ДО И ПОСЛЕ ТАВУША: ГИБРИДНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ АРМЕНИИ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

На границе с Азербайджаном установилось хрупкое и относительное затишье. За минувшую ночь противник вновь обстрелял армянские позиции сразу по ряду направлений. Ежедневно появляются новости о происходящих в разных странах мира нападениях на армян, как и односторонние заявления различных структур и так называемых экспертов, готовых за горсть нефтедолларов обвинить Армению во всех смертных грехах. Не перестают звучать воинственные заявления из Баку и Анкары, а Эрдоган не преминул в беседе с Путиным пожаловаться, что, дескать, агрессивные армяне не дают спокойно спать его миролюбивому брату Алиеву.

НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ ВОЙНА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. В соцсетях распространяются записи пользователей азербайджанского сегмента с угрозами "резать, убивать, сжигать и уничтожать" всех армян – от младенцев до стариков. Агрессивная информационно-пропагандистская политика Баку остается крайне активной, охватывая самые разные направления. В том числе, кстати, усердно промывая мозги собственному обывателю, которого, кровь из носу, надо убедить в мудрости венценосной семьи и верности ее политики – как внешней, так и внутренней. При этом интенсивность обработки местного населения, надо полагать, прямо пропорциональна не только военным поражениям Алиева, но и проблемам социально-экономического характера внутри страны.

Можно не сомневаться в том, что столь комплексное наступление стало продолжением и резкой активизацией той гибридной войны, о которой эксперты не перестают говорить все последние годы. И если раньше отмечались отдельные ее проявления в разных сферах, то в дни Тавушских боев мы получили целостную картину того, как и к чему готовился и продолжает готовиться турецкий тандем. Исходя из этого, армянские власти и общество просто обязаны сделать выводы и приступить к соответствующей работе. В том числе для того, чтобы не взваливать всю тяжесть противостояния на Армию, и с такой же честью выходить из сложнейших ситуаций на всех остальных направлениях масштабной войны, ведущейся не только против Армении и Арцаха – против всего армянства.

Что мы имели в недели, предшествовавшие и последовавшие непосредственно за Тавушскими событиями?

Подготовка Азербайджана к нападению наиболее наглядно проявилась в виртуальном пространстве. Вспомним, какие атаки и какой мощности были совершены на армянские интернет-ресурсы – в том числе ведущие СМИ и правительственные ресурсы – вплоть до взлома сайта премьер-министра. Вспомним также слив данных тысяч армянских граждан, причем в несколько приемов, включая паспортные данные и армейские документы. И последовавшую массовую рассылку фейковых СМС-сообщений армянским абонентам именно на основе этих данных. Не забудем и об интенсивной работе азербайджанских спецслужб в соцсетях: взломе профилей армянских пользователей и использовании их в собственных целях, попытках раздобыть информацию, касающуюся ВС Армении, и многое другое.

Между тем до сих пор ни одно ведомство, в том числе СНБ, не дало разъяснений относительно причин всего перечисленного, не прозвучало ответов на важнейшие вопросы. Каким образом могла произойти столь масштабная утечка личных данных граждан РА? Кто занимается расследованием и занимается ли кто-либо вообще? Что делается для того, что предотвратить подобные опасные утечки? Кто в целом несет ответственность за кибербезопасность Армении, если можно сломать сайт первого лица государства?

СЛЕДУЮЩИЙ КРУГ ВОПРОСОВ, В КОТОРОМ НЕОБХОДИМ ТЩАТЕЛЬНЫЙ "разбор полетов" с последующими выводами, касается подготовленных в Баку антиармянских акций в разных странах мира. Достаточно сказать, что азербайджанцы позволили себе "высунуться" в Калифорнии, чего они раньше никогда не осмеливались делать, понимая соотношение сил. Как, впрочем, и во Франции. Особенный размах, по понятным причинам, получили эти действия в России, где напряженность все еще сохраняется.

Этот комплекс проблем следует рассматривать в контексте взаимоотношений Армения-Диаспора, которые за последние два года претерпели значительные трансформации. Тема заслуживает отдельного анализа, отметим лишь главное.

Во-первых, армянская диаспора показала себя на удивление сплоченной – причем касается это и российских соотечественников, на протяжении многих лет подвергавшихся острой критике за отсутствие организованности и неумения отстаивать свои интересы. Это именно тот случай, когда нет худа без добра.

Во-вторых, Спюрк вновь доказал, что несмотря на ассимиляционные процессы, смену поколений и множество других проблем, армяне всего мира – по меньшей мере, их значительная часть - остаются привержены идее защиты Родины и готовы в любой момент поддержать ее. Мы видели яркое проявление этого в дни Апрельской войны и видим сегодня. В очередной раз убеждаясь, какой огромный потенциал таится в армянстве – потенциал, готовый служить Армении и Арцаху, особенно при должном отношении и грамотной работе армянского государства.

Между тем именно практическое отсутствие этой работы продемонстрировали и демонстрируют последние события. Многочисленные пользователи соцсетей задавались вопросом: где Заре Синанян – Главный уполномоченный по работе с диаспорой, чья роль именно в эти дни должна была проявиться особенно наглядно? Почему в многочисленных акциях за рубежом четко видна роль армянских организаций – комитета Ай-Дата, Армянской ассамблеи, европейских структур, но никак не просматривается функция армянского государства и его специализированного органа по работе со Спюрком?

Крайне важной частью работы с Диаспорой является сотрудничество в сфере лоббистской деятельности. В июле в Конгрессе США развернулась, по меткому выражению одного из экспертов, "война резолюций", в которой опять-таки не проглядывался след армянского государства. Нашим лоббистам удалось вернуть в повестку вопрос оказания прямой американской помощи Арцаху, который уже одобрен Палатой представителей, а принятие документа в Сенате выглядит весьма вероятным. Однако остается висеть, словно Дамоклов меч, резолюция, в которой упоминаются "беженцы из оккупированных территорий Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана", названная тем же экспертом "самым антиармянским документом в истории Конгресса.

Согласно сообщениям, наши лоббисты активно работают над исключением этого пункта, ставшего явным проколом армянской дипломатии, в первую очередь парламентской. Очень хотелось бы знать, что предпринимается со стороны официального Еревана и руководства НС в плане сотрудничества с лоббистскими организациями Америки, дабы противостоять усилиям Турции и Азербайджана. И предпринимается ли?

Впрочем, уже очевидно, что аналогичная проблема существует и в Европе, и в особенно в России, где, несмотря на многочисленность и наличие нескольких крупных организаций, армянские лоббисты никогда не отличались такой же влиятельностью и активностью, как в тех же США или Европе. Эта тема также заслуживает отдельного разговора, в том числе – в контексте государственной поддержки российских армянских организаций со стороны Армении. Ясно одно: необходима обновленная и проактивная концепция работы с Диаспорой, которая учтет все современные вызовы и возможности, предложит механизмы совместных усилий для их преодоления, а также ответит на многие другие крайне актуальные и важные вопросы.

ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ КАСАЕТСЯ И ИНФОРМАЦИОННОГО ФРОНТА, который в июле также выявил немало пробелов. Наряду с хорошо организованной работой в плане оперативной подачи информации с границы, проявились и многолетние проблемы, в том числе – явная недостаточность работы с мировыми СМИ и донесения информации на разных языках и с помощью разных источников.

Каждая из затронутых, как и ряд других сфер, нуждается в тщательном анализе именно с точки зрения работы в чрезвычайных, в первую очередь – военных условиях. Прошли времена относительно спокойного сосуществования как в реальном, так и в виртуальном пространствах – началась и разворачивается, причем очень агрессивно, гибридная война против армянства всего мира, которая требует качественно иных подходов, механизмов и схем с вовлечением действительно высокопрофессиональных специалистов, в том числе представителей Диаспоры.

Отсутствие или формальность такой работы очень дорого обойдется и армянским государствам, и армянском народу во всем мире. Потому что и в том, и в другом случае речь идет не просто о противостоянии, но и о безопасности и самом существовании армянского народа как нации и носителе государственности.