СЕНТЯБРЬ 1996 - МАЙ 2020

К событиям 8 мая в парламенте Армении будем возвращаться еще не раз. И причина вовсе не в смаковании того, как депутаты правящей фракции Сасун Микаелян, Артак Манукян и Ваге Галумян в контексте «бархатной, ненасильственной революции любви и согласия» били лидера оппозиционной фракции Эдмона Марукяна. То, что происходило в парламенте 8 мая, примечательно и в других смыслах. Поговорим об одном таком аспекте.

СРАЗУ ПОСЛЕ ПРИХОДА К ВЛАСТИ НИКОЛА ПАШИНЯНА было много разговоров о том, что это немного дежавю («уже виденное»): напоминает процессы, проходившие в Армении в начале 90-х. Приход к власти на волне эйфории в Армении команды революционных популистов во главе с Тер-Петросяном. И его последствия в социальной и экономической сфере, в сфере правопорядка, позиции лидера АОД в сфере нагорно-карабахского урегулирования и так далее, и так далее. Ну и чем все закончилось в конце концов.

Когда два года назад все только начиналось и было много вопросов о том, что будет дальше, я советовал вспомнить 90-ые: тогда возможные сценарии развития событий легко представить. Конечно, речь не о прямых параллелях. Субъекты другие, исходные обстоятельства другие, времена другие, но общие тенденции прослеживаются. 

Важно учитывать, что в нынешнее время процессы идут быстрее. Время ускорилось, и с этой точки зрения, события 8 мая в парламенте Армении дают хорошую подсказку, на каком этапе 90-ых мы сейчас находимся: в сентябре-октябре 1996-го года. Когда в парламенте Армении также избивали оппозиционеров, и, если не ошибаемся, тот же Сасун Микаелян был не последним участником этого процесса «воспитания оппозиционеров». Все возвращается на круги своя…

Но если в 1996-м был 5-й год правления Тер-Петросяна, то сейчас только начался третий год правления Пашиняна. То есть, год нашего времени идет примерно за два начала 90-ых…

Как развивались события после избиения парламентских оппозиционеров в сентябре 1996-го? На первом этапе был террор властей, но страна погружалась в кризис, теряла авторитет на международной арене, усиливалось давление по нагорно-карабахскому урегулированию, позиция Тер-Петросяна идти на уступки не пользовалась поддержкой в обществе, и в итоге в феврале 1998-го он подал в отставку. Спустя полтора года после избиения оппозиционеров. Учитывая, что нынче год идет за два, делаем вывод: в наших реалиях смена власти произойдет если не в этом, то в следующем году.

КРОМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ, ОЧЕВИДНЫ И ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, свидетельствующие о том, что отставка нынешних властей недалека. Похоже, и Пашинян понимает это, о чем де-факто признался с парламентской трибуны в тот же день 8-го мая. Когда экзальтированно кричал, что власть ежедневно подвергается психологическому и моральному террору, который грозит вылиться в физический террор… Что это, как не признание падения авторитета власти? Свидетельство ее провала в общественном мнении.

Та же нагорно-карабахская проблема. Как и в последние годы правления Тер-Петросяна, Ереван сдает свои позиции на переговорах и скоро рискует остаться в такой же изоляции, в какой была Армении на Лиссабонском саммите ОБСЕ в начале декабря 1996-го года. Еще раз напомним, что позиция Тер-Петросяна по Карабаху ускорила его отставку. То же Пашиняну светит и сегодня.

Наконец, коронавирусный кризис. Он усугубляет ситуацию и очевидны его последствия для экономики и социальной сферы. Отрицательные последствия. Это уже конкретно сказывается на рейтинге властей, и, если власти честны сами с собой, они должны признать, что коронавирус меняет ситуацию. Они взяли власть в стране с устоявшейся системой управления, пусть не лишенной недостатков, но работающей системой. В этих условиях дилетантизм пришедших к власти пусть и бросался в глаза, но к критическим последствиям на первых порах не приводил. 

Сейчас - другое. Кризис, и кризис не на один день, а долговременный. Причем речь не только о благосостоянии, но в первую очередь о здоровье и жизни людей. И, как видим, показатели грустные. Сегодня страна нуждается в эффективных менеджерах, что никак не про эту команду. Если власть честна, она должна предоставить избирателям возможность сказать свое слово. В идеале она должна сейчас принять новые законы о выборах и партиях, что Пашинян обещал еще в начале своего прихода во власть, но потом позабыл. Власть должна при необходимости осуществить изменения в Конституцию и уже сегодня объявить о внеочередных парламентских выборах.

Либо власти сами инициируют процесс внеочередных выборов, либо может повториться сценарий 1998-го года, когда Тер-Петросян сначала подал в отставку, а выборы прошли уже потом.

Основная тема:
Теги: