ИГНОРИРУЯ СИМПТОМЫ

Согласно официальной статистике, объем промышленного производства в Армении в течение первых 5 месяцев этого года вырос по сравнению с тем же периодом 2019-го. Не сильно, конечно, вырос. Всего на 2,4%. Но когда по большинству других ключевых экономических параметров фиксируется спад, когда в мире и стране набирает силу экономический кризис, даже этот небольшой рост, казалось бы, весьма существенен. Впрочем, так может казаться до тех пор, пока не знакомишься со статистикой промышленного производства по конкретным товарным группам. Здесь уже приходится констатировать более чем тревожные тенденции…

ВЕСЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ перечислять не будем, остановимся лишь на том, что позволяет лучше представить ситуацию в промышленности, реальном секторе экономики - на том, что характеризует наш нынешний экспортный тренд и внутренний спрос.

В сфере пищевой промышленности ситуация, прямо скажем, не очень оптимистичная. За период январь-май в Армении по сравнению с прошлогодним тем же периодом сократилось производство свежей или замороженной говядины, свинины, баранины. Тут сокращения небольшие – на 5-4%. Зато мощный спад отмечен в сфере производства рыбы – сокращение более чем на 30%. Да, чуть-чуть улучшает ситуацию выросший на 11% объем производства курятины. Но это вовсе нельзя считать компенсацией спада по другим направлениям. И уж тем более, если учесть экспортную ориентацию, скажем, той же баранины и рыбы и полное отсутствие таковой по части курятины.

Отметим, что за указанный период выросло производство молока и молочной продукции. Это, конечно, плюс. Но вот, например, хлеба было произведено меньше. И это – минус.

Особое внимание обращает на себя ситуация на алкогольном, опять же, экспортоориентированном фронте. Производство коньяка сократилось на 15%, водки – на 30%, других алкогольных напитков – на 50%. При этом колоссально, почти в 6 раз выросло производство неразбавленного этилового спирта. Причины такого дикого роста очевидны. В условиях пандемии спирт обрел дезинфецирующую актуальность. Но то, что коньяк, нацеленный на экспорт, фиксирует спад, является, мягко говоря, тревожным симптомом потери традиционных внешних рынков. В целом же общее сокращение объемов производства алкоголя не может не отразиться негативно в плане еще и бюджетных поступлений по линии акцизного налога. То же самое, пожалуй, касается производства табачной продукции. Здесь тоже отмечен спад на 13,8%.

Чуть лучшая ситуация сложилась в сфере легкой промышленности. Выросло производство трикотажа, обуви, постельного белья. Но, например, опять же, ориентированные на экспорт ковры сократились в объеме производства на более чем 70%.

НА ЭТОМ МРАЧНОМ ФОНЕ, ПОЖАЛУЙ, САМЫЕ ЯРКИЕ «успехи» зафиксированы в сфере добывающей промышленности. Так, производство концентрата цинка выросло на 30%, концентрата меди – на 24%, а концентрата молибдена в 1,7 раз. Цифры более чем красноречивые, в лишний раз подчеркивающие то, что сегодня наиболее активным направлением экономической жизни страны является сырьевой экспорт и активная эксплуатация наших недр. С одной стороны мы теряем позиции по традиционным экспортным направлениям (коньяк, сигареты, баранина, рыба), с другой – настоящий драйв в сфере использования природных ресурсов.

Скажем прямо: перспективы вырисовываются слишком мрачные. Тем более если учесть, что речь идет о том периоде года, большая часть которого (три месяца из пяти), не была «задета» пандемией. Вряд ли стоит сомневаться в том, что по итогам полугодия, да и вообще с каждым новым месяцем кризиса картина будет меняться к худшему. Уже хотя бы по той простой причине, что в правительстве, судя по всему, даже не замечают подобных проблем. А если и замечают, то проблемами не считают. Как не считали еще в феврале угрозой для нас мировую вспышку эпидемии, когда министр экономики Армении заявлял, что нас экономические риски не сильно коснутся. Помнится, тогда министр говорил, что лишь по трем направлениям мы можем почувствовать негативное влияние пандемии: падение мировых цен на медь, ухудшение экономической ситуации в России из-за спада цен на нефть, что могут ощутить на себе наши мигранты, и сокращение числа туристов из Китая. Именно и только в этих трех направлениях видело  правительство угрозы нашей экономике 4 месяца назад. Точнее, ничего, кроме этого, не видело. Хотя тогда для многих было очевидно, что вызовов для нашей экономики в разы больше. Точно так же и сейчас реагирует на ситуацию правительство - игнорируя очевидно опасные тенденции и симптомы…

Основная тема:
Теги: