"РЕВОЛЮЦИОННЫЕ" РАСХОДЫ И "КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЕ" ДОХОДЫ

Еще в начале июля председатель Комитета госдоходов Эдуард Ованнисян в беседе с журналистами признал, что ситуация со сбором налогов вызывает озабоченность. И объяснил он это, естественно, коронавирусной реальностью и ее воздействием на экономику, переживающую спад. Между тем сегодня уже очевидно, что положение дел в этом плане более чем тревожное. Доходы бюджета существенно сокращаются, налоговые - в том числе. При этом тратятся бюджетные средства, по сути, без учета фактора сокращения поступлений.

В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ 6 МЕСЯЦЕВ ТЕКУЩЕГО ГОДА по линии налогов и пошлин бюджет Армении получил 680, 2 млрд драмов. Это более чем на 33 млрд меньше, чем в тот же период прошлого года. По сути, речь идет о 4,5-процентном спаде. В целом же доходы бюджета в первом полугодии текущего года сократились на 42 миллиарда драмов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть на 5,5 %. На первый взгляд такой спад налоговых поступлений и доходов в целом не должен вызывать особой тревоги. 5 процентов (плюс-минус) сокращения, конечно, плохо, но не катастрофично. Однако тут следует учесть, что в бюджете страны запланирован более чем внушительный рост доходов казны по сравнению с прошлым годом. По итогам года бюджет должен получить доходов на 13 процентов больше, нежели в прошлом году.

И вот сегодня приходится констатировать, что вместо колоссального роста мы получили спад. Здесь, кстати, отметим, что в прошлом году в ходе обсуждения в парламенте проекта главного финансового документа на 2020 г. Никол Пашинян назвал его (документ) революционным. И прежде всего потому, что планировался тот самый 13-процентный рост доходов и 14-процентный рост расходов. Проект можно назвать как угодно, планировать можно что угодно, однако реальность, по сути, преподнесла совсем иные параметры. Сегодня можно смело сказать, что по линии доходов революционным бюджет 2020-го уж точно не будет. По крайней мере итоги первого полугодия свидетельствуют именно об этом.

Впрочем, это, повторюсь, касается доходной части бюджета. А вот по расходной части есть все основания рассчитывать на революционность. Опять же по итогам первого полугодия казна потратила более 765 миллиардов драмов, тогда как в прошлогоднем первом полугодии этот показатель составлял 636 миллиардов. То есть речь идет о росте расходов (по сравнению с прошлым годом) более чем на 20%. Это даже больше, чем запланированные в бюджете 14%.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОНСТАТИРУЕМ БЮДЖЕТНУЮ ситуацию по итогам первого полугодия: с одной стороны, из-за коронавируса казна получила меньше доходов, чем в прошлом году на 5%, при том, что рассчитывался 13-процентный рост. С другой - по части расходов зафиксирован 20-процентный рост вместо предусмотренных 14%. Иными словами, с одной стороны, теряем доходы, с другой - расходуются средства, как говорится, на широкую ногу.

Надо ли говорить, что если эта тенденция сохранится, то уже очень скоро страна встанет перед колоссальным бюджетным кризисом? Надо ли говорить о том, что в кризисное время необходимо более рачительное использование государственных средств, тем более когда их приток скудеет? Наконец, надо ли говорить о том, что в такой ситуации всем необходимо положить "зубы на полку", включая и должностных лиц, сидящих на премиях? Все это давно было сказано, бюджетные проблемы давно были спрогнозированы. Но, судя по всему, правительство это мало волнует. Как долго оно сможет так продолжать? "Революционно" тратить казну, несмотря на контреволюционное сокращение ее доходов…

Основная тема:
Теги: