всего лишь последних двух лет и вовсе ярко выпячивают для баргавачцев суровую правду: за что боролись, на то и напоролись. В последний момент запрыгнув в вагон "революционного" поезда, баргавачцы и их лидер, пожалуй, и представить не могли себе, что развития примут такой оборот как сегодня. Ведь именно лидер второй по величине фракции прежнего парламента своими действиями способствовал роспуску парламента, подписав в октябре 2019-го меморандум о том, что не выдвинет своего кандидата на пост премьера и не поддержит какую-либо иную кандидатуру, когда Пашинян подаст в отставку. Тем самым Царукян способствовал не только роспуску парламента, но и формированию нынешнего - с абсолютным большинством, способным принимать любые решения одними лишь голосами фракции власти. Лидер ППА не мог не представлять, во что может вылиться на внеочередных парламентских выборах тогдашняя революционная эйфория. Сегодня он пожинает плоды…

ВПРОЧЕМ, СЕГОДНЯ БАРГАВАЧЦЫ И ИХ ЛИДЕР ПОЖИНАЮТ ПЛОДЫ не только своих действий, но и бездействия, отсутствия позиции. За все это время по всем весьма спорным с точки зрения легитимности законодательным инициативам, которые касались разрешения так называемого кризиса КС, фракция ПА либо не голосовала, либо голосовала против. Но при этом так и не решилась сами инициировать обращение в КС по вопросу прекращения полномочий назначенного мойшаговцами судьи КС Ваге Григоряна. Хотя именно представители ПА называли и продолжают называть Григоряна единственным кризисом КС, отмечая, что тот не выполняет свои рабочие обязанности, но при этом исправно получает зарплату, пользуется служебным автомобилем и всеми положенными судье благами и даже уходит в отпуск. Баргавачцы все это время заявляли, что фракция ПА, мол, ничем не ограничена и, если сочтет нужным в какой-то момент представить собственную инициативу относительно какого-либо судьи КС, если зафиксирует дисциплинарное нарушение, сделает это. Но… не сочли, не зафиксировали, не сделали!

В феврале, когда парламент принимал решение о проведении референдума по конституционному изменению, касающемуся прекращения полномочий семерых судей КС фракция ПА опять предпочла уйти в кусты. Баргавачцы не приняли участия в голосовании, заявив, мол, не могут взять на себя политическую ответственность. При этом обращаться в Конституционный суд на предмет соответствия Основному Закону решения НС о проведении референдума они не сочли целесообразным, не поддержав инициативу фракции СА.

Фракция власти, сочтя присутствие оппозиции излишним, не проинформировала ее вовремя о созыве внеочередного заседания и приняла закон об ограничении прав и свобод граждан, касающихся тайны коммуникаций, защиты личных данных, неприкосновенности частной и семейной жизни без оппозиции! Баргавачцы и "светлые" ограничились лишь воплями и криками на страницах в ФБ, действий в виде отказа от мандатов или опять же обращения в КС не последовало!

За последние два года баргавачцы так и не высказали внятной позиции по судебным процессам генерала Манвела Григоряна, второго президента Роберта Кочаряна. Вернее высказывали, отмечая, что рассматривают вопрос исключительно в правовом ключе и не видят в нем никакого политического подтекста. Все это время на просьбу дать оценку по тому или иному решению суда по делу Роберта Кочаряна баргавачцы вертелись, как ужи на сковородке, выдавая массу лишенных смысла бессвязных предложений о верховенстве закона и Конституции. Год назад, когда Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции об отмене ареста в качестве меры пресечения, те же Тоноян и Энфиаджян отмечали: ППА не раз говорила, что вопрос они рассматривают исключительно в правовой плоскости, и не усматривают здесь никакого политического элемента. "Это правовые вопросы, когда будет принято правовое решение, то ППА незамедлительно даст свою оценку, - заявила Тоноян на брифинге годичной давности, добавив: - Мы должны суметь найти волю, чтобы все ветви власти реализовали свои функции". А вопрос, согласны ли баргавачцы с заявлением Кочаряна, которое он сделал на пути в УИУ, что в Армении нет ни закона, ни законности, и вовсе ввел вице-спикера Ваге Энфиаджяна тогда в ступор. Единственное, на что он оказался способен, - это сказать: "Не собираюсь комментировать". Пришедшая ему на помощь Ивета Тоноян заявила: "Это мнение второго президента, которое имеет право на существование. Мы же думаем, что перед законом все равны. Как только по данному правовому процессу будет принято решение, наши оценки не опоздают".

…Примеров конъюнктурных действий ППА, их бездействия, когда надо было действовать, отсутствия позиции, когда надо было ее четко и внятно высказывать, можно привести еще множество. Но и этого вполне достаточно, чтобы сказать: получите и распишитесь!