Последние новости

"ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"

"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН.

"Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

- Артур, последние несколько месяцев "Гой"-эпопеи ты, кажется, перестал быть фронтмэном протеста вашего театра. Что за этим стоит?

- Великого раскола в "Гое" не наступило, но быть причиной дополнительных проблем для коллектива я не хочу. Тут ведь какая задача у министерства - чтобы в их структуре не было ничего, что им не подчиняется. Соответственно, весь этот базар, простите за нескромность - из-за меня. Я не просто не подчиняюсь, я крою их направо и налево. А они все испробовали - влиять через директора, торговаться с какими-то членами коллектива... Причем все знают, насколько я не жаждал руководить и не держался за должность. А вот когда это все началось - да, я принципиально остался, чтобы театр не был уничтожен. Без меня его бы сожрали в два счета.

Был вариант уволить меня, поскольку во время ковида я не прививался и, соответственно, не имел права ходить в театр. Но я бы обратился в суд, и они это понимали. Тогда решили привести "своего" директора. Но этому воспротивился весь коллектив - человека, не имеющего отношения к нашей эстетике и ни дня в этом театре не проработавшего, "жандарма" от министерства, нам не надо! Так что, этот номер тоже не прошел. Потом был аудит, который им тоже ничего не дал. И тогда объявили о невыполнении плана на 3 миллиона и просто поставили вопрос о закрытии театра... Но я не унимаюсь и крою их так, как они того заслуживают.

- Тем не менее страсти в определенной мере улеглись. Вроде пришли к какому-то консенсусу.

- Определенная часть театра пришла к соглашению с министерством, и на 2024 год все останется как было. "Гой" - государственный театр, играет на своей площадке и получает госзарплату. А вот со следующего года театр утрачивает госстатус и становится независимым, но получающим какой-то грант от государства. Так что, этот год мы еще на госдотации, а дальше станем ООО, мы уже его открыли - играй, зарабатывай, живи, плюс финансовая поддержка от министерств, которая облегчает вопрос аренды за помещение.

- Вариант, с одной стороны, так себе, с другой, и по сравнению с угрозой закрытия - победный. Чем он не устраивает тебя?

- Для нас сверхзадачей было сохранить "Гой", не дать "слить" его в Сундукяновский театр. С самого начала я всех предупредил, что нам предстоит тяжелый путь, вы можете какое-то время не получать денег и прочее, кто-нибудь готов спуститься в Сундукяна? Нет! Но часть коллектива согласна на потерю статуса. Я с этим не согласен и собираюсь идти до конца. И если что-то пойдет не так, вот тогда я уйду из театра, чтобы иметь право продолжать бороться за "Гой".

- А в какой точке находится ваше судебное разбирательство?

- Тут стоит вспомнить, что гражданский суд, куда правительство перенесло наше дело, не принял его к рассмотрению и сразу направил выше. Там такое количество нарушений! Если помните, наш театр был в одну секунду и безо всякой законной мотивации вычеркнут из госрегистра. После чего, что называется, под покровом ночи изнутри закрыли двери в "Гой" и объявили, что вход с той, сундукяновской стороны. А там требуют пропуска, которых, разумеется нет! Как "правопреемник" "Гоя" директор Вардан Мкртчян скоренько отозвал наше первое обращение в суд, а вот позаботиться о пропусках для новых членов коллектива как-то не заморочился. Потом никак не могли найти наши трудовые "дела", и мы два месяца не получали зарплату. Наконец, этот директор прислал всем нам письма - надо явиться для подписания нового договора, в котором произошли серьезные изменения. Естественно, никто из нас не пошел - и Вардан Мкртчян всех рассчитал. Профессор, мы два раза приходили к тебе, причем с журналистами, и ты нас не впустил в здание!..

Словом, стать "владычицей морскою" у него так и не получилось - структурно "Гой" в Сундукяновский театр так и не влился. Наше заявление принято кассационным судом на основании того, что решение госрегистра незаконно, а значит, незаконны все действия министерства. На начало сентября назначено следующее слушание. А Вардан Мкртчян смотрит на все, что я говорю в публичном пространстве, так же нервно, как сейчас Никол смотрит на акции протеста, возглавляемые Багратом србазаном.

- Веришь, что протест вернет все на круги своя - от границ Армении до границ "Гоя"?

- Конечно! Сомнением я буду только сам себе мешать. До сих пор все идет очень правильно, продумано, с налетом тайны, с развивающейся интригой.

Это же все единый огромный комплекс вопросов, которые нужно решать - вернуть Армению в нормальное русло. Эти гады пришли и испортили, испоганили все. Все! И если те, кто возьмет на себя ответственность за нашу страну после них, не отменят все их шаги, не объявят во всеуслышание, что все это, все что они сотворили, было антинациональным, антиармянским проектом, они вызовут у меня еще большее неприятие. Те, кто придут, должны все восстановить - от нашего достоинства до Министерства Спюрка и Музыкального камерного театра. И непременно - суд, кара не только Божья. Если не будет прецедента - за содеянное со страной, государством, нацией ждет жестокое наказание, а не отдельный особняк и прогулки с охраной - ничего не измениться. А дело Баграта cрбазана действительно священное, и оно обречено на успех.

Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "1489" - НА "ОСКАРА", ДЖАГИНЯНА - НА МЫЛО!
      2024-10-16 09:13

      "Армения могла получить первый в своей истории "Оскар"!" - сказано в заявлении, которое сделало сообщество документалистов в связи с решением Национальной киноакадемии не выдвигать в конкурсную программу иностранных фильмов "Оскара" фильм "1489" Шогакат Варданян, а выдвигать картину Эдгара Багдасаряна "Яша и Леонид Брежнев".

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.

    • "ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
      2024-10-12 10:28

      Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…

    • ЧТОБЫ ВИДЕЛИ!
      2024-10-07 10:18

      "Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!