КОСВЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРЯМЫХ РЕАЛИЙ

Никол Пашинян уверен, что в Армении однозначно нет социального кризиса, есть социальные проблемы, которые были и в прошлом году. Этой оценкой он поделился с членами правительства в ходе очередного заседания.

А ПРИДАЛИ ЕМУ ТАКУЮ УВЕРЕННОСТЬ не какие-то заумные анализы и исследования, а одна простая цифра, один-единственный показатель от одного-единственного ведомства. Глава армянского правительства глубоко убежден в том, что главным индикатором социального положения в стране является объем выбитых чеков контрольно-кассовых аппаратов. Логическая цепочка тут элементарна. Много чеков - много торговли, много торговли - люди делают покупки, делают покупки - их жизнь не кризисная. И вот, поскольку в августе этого года по сравнению с прошлогодним августом объем торговли по чекам ККА сократился всего на 2,5%, ни о каком социальном кризисе, по версии Пашиняна, речи быть не может. Это всего лишь проблема.

Когда Пашинян переходит на язык цифр, с ним, пожалуй, лучше не спорить. Потому как можно обнаружить столько противоречий, нестыковок и просто математических парадоксов, что нервная система может не выдержать такой нагрузки. Так что спорить по поводу реальности 2,5%-ного снижения торговли не будем. Хотя могли бы. Не по августу, конечно. Но по другим коронавирусным месяцам - уж точно. Так, в апреле оборот торговли упал на 33,1%, в мае - на 18,4%, в июне - на 12,4%, в июле - на 10,4% по сравнению с теми же месяцами 2019-го. Кроме того, в целом в первом полугодии торговля упала на 11,1% по сравнению с прошлогодним тем же периодом.

Но из всего этого он выбрал только август, что просто не может считаться корректной основой оценки. Но, главное, выбрал варчапет не официальные данные Статистического комитета республики (выше были представлены именно данные Статкомитета), а воспользовался сведениями из КГД. Тоже, конечно, официальные данные. Но как-то странно, что глава правительства пользуется альтернативной статистикой. Странно и то, что, имея возможность оперировать прямыми показателями состояния торгового сектора, он пользуется косвенными данными. И уж вовсе парадоксально называть чеки ККА основным индикатором социального положения в стране. Впрочем, на парадоксах зацикливаться не будем. Лучше проследим логическую цепочку варчапета по звеньям.

ИТАК, ЗВЕНО ПЕРВОЕ: МНОГО ЧЕКОВ - много торговли. Вообще-то это вовсе не факт. Чеки - показатели не всего объема торговли, а лишь того, что вне тени. И тут следует учесть тот фактор, что, в отличие от прошлого года, в этом году весь торговый сектор находился под строгим контролем проверяющих органов на предмет соблюдения режима ЧП. То есть в разы повысился риск для торговых объектов быть застуканными и на невыдаче чеков. Стало быть, находясь под общим колпаком государства, торговцы явно меньше шли на нарушения налогово-чековых обязательств. И с учетом этого объем чеков вообще должен был быть значительно больше прошлогоднего, а не на чуть-чуть меньше, что утешает премьера по части социального положения в стране.

Звено второе: много торговли - люди делают покупки. Вообще-то для такого вывода очень важно знать, что именно покупали люди. Что уже не могли себе позволить, а что еще позволял купить кошелек. На эти вопросы индикатор Пашиняна, разумеется, ответа не дает. Тут как раз нужны профессиональные исследования и анализ, что варчапет, похоже, считает излишним.

Звено третье: люди делают покупки - их жизнь не кризисная. Это и вовсе глубокое заблуждение, особенно в нашем случае. Дело в том, что многие покупки делаются за счет потребительских кредитов, выданных банками. Не случайно объем потребительских кредитов растет. Причем растут и риски, связанные с выполнением клиентами кредитных обязательств. Тут отметим, что на днях глава ЦБ привел несколько цифр, касающихся этой проблемы. В частности, по его словам, удельный вес рисковых кредитов в общем кредитном портфеле банков сегодня составляет порядка 6,3%. Однако, по оценкам ЦБ, этот показатель может подняться до 10% и даже преодолеть эту планку. В целом речь идет о 80 миллиардах драмов. А вот еще один банковский показатель, имеющий непосредственное отношение к социальной ситуации в стране: в период коронавируса банки предоставили кредитные каникулы 550 тысячам физических лиц. И сделано это было не только в карантинный период, но и до сих пор банки на клиентов не давят. Разумеется, осознавая резкое падение платежеспособности населения...

Это не социальный кризис, это проблема, которая была и в прошлом году, считает глава армянского правительства. Видимо, кризисом он считает тотальный голод, к чему, конечно же, страна еще не пришла. Но если мерилом социального положения в стране правительство и его глава считают чеки ККА, то очевидно, что и голод не за горами…

Основная тема:
Теги: