Последние новости

НОСТАЛЬГИЯ ПО БУДУЩЕМУ

Памяти Вигена СТЕПАНЯНА

"Мое поколение, мы - уже уходящая натура..." - совсем недавно, а кажется, вчера, в этих словах слышалось чуть-чуть рисовки. Кажется – мы просто разговаривали, оказалось – это последнее интервью Вигена СТЕПАНЯНА, драматурга, режиссера, основателя театра, актера, любимца публики, заслуженного деятеля искусств РА. А он не кокетничал, он взял и – ушел!

Борисыч, ты чего?!!!

"Живем, как в тире, и почему-то именно мы на той стороне, куда стреляют", - невесело заметил один из наших ведущих театральных руководителей… Точно заметил!

ВИГЕН СТЕПАНЯН БЫЛ НА ТОЙ СТОРОНЕ, "КУДА СТРЕЛЯЮТ". И дело вовсе не в сжавшейся до двух полюсов политической ситуации в стране и его открыто и часто высказываемой позиции. И даже не в том, что сторона искусства и культуры, в принципе, оказалась в последние годы чужой и "черной". Виген был из категории людей самой не трендовой, самой подозрительной, самой чуждой - той, в которой нынешний вектор "белых, свободных и гордых" чутьем чует инородный элемент и наибольшую для себя угрозу. Виген Степанян был абсолютно городским, абсолютно столичным продуктом, его интеллигентность определялась не рафинированностью, но всегда оптимистичным и доброжелательным отношением к окружающим, какой-то неармянской "невыносимой лёгкостью бытия". Как следствие – он был ироничен, а его обаятельнейшая улыбка была самым победным из всех видов мягкого оружия. И вот сейчас подумалось – а ведь именно Виген был по-настоящему свободным…

Действительно - почему он никогда особо не настаивал на директорствах и худрукствах? Послужной список заслуженного деятеля искусств практически обязывал его к этому. Русский театр им. Станиславского и Национальный театр им. Сундукяна, Государственный Камерный и Музыкальный камерный, ТЮЗ и "Амазгаин", театры Гориса и Капана… Трудно найти в Армении очаг Мельпомены, в котором Виген Борисович не играл роли и не ставил спектаклей. В еще советском 1989 году он основал актерскую студию "Ардзаганк", которая потом переродилась в театр "Метро", которым он руководил несколько лет. А когда в "Метро" решили сменить руководство, почти на десять лет уехал в Бейрут, где тоже не сидел сложа руки, а организовал замечательный детский театр – детские музыкальные спектакли вообще были его коньком. Три раза он становился режиссером главного и грандиозного столичного праздника "Эребуни-Ереван". Написал с десяток пьес, а по двум его сценариям были сняты фильмы. Успел даже побывать режиссером Национального театра оперы и балета им. Спендиаряна. Разве этого не достаточно, чтобы ходить по высоким кабинетам, топать ногами и интриговать, пытаясь подкопаться под собрата по творчеству?

ОН НИКОГДА ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛ. Повозмущаться, если оставался без работы, в рамках порожнего трепа за чашкой кофе – кто не без греха? Совершить поступок, который потом назовут "подлостью" – никогда. Для этого он был слишком мужчиной и интеллигентом. И, очевидно, ценил свою свободу выше стабильной зарплаты. Эта свобода позволила ему не только сыграть десятки и десятки ролей в театре. Эта свобода вкупе с владением большой культурой и бьющим через край обаянием позволяла ему становится "своим" в любой компании в любой стране. И в кино он снимался не только отечественном, но на разных студиях за ее пределами. И блистать умел не только в роли, но за ее пределами.

В последние годы ему дважды довелось играть шекспировских королей – Дункана на сцене Национального театра, и Лира в ТЮЗ-е. Фактура Вигена Борисовича и его знаменитый, в миг узнаваемый бархатный голос делали его персонажей царственными по определению. "Король Лир" в постановке Акопа Казанчяна переродился в международный – российско-армяно-киргизский проект, и мы поехали в Бишкек на премьеру. Виген играл блистательно, это был триумф! Многонациональная труппа, особенно ее женская часть, смотрела на него с полным обожанием, тем более, что кто-то видел его в кино, в российских проектах. Он был мегазвездой, и справлялся с этой ролью не менее блистательно – "простой и великодушный Демиург". Это было очень по-актерски, и очень понятно. В этом проглядывалась ностальгия – ностальгия артиста по временам больших гастролей, частой смене декораций, творческому и человеческому общению, по атмосфере богемы, которая есть "дитя свободы"…

"Потеря земли, тысячи жертв – ведь поколение ушло! - это же такая трагедия, боль такая…", - знаменитый, в миг узнаваемый, на сей раз громовой голос Вигена Степаняна зазвучал над Оперной площадью в день митинга оппозиции… Теперь можно сказать, что его последнее выступление было для многих тысяч. И оно стало неожиданностью лишь на секунду. Ну, да – он всю дорогу не скрывал своих взглядов. Ну, да – он не захотел быть половинчатым. Ну, да – он, артист, интеллигент, верящий в разумное, доброе, вечное, и это разумное, доброе, вечное сеющий задыхался не только от боли за поколение, которое убили, и землю, которую предали. Он задыхался в этом смраде разложения на "черных" и "белых", ставшего просто разложением. Если перефразировать классика - все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ереване и его окрестностях. Он не мог дышать в этой тьме, пришедшей невесть откуда и накрывшей столь любимый им город.

"ВОЗРОДИТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ, возродить дух культуры – это тяжелейшая, серьёзнейшая работа, которая нам обязательно предстоит. И только это может стать реальной альтернативой той атмосферы ненависти, которую два с лишним годом культивировали. Это такая страшная вещь! У нас сейчас нет альтернатив, как у богатыря на перепутье - нужно быть просто слепым и глухим, чтобы не видеть того, что происходит сегодня. А происходит страшное! Стремление полностью уничтожить, растоптать хоть какую-то нравственную атмосферу продолжается. И это не только трагично, но опасно. Не приведи Господь, если начнется "стенка на стенку" внутри страны, что может быть страшнее того, когда брат идет на брата - это будет просто гибельно. А с другой стороны, когда перед тобой китайская стена в человеческом обличье, которая не способна принять ничего кроме принятой два с половиной года назад религии, точнее секты "свидетели Никола"… Наверное, Занзибар – очень хорошая страна, и конечно, если там будут гибнуть люди, я искренне посочувствую и пожелаю им мира. Но сейчас речь о моей родине! Я не желаю, чтобы тот, кто за все это в ответе, теперь представлял дорожную карту и объявлял, что через полгода все будет ОК! Я верю в потенциал своей нации. Я верю, что есть люди, для которых существует не культ личности, а культ Родины!", - настаивал Виген Степанян в том нашем, совсем недавнем и, как оказалось, последнем разговоре.

У него было прооперированное сердце, на которое он не любил, не в пример многим, жаловаться…

А может он просто устал – устал от чуждого и чужого времени, в котором не оказалось место всему тому, что было ему дорого, что составляло смысл его жизни - свобода, достоинство, культура, творчество.

Виген Борисович, тебе надо было дождаться!                      

Виген Борисович, нам будет тебя не хватать! 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ПУСТЬ БУДЕТ И АРМЕНИЯ, И НАЦИОНАЛЬНЫЙ, И ДАЖЕ СУНДУКЯН!
      2024-02-20 10:33

      Охота к переименованиям... Ее можно было бы воспринимать как веру в то, что если имя - это судьба, то новое красивое имя может стать путем в рай. Только вот общий контекст заставляет сильно опасаться такой охоты - как благих намерений, которыми вымощена дорога в ад.

    • КУЛЬТУРЕ НЕ ПЛАТИТЬ – АТТЕСТОВАТЬ И РАСПУСТИТЬ!
      2022-11-18 10:28

      Не только мореплаватели знают легенду о «Летучем голландце» – корабле-призраке, встреча с которым предвещает скорые бедствия. Однако ученые опровергают версию о существовании подобного корабля, считают его обыкновенным миражом...