Армен АЛАВЕРДЯН: "МЫ ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ"
Карабахская война уже прошлого года оставила нам не только огромную боль утраты родных, близких и просто соотечественников, но и большое число раненых. Часть их, слава Богу, идет на поправку, другая, к сожалению, в недалеком будущем пополнит ряды инвалидов. Какова дальнейшая судьба тех, кому предстоит жить на протезах и в инвалидных колясках? Как решаются проблемы их социализации, интеграции в общество, трудоустройства? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Армена Алавердяна - исполнительного директора общественной организации "Унисон", занимающейся проблемами инвалидов.
- Г-н Алавердян, какова общая ситуация с участниками войны, ставших инвалидами?
- Понятие инвалидности включает в себя широкий спектр проблем и задач, связанных с ограничением физических возможностей людей. Среди воинов армянской армии есть раненые, которые выздоравливают, отрадно, что у определенного их числа ранения не оставят серьезных последствий. Но есть и немало тех, кому потребуется реабилитация в течение нескольких лет, тех, кто останется инвалидом в течение всей последующей жизни. В Армении немало хороших клиник, оказывающих необходимую помощь людям с ограниченными возможностями, но сегодня работа по полноценной помощи инвалидам войны проводится недостаточно эффективно.
На мой взгляд, координации работы и оказанию полноценной адресной помощи мешает отсутствие точных данных о числе раненых и потенциальных инвалидов. Врачи говорят о 2000 инвалидов, по другим оценкам их около 10.000, я рассматриваю среднюю между этими оценками цифру. Официальные цифры скрываются от общественности, держатся в тайне на государственном уровне, не публикуются. Это не позволяет составить адекватную картину ситуации с инвалидами войны и предпринять действенные шаги: разработать конкретный пакет действий по группам инвалидов, понять и оценить их нужды, обратиться в международные организации и т.д. Тут необходимо понимать, что вместе с инвалидностью человек приобретает не только физические ограничения, но и немало предстоящих финансовых расходов, им нужна серьезная поддержка.
- Какие аспекты содержит в себе работа по реабилитации инвалидов войны?
- Реабилитация людей, получивших инвалидность в результате болезни или автокатастрофы не сильно отличается от реабилитации раненых в ходе войны. Существует методика, она наработана специалистами и зависит от каждого конкретного случая. Есть четкие рекомендации и сроки проведения реабилитационных мероприятий. Например, когда и как в случае ампутации конечности переходить к протезированию, как оснастить инвалидную коляску всем необходимым, чтобы максимально обеспечить дееспособность человека, в чем нуждается пациент в случае спинномозговой травмы и т.д. За рубежом эти проблемы решаются легче, действует серьезная индустрия этого направления, нуждающиеся обеспечиваются протезами, колясками и т.д. Однако в случае с инвалидами войны нас интересует также психологический и социальный аспекты.
- В чем они заключаются?
- Как показывают контакты мои и моих коллег с ранеными, сама инвалидность (имеется в виду легкой и средней тяжести) не воспринимается ими как трагедия, в отличие от людей, приобретших ее в результате заболеваний, аварий и т.д. В этом есть своя логика. За время войны эти 18-20 летние мальчики навидались слишком много смертей и кошмаров. У них на глазах взрывались, погибали, истекали кровью друзья и сослуживцы, и для выживших потеря ноги или руки по сравнению с увиденным не настолько трагична. Но это не значит, что они не нуждаются в психологической помощи. Практика общения с прошедшими через войну ребятами показывает: они очень изменились, замкнулись в себе, вне зависимости от того, получили ли они ранение, инвалидность или целыми-невредимыми вернулись домой. Я считаю, что всем участникам активных военных действий, вне зависимости от состояния здоровья, нужна серьезная психологическая реабилитация, которая, к сожалению, у нас не оказывается на должном уровне, так как в Армении эта служба не развита. Психологическая поддержка оказывается разве что специалистами-волонтерами.
- А как насчет социальной службы?
- Она также слабо развита в Армении. Приведу свой личный пример. Я получил инвалидность из-за болезни 30 с лишним лет назад. За весь период ни разу ни один социальный работник не посетил меня, чтобы узнать о социальных проблемах, с которыми я сталкивался многократно. Единственный раз мне была оказана социальная поддержка в Реабилитационном центре Комитета Красного Креста: специалисты поинтересовались моими проблемами, провели адаптацию для инвалидной коляски в санузле, помогли приобрести аккумулятор, чтобы я мог полноценно работать на компьютере, и т.д. А ведь социальные службы должны быть более активны, их работники должны посещать инвалидов, оценивать их состояние, выяснять социальные нужды, решать проблемы. Но вернемся к воинам-инвалидам, которые не обязаны знать, как их следует адаптировать к жизни в новых условиях, обеспечить удобное передвижение и качество жизни, независимость, возможности работать, учиться и создать семью. Для этого существует социальная служба и ее работники. Но тут мы возвращаемся к началу нашей беседы. В плане социальной поддержки к проблемам воинов-инвалидов в Армении нет государственного подхода, как и нет статистики раненых и инвалидов, а в случае с последними и их конкретного распределения по нуждам. За период войны Диаспора и мы, граждане Армении, внесли немалые суммы пожертвований в соответствующий фонд, и государство обязано использовать эти средства на нужды людей, отдавших свое здоровье и молодость за нашу жизнь.
- От государства действительно помощи ожидать не приходится. Остается уповать на частные фонды и инициативы соотечественников, пытающихся помощь раненым и инвалидам...
- На частных инициативах и фандрайзингах обеспечить качество жизни большого числа воинов-инвалидов вряд ли удастся: их благородная деятельность помогает лишь частично решать вопрос. Вчера я получил хорошую новость: в Гюмри откроется Центр протезирования, оснащенный суперсовременными технологиями. Тем не менее, на государственном уровне я не вижу комплексного скоординированного подхода, отсутствует информация по инвалидам, которые должны знать, на что им рассчитывать, видеть реальную перспективу своей дальнейшей жизни, понимать, имеет ли смысл трата огромных сумм на лечение за рубежом или то же самое лечение можно получить на родине, сэкономив деньги и потратив их на свою дальнейшую адаптацию и социализацию, и т.д. Ведь не секрет, что сегодня в крупных городах Армении, как минимум в Ереване, можно получить медицинскую помощь на уровне качественных европейских клиник.
- Спустя некоторое время инвалидам войны придется интегрироваться в жизнь, работать, чтобы содержать себя, свои семьи и просто быть занятыми. Как решаются вопросы трудоустройства инвалидов?
- Приспособленных для инвалидов рабочих мест в Армении, конечно, мало. Но это глобальный вопрос, не связанный с войной, а зависящий от развитости государства и инфраструктуры, так как тотальной доступности труда для инвалидов нет даже в богатых странах. Однако альтернатива всегда есть. По предварительным данным, большая часть наших инвалидов войны не станут "колясочниками" - это уже хорошо: с протезами легче передвигаться и интегрироваться в жизнь. В плане трудоустройства наша организация "Унисон" имеет большой опыт: за прошедший год нам удалось трудоустроить более 10 инвалидов, и это в ситуации, когда на фоне пандемии мы столкнулись с повальным сокращением рабочих мест. Трудоустройство инвалидов зависит от их специализации. Кому-то придется переучиваться. В офисах надо будет подумать об адаптации рабочего места под каждого конкретного инвалида: этот вопрос также из разряда решаемых, особенно если учесть, что ежегодно часть государственного бюджета направляется на решение проблем инвалидов.
Но в ситуации с инвалидами войны важен другой момент. Я считаю, что для них должны быть не только созданы все условия для трудоустройства, но и разработано множества льгот: бесплатные учеба, медицинская помощь и т.д., которые при желании государство может обеспечить как на бюджетные средства, так и при поддержке общественных организаций, финансовой помощи Диаспоры и т.д. Всем нам и в первую очередь государственным мужам надо помнить: мы обязаны обеспечить качество жизни людей, защищавших нас ценой своего здоровья.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-16 10:21
С группой основателей Международного фестиваля современных искусств Gyumri Art Week и стоящих у его истоков деятелей этого направления мы встретились в одном из тихих уголков Еревана, чтобы подвести итог этому важному культурному событию, обсудить проблемы и выразить пожелания, связанные с дальнейшим развитием фестиваля. Арман Тадевосян, Алексей Манукян, Вазген Пахлавуни-Тадевосян (Вазо) Светлана Навасардян, Эммануэль Косте, Левон Авакян (Лео Ава де Ширак) наперебой рассказывали о днях, проведенных на Gyumri Art Week, порой дополняя друг друга, а иногда высказывая полярные мнения. Не удивительно, ведь современное искусство строится на противоречиях, которыми полна жизнь и на которых построен наш мир. Но именно эта разность, доходя до кульминации, сводится к общим точкам соприкосновения, на пересечении которых и рождается искусство без времени и границ. Именно таким – непохожим и в то же время единым и стал фестиваль 3-й Gyumri Art Week, прошедший 2-18 августа.
-
2024-09-13 09:59
Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству. Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.
-
2024-09-12 10:47
Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.
-
2024-09-09 09:54
27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-09-02 09:32
2 сентября стартует учебный год, который был анонсирован как завершающий этап перехода на всеобщее инклюзивное образование. Армения, согласно принятым 10 лет назад обязательствам, вступила в эпоху равных возможностей развития и доступности обучения, независимо от состояния здоровья и условий проживания каждого учащегося. Вопрос в том, насколько обязательства на бумаге соответствуют реалиям.
-
2024-01-17 10:19
1 января 2024 стартовала программа, по которой социально-врачебная комиссия по определению степени инвалидности (в том числе проходящим повторно) будет определять состояние человека, исходя из его функциональных возможностей. Напомним, что, по официальным данным, с 1 февраля 2023 года 11930 человек уже прошли освидетельствование по функциональным возможностям.
-
2023-10-09 10:45
Ракеты из палестинской Газы - это уже привычно, вроде как норма для израильтян: они падают на них регулярно, в чем я убедился на своем личном опыте, пребывая на протяжении трех месяцев в командировке в Израиле в далеком 1996 году. Сегодня в каждом новом доме есть специальная укрепленная комната (помещение с более толстыми стенами и металлической заслонкой, которая выдвигается из стены и закрывает окно) плюс «Железный купол»: это и превратило ракетные обстрелы в рутину (правда, в тысячах старых домов таких комнат нет).
-
2023-10-04 10:32
Это действительно страшные кадры: город без жителей, одичалые собаки, перемещаемый порывами ветра мусор и запустение. Нет больше города. И сами мы стали призраками в этом городе-призраке. Нас здесь больше нет. Как нет и самого понятия «здесь»…